Метод проектной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства как условие достижения новых результатов образования


УДК 372.874
Л. И. Баркалова,
МАОУ «Гимназия №42»,
г. Кемерово
e-mail: barluba@yandex.ru
Метод проектной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства как условие достижения новых результатов образования
В статье рассматривается организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5-ом классе по теме: «Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства»
декоративно-прикладное искусство, проектная деятельность, метод проектов.
L.I. Barkalova“Gymnasium # 42” Kemerovo
e-mail: barluba@yandex.ru
Project method at Art lessons as a condition to achieve new educational results
The article tells about project method at Art lessons in the 5th form on the topic “You are a craftsman”
Arts and crafts, project method, project activity
Современное преподавание изобразительного искусства - это не обучение только конкретным приемам действий, а освоение учеником новых способов деятельности в среде визуальной культуры.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) для формирования интереса к искусству, активации познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства метод проектов реализуется в форме выполнения индивидуальных творческих изделий декоративно-прикладное искусство под руководством учителя.
Как известно, что проектная деятельность складывается из следующих компонентов: мотивации - интереса и желания учиться; действия оценки самим учеником (а не учителем) собственных усилий и их результата; контроль способов своей деятельности; действия моделирования в обобщенных формах осваиваемых знаний и способов деятельности. Поэтому внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Такое обучение личностно ориентировано и имеет значительные преимущества. Метод проекта позволяет учиться на собственном опыте, реализуя конкретное дело; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
В качестве метапредметных результатов обучения следует назвать:
- использование средств ИКТ для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала для выполнения творческих проектов;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Темы проектных работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося (доступные материалы, материальные возможности), учитывается интерес к работе и посильность выполнения. В ходе проектной деятельности используется индивидуальная форма работы. Определяются критерии оценки продукта проектной деятельности. Оформление проекта ведется в соответствии с требованиями к самой работе (дизайн, грамотность, доступность, не перегруженность и т.д.). Защита проекта проходит в виде представления самого проекта, презентации этапов работы, обсуждения результатов, анализ проделанной работы, эссе-вывод и рефлексия.
Реализуя учебный проект «Ты сам-мастер декоративно - прикладного искусства» учащимся 5 класса предлагается создать декоративные работы в материале, например, для росписи батика следует подготовить ткань, рамку, специальные краски, кисти; для изготовления витража понадобится другое оборудование. Сроки реализации проекта 17 часов.
Цель проекта: освоение учащимися различных техник выполнения изделий в стиле декоративно-прикладного искусства. Разработка и изготовление декоративного изделия.
Планируемые результаты:
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности.
В результате работы над проектом ученики смогут:
- использовать материалы и информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях), необходимые для создания декоративно-прикладных изделий в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- ориентироваться в мире профессий, развивать умение оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам декоративно-прикладной деятельности;
- активизировать творческое воображение в освоении декоративно-прикладного искусства;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами, соблюдать последовательность технологических операций;
- оценивать результаты труда и уважительно относиться к трудовой деятельности;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, представлять результаты своей деятельности с использованием ИКТ.
Результатом проектной деятельности является сама деятельность, а продукт - это одно из воплощений замысла.
Содержание проекта
1 этап. Введение. Погружение в проект. (1 час)
Ознакомление с основными понятиями и этапами проекта, целью, задачами проекта. Получают основную информацию о сборе материала, формулирует проблему проекта.
2 этап. Организация деятельности. (2 часа)
Знакомство с критериями оценки качества изделий проекта. Планирование работы по решению задач проекта. Выбор материала, деталей проекта, инструмента. Обучающиеся создают эскиз, рисунок будущей творческой работы. Отвечают на вопросы.
- Для чего нужны предметы декоративно-прикладного искусства?
- Какие полезные изделия можно изготовить: из пластилина, теста; из бумаги, бумажных салфеток; из природного материала?
3 этап. Осуществление деятельности. (12 часов)
Составление плана работы. Предложения по усовершенствованию проекта. Работа в материале, выполнение фото этапов работы. Оценка и самооценка проекта. Эстетическое обоснование проекта. Корректировка проекта. Оформление проекта. Написание эссе. Подготовка презентации PowerPoint для защиты проекта.
4 этап. Презентация проекта. (2 час)
Защита проекта и подведение итогов. Рефлексия проделанной работы. Выставка работ.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Характеристика деятельности учащихся Кол-во часов
1 Введение. Погружение в проект. Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте
Я планирую сделать (моя идея).
Что и как я буду делать (план).
Какие нужны материалы…
Какие нужны инструменты…
В результате… 1
2-3 Организация деятельности. Выбор главной идеи.
Как найти информацию.
Подготовка необходимого для работы материала 2
4-5 Осуществление деятельности Работа с выбранными материалами для проекта.
Консультация учителя по проекту.
Фото этапов выполнения проекта.
Оформление результатов работы в форме презентаций PowerPoint.
Название работы. Назначение. Применение изделия.
Составление эссе. 12
16-17 Презентация проекта Презентация результатов проекта на уроке-конференции.
Оценивание работы по проекту участниками, учителем.
Подведение итогов.
Рефлексия
Выставка работ учащихся. 2
Итого 17
В основу технологии «метода проекта» положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Литература
Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013. – 192 с.: ил.
Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2013. - 112 с. (Метод. библ-ка)