Модель мониторинга качества образования в условиях введения ФГОС в начальной школе


«Модель мониторинга качества образования в условиях введения ФГОС в начальной школе».
Выступление на РМО учителя начальных классов
Головковой Веры Ивановны
МБОУ «СОШ №11» пос. Рыздвяного
г. Изобильный
2016 год
На современном этапе начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования должен обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание начального образования и воспитания и его результат.
 Ключевые характеристики ФГОС НОО
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причём на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребёнок. Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но на развитие ребёнка. Важнейшей характеристикой Стандарта является идея о системном характере результативности начальной школы: личностные, метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеучебная деятельность начальной школы.
Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, полученные на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу  НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, учитель начальных классов должен не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников. 
В начальной школе необходимо осуществлять постоянный мониторинг качества образования. Что же такое «мониторинг»? У него много определений.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. слайд 1
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. слайд 2
Мониторинг - это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора   средств их решения. слайд 3
 Два уровня мониторинга в школе. 
Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.
Мониторинг второго уровня  (внутришкольный)  осуществляет администрация школы.
Мы поговорим о мониторинге, проводимым учителем, так как именно мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса    трудно представить  успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок  не позволяет объективно оценивать деятельность   ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Педагогический мониторинг – это   анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область.   Определяем периодичность проведения мониторинга.
Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в начальной школе, является сформированность универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма формирования УУД.
Успешность усвоения предмета, опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.
Цель мониторинга:
* проанализировать и оценить результативность обучения;
*оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
*проанализировать успешность обучения с учётом особенностей детей;
*обобщить опыт, избежать в будущем ошибок. слайд 4

Задачи мониторинга:
*непрерывное наблюдение за качеством ЗУН;
*своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих;
*предупреждение негативных тенденций;
*осуществление краткосрочного прогнозирования развития;
*оценка эффективности. слайд 5
Очевидна связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах. Мониторинг связан с оценкой и реализацией планов. Он проводится там, где фактическое сравнивается с намеченным, главная задача мониторинга заключается в уменьшении разницы между ними. мониторинг и оценка настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы. При проведении мониторинга учитываем: учебные возможности младших школьников; индивидуально-дифференцированный подход при его проведении; коррекционную работу на перспективу. Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
 Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:
- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
- первичная диагностика учащихся;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики. слайд 6 Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.
Объектом  мониторинга является класс в течение 4-х лет.
Объекты мониторинга:
  1.Универсальные учебные действия младших школьников;
2.Психолого – педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе: проектное обучение,   личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающее.  
4. Внеурочная деятельность.
Программа действий мониторинга (алгоритм) : 
1.Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.
2.Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
3.Промежуточный контроль.  
4.Повторная коррекция.
5.Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)
6.Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
7.Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.
8.Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
9.Диагностика.
10.Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).слайд 7
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.
Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.
При проведении мониторинга учитываем:
Учебные возможности младших школьников;
Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
3. Коррекционную работу, включающую работу над ошибками.
Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки).
По своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.
Мониторинг должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам. Поэтому главной задачей является определение индикаторов, источников информации, технологии анализа и представления информации.
Виды мониторинга:
по целям –
                                   (оперативный,                                    стратегический,
                                    тактический);
по этапам обучения –
                                   (входной или отборочный;
                                    учебный или промежуточный;
                                    выходной или итоговый);
по временной зависимости –
                                   (ретроспективный;
                                    предупредительный или опережающий;
                                    текущий);
по частоте процедур –
                                  (разовый,                                   периодический,
                                   систематический);
по охвату объекта наблюдений –
                                  (локальный;
                                   выборочный;
                                   сплошной);
по организационным формам –
                                  (индивидуальный;
                                   групповой;
                                   фронтальный);
по инструментарию –
                                   (матричный;
                                    стандартизованный;
                                    не стандартизованный).слайд 8
     
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий  на всех этапах:
анкетирование;
тестирование;
самооценка;
наблюдение;
контроль ЗУН учащихся;
накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.слайд 9
При проведении мониторинга учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Под этим термином имеется в виду одна из форм общения учителя и ученика, когда все усилия учитель направляет на выявление у учащихся индивидуальных особенностей, присущих ему свойств нервной системы, обеспечивающих его оптимальное развитие и воспитывающих у него умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой единственный стиль деятельности.
Для практической деятельности учителя при индивидуальном подходе важны такие понятия как личность, индивидуальность, потребность мотивации ценностной ориентации.
Основное требование личностного подхода:
– видеть ребёнка как целостную личность с её интересами, потребностями, знаниями, умениями, навыками.
Одной из наиболее характерных сторон личности является её индивидуальность с её характером, темпераментом, особенностями протекания психических процессов, чувствами и мотивами деятельности.
Источником активности личности являются её потребности.
Потребность – это внутреннее состояние личности. Она зависит от внешних конкретных условий деятельности. Потребности постоянно развиваются, перестраиваются и изменяются.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает ей целенаправленную осмысленность.
Ценностные ориентации формулируются в процессе взаимоотношения с людьми. Каждая личность  стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам.
Интерес – эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которые сопровождают стремлением познать их и овладеть ими.
Главная роль в выборе ценностей играют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности.
Учителю необходимо стремиться раскрыть существенные черты личности учащегося, выявить уровень его развития, что даёт возможность определить его отношение к учебной работе, к одноклассникам, а также черты характера, личностные качества. От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей зависит успех обучения в целом.
Индивидуализация обучения невозможна без индивидуального подхода. Только чуткое внимательное отношение к ученику может помочь учителю в решении такой трудной задачи, как обеспечение всестороннего развития.
Принципы мониторинга:
а) принцип непрерывности. Взгляд на мониторинг, как на целостную, динамическую, развивающуюся систему, в которой происходит постороннее структурно-функциональное изменение, носящее не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса.
б) принцип научности. Подразумевает такую организацию слежения, которая построена на научно обоснованных характеристиках образовательного процесса.
в) принцип воспитательной целесообразности. Педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом управления образовательным процессом. В использовании методов, приемов педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие ущерб интересам, достоинству личности.
г) принцип диагностико-прогностической направленности. Информация, полученная в ходе слежения на основании заранее разработанных критериев, должна быть соотнесена с определенной нормативной картиной педагогического процесса.
д) принцип прогностического мониторинга. Смысл педагогического мониторинга состоит не только в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития образовательного процесса, но и в том, чтобы предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку и развитие положительных и трансформацию нежелательных явлений. Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребёнка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счёт совместной работы учителя и психологической службы:  психолога,  логопеда.
Анализируя результаты работы, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные  способы помощи  детям, учитель совершенствует своё профессиональное мастерство.