Методические рекомендации развития младших школьников в свете требований стандартов второго поколения


Скажи мне -
и я не забуду.
Покажи мне –
и я запомню.
Вовлеки меня –
и я научусь!
(Восточная мудрость)

Школа – это удивительное государство. Здесь проходит детство, начинается пора юности, это старт в большую взрослую жизнь.

Позывные завтрашнего дня

«Не так-то просто быть педагогом в двадцатом веке!» - справедливо заметил в одной из статей Чингиз Айтматов. Сколько раз я убеждался в этом: «Да, не просто и ответственно!» Сейчас идет XXI век.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих условиях выдвигает приоритетный вопрос воспитания детей – граждан будущего, способных чувствовать любовь к Родине, иметь свое Я.
От школы и от учителя требуется не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех ребят, но главное, научить школьников творчески распоряжаться ими.
Начальное общее образование – первая и обязательная ступень общего образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования второго поколения направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели выпускника начальной школы, и призван обеспечить следующие цели:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться;
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Жизнь нашего сегодняшнего ученика должна проходить в быстро изменяющемся информационном мире. Чтобы найти свое место в жизни, нужно
быть коммуникативным;
уметь ориентироваться в большом объеме информации;
уметь всегда учиться;
быть креативным.
Именно школа закладывает основы таких качеств личности.
В основных положениях «Закона об образовании» уделено большое внимание новым стандартам.
На сегодняшний день начальная школа неразрывна, связана с новым стандартом.
В основных положениях стандарта прописано, что начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).

Предметные области освоения основной образовательной программы начального общего образования многообразны: математика, русский язык, литературное чтение и т.д.
Однако, основной формой обучения был, есть и буден все-таки УРОК.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для обучения, воспитания и развития всех учеников.
Основная цель образовательной деятельности сегодня
– научить учиться, т.е., Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться – совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Именно на это обратил внимание Президент России, подчеркнув, что
« дети не должны наполняться знаниями механически, мы должны научить их добывать знания, научить их учиться». И этого требует современный урок.

Основой моей педагогической деятельности является гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Источником информации и изучения его опыта стали книги Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!» (Москва, 1988 г.), «Педагогический поиск» (Составитель И.Н. Баженова, Москва, 1988 г., стр. 9 - 56), Б.Б. Айсмонтас «Теория обучения» (Пособие основных вопросов теории обучения. Москва, 2002 г., стр. 149), Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» (Москва, «Народное образование», 1998 г., стр. 45-46). Эта технология, определяемая конкретными установками и концептуальными положениями, имеет особенности методики:
гуманизм – искусство любви к детям, радость познания;
индивидуальный подход – изучение личности ребенка, развитие его способностей, формирование потребности к самопознанию, педагогика успеха;
мастерство общения - закон взаимности, атмосфера романтики;
резервы семейного воспитания- культ родителей;
учебная деятельность - приемы материализации процессов чтения и письма, творчество детей.
Гуманная педагогика, по утверждению Ш.А. Амонашвили, прежде всего должна способствовать реализации природы каждого человека, которая проявляется у детей, во-первых, в стремлении к развитию, во-вторых, в страсти к свободе и, в третьих, в потребности взросления. Именно в этом он видит ее высший смысл, ее главное предназначение.
Главной идеей своей педагогической деятельности, с ориентацией на модель выпускника начальной школы, я выбрала проблему формирования основ творческой деятельности младших школьников, реализация которой возможна через технологии развивающего обучения.
Для этой проблемы
Целевая ориентация:

Равные возможности получения качественного образования для всех;
Обучение всех на уровне стандарта.
Обеспечение преемственности начальной и основной школы, а именно адаптивный период 5-6 классы.
Защита от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.
Увлечение детей на уровне творчества.
Выявление, выращивание талантливых и одаренных детей.

Концептуальные положения:

Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
Индивидуальность обучения «трудных» и «одаренных»детей.
Органическая связь индивидуальных и коллективных способов обучения (КСО).
Управление общением школьников; воспитание в процессе учебной деятельности умения слушать и слышать других, умения устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми;
Сочетание урочной и внеурочной форм работы.
Творчество – родом из детства,
и оно - прекрасный попутчик в учебе.
Содержание от игры к знаниям, опирающееся на страсти к развитию, к индивидуальности, к творчеству.
Структура реализации:

АД – аналитическая деятельность
Д - диагностика
НМО – научно-методическое обеспечение
СЗД - сохранение и преумножение здоровья детей
КР – коррекционно-развивающая деятельность
ПВ – просветительно-воспитательная







































Результат

Мониторинг качества знаний, умений и навыков;
Психологическая диагностика.

Психологические и диагностические исследования показывают, что дети идут в школу, идут на урок чаще за общением с друзьями, с учителем. Наивысшую радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности.
Формирование основ творческой деятельности идет либо с опорой на природные данные ребенка к искусству изобразительному, художественному, музыке, либо на знания, умения, навыки, приобретенные в процессе учебного труда.
Основное содержание оценки метапредметных результатов обучения в школе строится вокруг умения учиться – совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. И сегодня остаются актуальными слова В.А. Сухомлинского: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.»
Последние годы в этом направлении я работала над формированием основ творческой деятельности школьников на уроках математики на основе методики диагностики, регулирования и коррекции.

В современных условиях постоянно возрастающего информационного потока, с одной стороны, и резкого сокращения количества учебного времени (Базисный учебный план, СанПиН), с другой стороны, учитель поставлен в условия трудноразрешимого противоречия: как научить большему за меньшее время. Очевидно, что разговор должен идти в рамках смыслового значения интенсивных образовательных технологий.
В процессе обучения, предполагающего усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования), я выбрала технологию развивающего обучения. В основе этой технологии лежит способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Методическая цель этой технологии – создание на уроке условий проявления познавательной активности учеников.
Методика развивающего обучения предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, а также методы и средства обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Развивающее обучение я осуществляю по методике Л.Г. Петерсон, использую опыт группы авторов из Томска, работающих по направлению «Математика. Педагогика. Интеллект.» и группы из г. Пскова О.И. Перьковой и Л.И. Сазоновой, которые утверждают, что поговорить, поразмышлять с детьми о природе, окружающем нас мире растений и животных, о знаменательных событиях в жизни страны можно и на уроках математики. Задания этих авторов направлены на развитие логического мышления и математической речи, где вознаграждением за труд будет развитие сообразительности и смекалки, радость и удовлетворение от познания нового.

При сравнении содержания традиционного и развивающего обучения по математике я бы отметила следующее:


Традиционная система обучения
Развивающее обучение

Образовательный
потенциал
Система обучения построена на достижении образовательной цели методом автоматизации и дублирования ЗУН.
Содержание учебного материала расчитано на среднего ученика.
Построено на организации мыслительной деятельности ученика.
Формирование знаний идет на блочном уровне (практически сразу даются «ключевые» задания на использование одного действия, например, «+»).
Содержание каждого урока- трехуровневое.

Развивающий потенциал
1. Однотипность заданий
Незначительное количество
познавательных задач и задач,
определяющих связь с жизнь
Текстовых задач очень мало,
в основном примеры, причем примеры очень однообразные , порой не отрабатывающие даже порядок действий.
4. Введение элементов буквенной математической символики и их использование в вычислениях дается на уровень усвоения по образцу.
1. Задания, совершенствующие
технику вычисления, даются
не в готовом виде.
2.Задачи имеют нестандартную постановку вопросов (Хватит ли .? Какой путь выгоднее и почему? и т.д.).
3. Использование алгоритмов и схем для отработки вычислений.
4. Задания приближены к окружающему миру:
- в тестах заданий используются герои мультфильмов (это то, что любят дети);
- задачи познаватель-информационного характера, связанные с окружающим миром, природоведением;
задачи практического жизненного содержания;
- в текстовых задачах используется буквенно-числовая символика.
5. Задачи геометрического
содержания имеют нестандартные формулировки (составь фигуру и раскрась ее по результатам вычислений- все это развивает моторику, воображение, а выбор цвета, место раскрашивания дает возможность сделать психологическую диагностику).

Мотивационный
потенциал
Сильные дети скучают, падает интерес к изучению данного предмета, проявляется пассивность.
Дети привыкают к хорошим оценкам за задания, не требующие умственных затрат.
Учащиеся могут обучаться и развиваться в собственном режиме, индивидуально самостоятельно или под руководством родителей и учителя, идет познание окружающего мира.
Ребята испытывают радость познания нового, интересного.



Сравнивая с традиционным уроком, урок в условиях ФГОС имеет основную цель не столько дать знания, а работает на развитие личности. Поэтому основной вид деятельности при этом определяется – продуктивный, исследовательский, творческий.
Способ усвоения – как мы видим из таблицы, мыслительная деятельность – «САМ НАЙУ СПОСОБ РЕШЕНИЯ».
Сравнительная характеристика структуры традиционного и современного уроков позволяет выделить преимущества современного урок, на уровне деятельностного подхода ученика и учителя на протяжении всего урока, на всех его этапах, выделяя ведущую роль учащихся, и учителя – как координатора.
Методологической основой такой организации урока является использование продуктивных технологий, исследовательского и проблемного обучения.
По цели урока – выбирается тип урока. Выбранный тип урока может быть согласован и с нетрадиционной формой: урок – сказка, урок – соревнование, интегрированный урок, и т.д. Однако для этих уроков есть «риск» - когда форма начинает превалировать бы не забывать, что урок, хоть немножко должен еще и обучать».
Итак, мы подошли к основной цели урока – научить детей учиться.
Если по стандартам первого поколения у успешного ученика БЫЛО: я выучил и поэтому я знаю, то успешный ученик сегодня ориентирован – Я ЗНАЮ НЕ ВСЕ, но я ЗНАЮ, как это можно СДЕЛАТЬ, или ГДЕ это можно узнать.
Ведущим этапом урока в этом случае является мотивационный компонент.
Любое новшество вызывает определенные «Риски» и трудности. Переход на ФГОС потребовал от учителя переход на новую организацию своего труда в рамках подготовки к уроку, планировать деятельность каждого ученика в течение 40 минут, а значит, на смену простого конспекта - урока, требуется технологическая карта пошагового действия всех участников образовательного процесса.
Итак, наш ребенок пришел на урок учиться. Он поставил перед собой цель, определил задачи –ДЛЯ ЧЕГО? КАК? ЗАЧЕМ мне это надо?
Наша задача - сформировать устойчивый учебно-познавательный интерес.
И от того, что ученик умеет делать, направить его действия на приобретение им общеучебных умений. А это значит, необходимо направить ребенка на правильную организацию учебной деятельности.
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Это может стать характеристикой качественной работы ученика, а именно
уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;
   отношение учащихся к учебному труду;
   отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;
   объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;
   наличие у учащихся познавательного интереса;
   воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;
знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
Переход на стандарты второго поколения, несмотря на то, что дети получили дополнительную нагрузку в виде 10 часов на внеурочную деятельность, ФГОС и современный урок имеют все-таки свои «ПЛЮСЫ», среди которых хотелось бы отметить
Плюсы современного урока
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
Комплексное планирование задач урока.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Процесс обучения в нашей школе не ограничивается сообщением определенной суммы знаний; обучение математике способствует развитию умственных способностей, волевых черт. А арифметика способствует воспитанию навыков логического отвлеченного мышления: наблюдая отдельные факты, учащийся приходит к общему выводу.
Зависимость одних математических знаний и навыков от других, их внутренняя последовательность и логичность имеют большое воспитательное значение: учащийся на доступном для него материале убеждается, что пробелы в знаниях тормозят дальнейшую работу – это уже первый шаг к воспитанию сознательного отношения к учебному труду.
Развивая у учащихся умение логически мыслить и решать практические задачи, математика воспитывает навыки в установлении функциональных зависимостей величин, отыскании законов, выражающих эту зависимость.
Воспитывающий характер обучения ярко сказывается при решении задач. Здесь развиваются логическое мышление, речь, воображение, память и другие качества. Ученик только тогда может решить задачу, когда ясно представляет все процессы, вытекающие из условия задачи, в их взаимной связи, только тогда он начинает намечать план решения и выражать свою мысль словами. Математика-наука точная, и при обучении математике от учащегося требуют точных и сжатых формулировок правил, определений, объяснений. Умение точно и кратко выразить свою мысль имеет в жизни большое значение.
Необходимо добиться, чтобы учащиеся не только знали правила, определения, формулировки, но и понимали их смысл, значение, умели применять их при решении задач.
Учащиеся должны решать задачи не только из учебника, но и составлять задачи на числовом материале, в котором отражается жизнь и деятельность коллектива учащихся и жизнь и труд взрослых. Составление задач на местном материале и решение этих задач способствует развитию самостоятельности и инициативы, активизации учащихся в процессе обучения, укрепляют связь теории с практикой и приближают обучение математике к жизни.
Необходимо отбирать такой числовой материал при составлении задач, который представляет интерес для учащихся и не требует большого количества времени для объяснения технических и других терминов, входящих в содержание составляемой задачи.
Самостоятельное составление задач учителем и учащимися должно стать системой обучения.
Самостоятельно составленные задачи могут быть подражательного характера, с использованием имеющихся в учебнике, или соответствующими заданной тематике.
Задачи первого вида имеют малое образовательно-воспитательное значение, и их можно допустить с целью ознакомить на них учащихся со структурой задачи (т.е. заставить четко понять, что каждая задача в себе содержит: 1) условие с теми или иными числовыми данными; 2) вопрос; ), с тем, как формулируется содержание задачи и ставится вопрос, показать при составлении задач связь теории с практикой.
Гораздо большую ценность имеют задачи второго вида, и они должны по преимуществу применяться на практике.
При составлении задач учащимся понадобятся числовые данные. Эти данные можно почерпнуть из разных источников, а именно: а) из жизни учащихся. Родителей, взрослых, путем опроса учащимися, знакомых и т.д.; б) из газет, журналов, справочной технической литературы и т.д., в) из материалов экскурсий и т.д.
Чтобы оценить значение этой работы в воспитательно-образовательном отношении, проанализируем процесс составления задачи.
Этот процесс может состоять из следующих этапов:
Выбор темы и определение вопроса;
Выбор жизненного материала для задачи;
Подбор числового материала;
Установление связи между искомым и данными;
Словесная формулировка задачи.
Таким образом, при составлении задач учащийся видит, что задача тесно связана с жизнью.

Обучить младших школьников математике – значит обучить решению задач. Текстовая задача – лишь материал, который может способствовать раскрытию личности ребенка. Здесь работает частнопредметная технология Р.Г. Хазанкина.
Решение задач является наиболее характерной и специфической разновидностью свободного мышления.
Уильям Джеймс
Объект исследования
Учащиеся 1 – 4 классов муниципальной средней общеобразовательной школы № 3 г. Кызыла, мои выпускники начальной школы.
Предмет исследования
Изучение проблем, связанных с изучением математики учащимися в адаптационный период перехода из начальной школы в основную и обучение в 5-6 классах.
Решение текстовых задач вызывает определенные трудности, основу которых составляют:
Не понимание текста (слабая техника чтения, низкий словарный и смысловой запас).
Неумение выделить математические величины, определяющие содержание задачи.
Отсутствие прочных знаний, определяющих связь между величинами.
Вычленение из большого малого (отсутствие воображения, вычленения из сложных задач «ключевых»).
Отсутствие прочных общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, умозаключение и т.д.)
Концептуальные положения и гипотезы:
Все положения личностного подхода, педагогики сотрудничества.
Содержание от игры к знаниям, опирающееся на страсти к развитию, к индивидуальности, к творчеству.
Воспитание в процессе учебной деятельности умения слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Знание через общение и общение через знание – двуединый процесс.
При этом создается особое пространство, обеспечивающее деятельность учителя и ученика на следующих принципах:
Принципы:
Сотрудничества
Стимулирующий.
Актуализации.
Индивидуальности.
Успешности каждого ученика.
Нравственности, эстетики, культуры.
Принцип связи с жизнью.
Направления моей деятельности на определенном этапе определяются целями и задачами каждого конкретного урока, а значит преобразованием содержания обучения, выбором соответствующих методов и приемов, использованием наиболее эффективных средств обучения.

Методы обучения решению задач
В ходе обучения решению задач необходимо выделить классификацию задач и соответствующие им методы::
по структуре:
«ключевые»
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (тренажеры по образцу и аналогии)

стандартные
составные
объяснительно-иллюстративный, проблемный


нестандартные

объяснительно-иллюстративный, проблемный
частично-поисковый, исследовательский



В соответствии с психофизическими и возрастными особенностями младших школьников содержание учебного материала по решению задач в программе начальной школы располагается следующим образом:

Виды задач
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

«ключевые» стандартные
80%
46%
34%
22%

составные стандартные
15%
49%
58%
70%

нестандартные, логические
5%
5%
8%
8%


Таким образом, основная часть простых «ключевых» задач приходится на первый класс, где идет формирование основных понятий, взаимосвязи величин, а решение основано практически на отработке по образцу. И только составные задачи дают возможность работать над формированием основ творческой мыслительной деятельности школьников.
В ходе работы над задачей нужно позаботиться о том, чтобы учащиеся ясно представляли себе, что значит ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
ЗАДАЧА;
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ;
АНАЛИЗ ЗАДАЧИ;
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ;
ВОПРОС ЗАДАЧИ;
ОТВЕТ ЗАДАЧИ;
ПРВЕРКА ОТВЕТА НА РЕАЛЬНОСТЬ.
Формы и приемы организации учебной деятельности детей определяются видами и содержанием задач.
Стандартные задачи - отработка понятий, основанных на соотношении между величинами с использованием схем, таблиц, сюжетных картинок; прием работы по образцу.
Задачи практического содержания расчетного характера, требующие соединения учебных умений в реальной жизни (Сколько надо краски для ремонта квартиры, если...) , реализация принципа связи с жизнью; прием проблемных вопросов, практических работ.
Задачи, способствующие развитию интеллекта и осуществлению межпредметных связей, когда учащимся ответы даются не в готовом виде, а в задачах (Какая птичка самая маленькая и каков ее вес?).
4. Практические творческие задания –
составление текста задачи по схеме;
составление текста задачи по выражению или формуле;
составление текста задачи, которая решалась бы сложением, вычитанием, и т.д.
Цель данного задания:
1) развитие устной и письменной речи, т.к. РЕЧЬ - ПОКАЗАТЕЛЬ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
развитие умений и навыков подбирать реальные числа, отражающие действительность окружающего мира, связь с практикой;
развитие детской фантазии, воображения.

В любом случае подборка задач, их игровая, познавательная форма, помогут развитию способности рассуждать, логически и творчески мыслить, вырабатывать отношение к математике как к науке. Мною составлен сборник арифметических задач, который используется на уроках математики в качестве индивидуальных заданий. Кроме того, этот сборник содержит задачи, составленные самими учащимися. Разделы этого сборника таковы: «Это должен знать каждый» (задачи обязательного базового уровня); «Математика и жизнь» (задачи практической направленности); «Твори, выдумывай, пробуй» (задачи на сообразительность, логику);
В классах с традиционной формой обучения я использую факультативный курс развивающего обучения, программу которого разрабатываю сама, исходя из возможностей класса.
Я считаю, что моя задача, как учителя в этом направлении, не прорешать как можно больше задач, а научить своих учеников работать с задачей и познакомить с разными способами их решения, а дети сами выберут нужный им удобный способ в каждой конкретной ситуации. Учащиеся, которые овладевают навыками решения задач, успешно справятся с изучением других предметов, где надо рассуждать, обосновывать, обобщать, делать выводы.
Основным результатом своей педагогической деятельности я считаю не только хорошие оценки моих выпускников, способность успешного продолжения образования, дальнейшее участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, что, конечно, очень важно. Но и то, что у учеников формируется система знаний, личностных качеств и способов поведения, позволяющая занять достойное место в обществе.

Урок будущего – это урок ДОБРА, МУДРОСТИ, РАДОСТИ.
Урок будущего – это урок, который помогает человеку сохранить то страстное стремление, о котором Б.Пастернак писал:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
ЖИТЬ, ДУМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЛЮБИТЬ,
Свершать открытья!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла Республики Тыва

Формирование основ творческой деятельности младших школьников

Пономарева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов



АД Д



Д


КР


СЗД



НМО



Формирование основ творческой деятельности младших школьников


П-В



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915