Реализация принципов гуманизации на основе личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры, во внеклассной работе в условиях введения ФГОС

Реализация принципов гуманизации на основе личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры, во внеклассной работе в условиях введения ФГОС

Меняйлов Сергей Павлович.
Дубовской филиал МБОУ «СОШ №8» села Спасское Спасского района
Приморского края


Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебного предмета “физическая культура” состоит в том, чтобы каждый ученик научился правильно оценивать возможности своего организма и использовать весь заложенный потенциал на благо сохранения, укрепления своего здоровья, увеличение долголетия.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Моей задачей в данной работе был выбран отдельный момент, который касается создания системы оценивания успеваемости, применяемой учителями физкультуры. При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету “Физическая культура”. Градация положительной оценки (“3”, “4”, “5”) зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.

I. По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Оценка “5” - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка “4” - двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка “3” - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

II. По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Оценка “5” - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической, или ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Оценка “4” - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка “3” - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

III. По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств я принимаю во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. Я считаю, что задания по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимися за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

IV. Показатели и способы оценки тренированности.
I. Показатели тренированности при дозированной физической нагрузке:
В последние два года я практикую и использую различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой (например, 20 приседаний, 60 подскоков, 2- или 3-минутный бег на месте). Однако для определения уровня тренированности они должны отвечать следующим требованиям:
нагрузка пробы должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям школьников;
проба должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям;
проба должна быть проста и пригодна в любых условиях деятельности педагога;
Результаты обследования школьников оцениваются по следующим признакам:
в процессе тренировочных занятий частота пульса в покое становится реже;
под влиянием занятий физическими упражнениями разница между величинами пульса в положении стоя и лежа постепенно уменьшается;
при прочих равных условиях чем более тренирован организм, тем меньше учащается пульс после физической нагрузки;
чем тренированнее организм, тем меньше время восстановления пульса.
Техника проведения шестиминутной функциональной пробы:
После 5-минутного отдыха лежа подсчитывают пульс в течение 1 минуты;
Ученик спокойно поднимается и стоит 1 минуту; после этого подсчитывается пульс в течение 1 мин.;
Учитель высчитывает разницу между величинами пульса в положении стоя и лежа и умножает эту цифру на 10;
Ученик делает 20 глубоких приседаний в течение 40 сек.; во время приседаний энергично поднимает руки вперед, а при выпрямлении ног (вставании) опускает вниз. После нагрузки учитель вновь подсчитывает пульс в течение 1-й минуты после нагрузки;
Подсчитывает пульс в течении 2-й минуты после нагрузки;
Подсчитывает пульс в течении 3-ей мин. после нагрузки.
Итоговая оценка уровня тренированности получается путем суммирования всех шести полученных результатов. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности. Так, например, у высокотренированных учащихся этот показатель может колебаться в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо тренированных от 350 до 400 (4 балла); у средне тренированных от 400 до 450 (3 балла); у плохо тренированных от 450 до 500 (2 балла); у нетренированных детей или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья – более 500 (1 балл). Более важное значение имеет не абсолютный суммарный показатель, а его изменения под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом у одного и того же ученика или группы учащихся. С этой целью учитель проводит функциональную пробу три раза: осенью (сентябрь), перед зимними каникулами (декабрь) и весной (май) перед летними каникулами; в крайнем случае – два раза в год (осенью и весной). При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышении уровня тренированности, а его увеличение – об ухудшении самочувствия и снижения уровня тренированности. Шестимоментной функциональной пробы на первом варианте, то есть три раза в году (сентябрь, декабрь, май) в 3-4 классах; 7-х классов; 9-х классов и 11-х классов раздельно мальчиков и девочек, юношей и девушек.

V. Простейшие способы оценки тренированности.
Показатели тренированности определяются морфологическими и функциональными изменениями, отражающими состояние отдельных систем организма. Наибольшие возможности для определения уровня тренированности в каждом конкретном случае открываются перед учителем тогда, когда тот или иной метод используется не только в состоянии мышечного покоя, но и во время физической нагрузки. Поэтому, чтобы правильно оценить уровень тренированности, необходимо определять эти показатели в различных состояниях:
в покое;
при выполнении стандартных или дозированных нагрузок;
при максимальных (соревновательных) нагрузках.
Из опыта своей работы предлагаю наиболее простые способы оценки тренированности, характеризующие изменение некоторых морфологических и функциональных данных при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом и зависящие от повышения работоспособности организма в целом.
1. Субъективная оценка. Учитель регистрирует ряд показателей, которые могут (при систематической регистрации) дать представление о воздействии занятий физическими упражнениями на организм в процессе тренировок:
настроение;
общее самочувствие;
работоспособность;
отношение к тренировке (желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, тренироваться);
сон;
аппетит;
сердцебиение;
одышка;
потливость;
болевые ощущения (головные боли, боли в области сердца, печени, селезенки, в мышцах).
Все эти показатели оцениваются учителем по 5-бальной системе по принципу: чем лучше состояние ученика, тем выше балл. Например, первые шесть показателей: очень плохое – 1 балл, плохое – 2 балла, среднее – 3, хорошее – 4, отличное – 5 баллов. Остальные четыре показателя (сердцебиение и др.) наоборот: очень сильное – 1 балл, сильное – 2 балла, среднее – 3, незначительное – 4, отсутствие – 5 баллов.

VI. Оценка физического развития.
Оценивая показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную ёмкость легких, мышечную силу), я пользуюсь стандартами, разработанными для различных возрастных групп школьников в соответствующих районах Российской Федерации с помощью специальных таблиц, составленных на основе метода корреляции. Физическое развитие в целом оценивают по 5-ти бальной системе: очень плохое – 1 балл, плохое – 2, среднее – 3, хорошее – 4, отличное – 5 баллов. Необходимо также отмечать отклонения в физическом развитии, телосложении, чтобы подобрать соответствующие физические упражнения для их исправления.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115