Урок русского языка на тему: Диалог и монолог


Русский язык. 2 класс. УМК Школа России.
(Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г., стр. 10-11)
Тема урока: Диалог и монолог.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: познакомить учащихся с диалогической и монологической речью, правилами оформления диалога на письме, учить выразительно читать предложения в соответствии со смыслом и знаками препинания в конце.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию представления о речи, и ее особенностях.
Развивающие : способствовать развитию умения различать в речи понятия диалог и монолог, умения списывать и проверять написанное.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать умения слушать и вступать в диалог, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: знакомство учащихся с ролью речи, ее особенностях; развитие умения употреблять в речи слова-приветствия; развитие умения списывать и проверять написанное.
Основные образовательные ресурсы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр. 8-9; рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса;
Ход урока.
I. Организация начала урока.1.Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Виктория Александровна.
2. Проверка готовности к уроку.
Проверка порядка на рабочих местах, наличия необходимых учебных пособий и принадлежностей.
3. Мотивация к обучению и познанию.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Фронтальный опрос.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Прочитайте слова, двигаясь по стрелочкам, и вы узнаете тему нашего урока.
Д + И + А+
Л + О + Г
М + О + Н + О + Л + О + Г
- Научись читать быстро:
Слоны умны, слоны смирны. Слоны спокойны и умны.
Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.
Тощий немощный Кощей. Тащит ящик овощей. (приложение слайд 2)
3.Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Что можно узнать о человеке по его речи?
– Какой должна быть речь?
Ответы учащихся (речь должна быть вежливой, уважительной).
Работа по учебнику с 10
Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки.
– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос
Читают вопрос (Как отличить диалог от монолога?) Слушают учителя.
IVОткрытие новых умений, знаний.
1.Каллиграфическая минутка
2.Решение орфографической задачи
Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте)
Прочитайте словарные слова. Что означает словопрощай? Когда мы употребляем слово прощай, а когда – прощайте?
Ученики читают, отвечают на вопросы, записывают словарные слова. 
Запоминают правописание. Спишите, запомните написание.
Разговорная, деловая, научная, художественная
Письменная устная
Речь
Диалог монолог
Говорящие обмениваются высказываниями. Происходит смена говорящих.
Учитель предлагает прочитать определения и ответить на вопрос:  что такое монолог, диалог? Дети читают определения, отвечают на вопрос.
V. Физкультминутка
Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем с тыльной.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
Дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.
VI . Открытие новых умений, знаний(продолжение)
1.Знакомство
Сформулируйте тему урока и цель урока. Какова цель урока?
Чему вы должны научиться на уроке?
Прочитайте строки из сказки.
– Отрывок из сказки – это диалог или монолог? Кто произносит речь, к кому она обращена?
– Найдите слово прощание, подберите слово, близкоепо значению.
 – Спишите 1-е предложение.
Ученики : читают отрывок из сказки. Распознают монолог, приводят доказательства.
Подбирают к заданному слову близкое по значению. Списывают предложение.
VII. Закрепление открытых умений, знаний
Работа по учебнику с.10 , упр. 6 Обратите внимание , что в письменной речислова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире(-)
VIII. Итог урока. Рефлексия
Что такое диалог? Что такое монолог? Ответьте на вопрос 4 из рубрики проверь себя на стр.14 учебника.
IX. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 7 с.5. Составить устно диалог