Создание здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в контексте новых государственных образовательных стандартов


Создание здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в контексте новых государственных образовательных стандартов
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020» является - «ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ»: переход от принципа желаемого «сохранения здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе», формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого».Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического и духовного здоровья - дело не только семьи, но и образовательного учреждения.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты стратегическим приоритетом является создание в петербургской Школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов, формированию здорового образа жизни.
В рамках Программы развития лицея № 623 им. И.П.Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга (2011 – 2015 гг.) разработана целевая программа «Комплексный подход к решению проблем здоровья школьников», включающая различные виды проектов, связанных с системным видением аспектов здоровья, здоровьесбережения и здоровьесозидания в условиях образовательного учреждения. Такими проектами являются:
- «Здоровьесберегающий потенциал ФГОС-2 - здоровьесберегающие аспекты в стандарте 2-го поколения».
В связи с введением в учебный процесс новых образовательных стандартов, основой которых является системно-деятельностный подход к обучению и получение новых образовательных (метопредметных) результатов, в образовательной программе лицея уделено большое внимание разделу - «воспитание и социолизация». В нём подробно представлена деятельность педколлектива на уроках и во внеурочной деятельности по воспитанию нравственных чувств, убеждений, эстетического сознания, а также воспитанию экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни. Особенно это касается начальной школы.
На классных часах классные руководители и учителя проводят беседы о здоровом образе жизни, о правилах поведения в окружающей среде. Лицей активно сотрудничает с центром психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района, специалисты которого оказывают значимую помощь преподавателям. Практически все дети посещают кружки и секции. В классах начальной школы установлены ионизаторы, проводятся физминутки, упражнения для глаз и осанки, динамические перемены. Уроки ЛФК ведет врач-реабилитолог. Для учащихся, у которых неоднократно выявлялись функциональные нарушения системы дыхания, проводятся еженедельные занятия по её коррекции с помощью методики БОС (биологической обратной связи).
«Допрофессиональная подготовка школьников - начальное образование медицинской направленности в условиях школы как компонент профильного обучения и формирования здорового образа жизни учащегося».
Предпрофильная подготовка дает основу социального здоровья - определенного уровня психического и личностного развития, позволяющего успешно реализовывать стремление индивида занять определенное место в обществе. Специально оборудованный, технически оснащенный кабинет сестринского дела дает возможность получить допрофессиональную подготовку, обучить лицеистов первой медицинской помощи на уроках «Сестринского дела» и «Доврачебной помощи».
«Саногенетический мониторинг - как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников».
Два раза в год в лицее проводится саногенетический мониторинг учащихся начальных классов, с помощью которого оценивается функциональный резерв основных адаптационных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной. Для этого в лицее используют 3 прибора: спироартериокардиоритмограф - для измерения электрокардиограммы, частоты сердечных сокращений, артериального давления, фазы дыхания; устройство экспрессоценки психомоторной активности человека по двигательным тестам; топограф оптический деформации позвоночника.
«Физическое здоровье школьников – традиции и инновации».
Одной из инновационных форм укрепления физического здоровья учащихся в лицее является организация школьной спартакиады.
На занятиях физической культурой и спортом формируются нравственные и физические качества, укрепляется здоровье, воля и выносливость. Привлекая учащихся к заранее спланированным мероприятиям, учителя создают благоприятные условия для самореализации учащихся, для демонстрации своих достижений по работе над собой.
Школьная спартакиада представляет собой Комплекс школьных спортивных мероприятий, направленных на решение воспитательных задач, связанных с нравственным, физическим и патриотическим воспитанием
Участниками школьной Спартакиады являются не 20-30 человек, составляющих основную группу наиболее физически подготовленных учащихся, которая представляет лицей на соревнованиях районной Спартакиады, а сотни ребят.
Спортивные мероприятия, игры, походы, соревнования нацелены на демонстрацию степени участия детей в здоровом образе жизни, на определении лучших, победителей. Состязания увлекательны для детей и оставляют яркий след в их памяти.
Удовольствие, переживаемое детьми при исполнении долга, т.е., например, выступления за честь своего класса, школы, клуба, является движущей силой становления личности – патриота своего коллектива.
Официальное признание в виде призового места, количества баллов, дипломов, грамот, призов, публичного поздравления, является мощным толчком к дальнейшей работе над собой и не только победителей, но и, прежде всего тех, кто сегодня был среди побеждённых или даже болельщиком. Поставленные в ситуацию «успеха», дети учатся преодолевать неуверенность в своих силах, заставлять взглянуть на себя по-новому. При неудачах и поражениях они вынуждены анализировать свои действия и причины, по которым победа досталась другим.
Спортивные мероприятия, игры, походы, соревнования нацелены на демонстрацию степени участия детей в здоровом образе жизни. Учителя физической культуры проводят мониторинг физической готовности школьников, на основании которого составляют индивидуальные и групповые урочные и внеурочные задания.
«Духовно-нравственное воспитание школьников – фактор становления духовного развития учащихся».
В основу проекта заложена идея милосердия как сочетание позитивного взаимопонимания, душевного равновесия и духовно-нравственного здоровья человека. В лицее создан музей «Подвиг милосердия», главной целью работы которого является воспитание таких необходимых будущему медику и человеку нравственных качеств, как милосердие, сострадание, любовь к ближнему.
В лицее открыта комната-музей И. П. Павлова и его семьи. Музей сотрудничает с международным, российским, городским, районным комитетами Общества Красного Креста. Ребята нашего лицея состоят в Георгиевской дружине – уникальном общественном юношеском патриотическом движении. Учителями проводятся уроки верности, любви, патриотизма. В лицее нет учащихся, состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, нет правонарушений.
«Экологическая грамотность - залог безопасности школьников».
Учителя химии, биологии, физики нашего лицея вместе с учениками активно включились в работу по защите и сохранению уникальных природных объектов Санкт-Петербурга. Лицеисты участвуют в международных проектах Водоканала, в городских и районных экологических акциях. На уроках ОБЖ ученики узнают как вести себя в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье и здоровье окружающих.
Одним из направлений, с помощью которых в лицее учителя естественно-научного профиля решают проблему формирование экологической грамотности учащихся, является широкое применение методов мини-проектов
Система мини-проектов позволяет вести продуманную работу учителя по формированию у учащихся экологических знаний. Во-первых, небольшие задания разного уровня сложности можно включать отдельными модулями в каждый предмет естественно-научного цикла, во-вторых, не требующие больших временных затрат задания учащиеся выполняют с большим энтузиазмом, в-третьих, важна практическая направленность заданий, их связь с окружающим каждого ребенка миром, упор на то, что ребенок видит вокруг себя ежедневно, что делает сам, в-четвертых, выполненное задание вполне в состоянии заставить ребенка задуматься и осознанно изменить поведение в вопросах бережного отношения к окружающей среде.
Расширить представления детей об окружающей среде, выйти за рамки привычных уроков, показать практическое значение полученных на уроках знаний, подчеркнуть взаимосвязь человеческой деятельности и состояния окружающей среды, решить проблему воспитания бережного отношения к природе и ответственности за ее состояние – вот те задачи, которые позволяет решить систематическое использование экологических мини-проектов в школьном курсе естествознания.