Развитие художественно-эстетического восприятия мира как средство повышения мотивации к обучению и творческой самореализации учащихся на уроках изобразительного искусства


ГБОУ лицей № 144, Санкт – Петербург
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
Развитие художественно - эстетического восприятия мира как
средство повышения мотивации к обучению и творческой самореализации учащихся на уроках изобразительного искусства.
Васильева Татьяна Петровна, учитель ИЗО, в/к.
2011-2014
1

Эстетическое воспитание и развитие эстетической культуры подрастающего поколения являются актуальными вопросами современности. Личностная ориентация современного образования предполагает приобщение детей к эстетическому опыту человечества, к творческой деятельности, является основой художественно - эстетического развития личности. Способность чувствовать, воспринимать, понимать, осознавать и творить прекрасное – это те специфические проявления духовной жизни человека, которые свидетельствуют о его внутреннем мире. Художественно-эстетическое восприятие мира формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Развитый художественно-эстетический вкус – это устойчивое эмоционально – оценочное отношение личности к прекрасному. В соответствии с особенностями развития и воспитания у каждого человека вырабатывается свой личный вкус в той или иной области.
Философские и психологические аспекты эстетического воспитания широко представлены в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, И Кона, Л.Выготского, И. Долецкой, А. Семашко, В Сухомлинского. За последние годы опубликованы работы В. Левина, Я. Пономарева, В. Кирсанова, Б.Неменского и других.
Каждый человек в течение своей жизни приходит к восприятию прекрасного по-разному. Способность восхищаться увиденным, получать положительный эмоциональный заряд от окружающего мира, наполнять свой духовный мир высоким содержанием сопричастности с природой – этим небом, морем, горами, лесом, пробивающимся холодным родником - великое счастье человечества!
Первый эмоциональный всплеск, еще в далеком детстве, от переливающихся всеми цветами радуги капель на ветках после дождя; удивление от красоты узора и разнообразия цветовых пятен на морозных окнах трамвая, проезжающего мимо зажженных фонарей; хрустящий, искрящийся снег под ногами; мелкая зыбь рассыпавшихся солнечных зайчиков на воде; неповторимые закаты и восходы; облака, рождающие фантастический мир ассоциаций – все это исподволь, незаметно, шаг за шагом, эстетически воспитывает человека.
Но, иногда, человек долго остается глух к окружающему миру, обедняя свою жизнь, не внимая природе.
Задача педагогов эстетического воспитания в школе – научить видеть, удивляться, искренне восхищаться прекрасным в природе, в поступках
2
людей, ощущать сопричастность с творцами высокохудожественных произведений. Чем раньше мы откроем детям красоту Мира, тем
плодотворнее будет решаться эта непростая, наиважнейшая задача, и решать ее нужно всеми силами учителей эстетического, гуманитарного циклов, включая педагогов изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, творческих разделов технологии.
Знакомство детей с величайшими, выдающимися творениями человечества является неотъемлемой частью воспитания художественно - эстетического восприятия мира.
Говорят, в старину в Японии, продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, которые ценились во все века,
чтобы насмотревшись на них, тот всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
В наше время доступность показа сокровищ мирового искусства пришла к нам с IТ - технологиями и зависит исключительно от уровня и компетентности преподавателей. Всеобщая компьютеризация школьного образования, даже в самых отдаленных от центральных городов России школах, позволяет знакомить учеников с выдающимися художественными произведениями мирового уровня. Используя свой опыт и опыт коллег, можно добиться высоких результатов в деле художественно – эстетическоговоспитания учащихся на уроках изобразительного искусства и в изостудиях дополнительного образования.
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. « Достигается это путем организации разнообразной художественно – эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также, развитие творческих задатков и дарований в области искусства». («Педагогика» Харламов И.Ф.,стр.395).
Для развития художественно – эстетического восприятия мира учащихся необходимо:
- знакомить с выдающимися произведениями мирового искусства разных эпох и народов;
- предлагать учащимся задания на создание своих произведений по впечатлениям от знакомства с искусством разных эпох, стилей, направлений;
3
-проводить беседы в форме диалогов, дискуссий, доброжелательных обсуждений ( как по работам мастеров, так и собственным творческим работам детей);
- научить выражать свои суждения и взгляды;
- дать возможность обосновать и отстаивать свою точку зрения;
- научить сопоставлять и анализировать работы художников по жанрам, общим темам, колориту, композиции, творческому подходу;
- знакомить с различными художественными техниками выполнения
работ;
- предоставить возможность своего выбора техники исполнения. Это и есть самостоятельный путь к искусству, к творчеству.
Знакомство с произведением – это внимательное, вдумчивое рассматривание, погружение в пространство художественного образа, составление целостного представления об образном строе картины, понятие смысла формата, каждой детали, общее настроение, определенное колоритом, выразительностью фактуры, гармонии.
Никто не знает, что может «зацепить», разбудить, вспыхнуть искрой и разжечь в ребенке на всю жизнь стремление к прекрасному из огромного багажа, накопленных человечеством художественных сокровищ:
искусство Древнего Египта, Древней Греции - уникальной архитектуры, скульптуры, вазописи; иконопись, искусство Высокого Возрождения, голландские натюрморты или портреты, искусство художников ХIХ - ХХ веков, какое течение? Современное искусство, иногда спорное, необычное, но, сколько мы знаем примеров в истории искусства, когда
современники отвергали, не признавали творчество гениальных художников, и только ВРЕМЯ расставило все на свои места. А сколько еще имен ждут своего признания!
Переворот в сознании ребенка, открытие в себе счастья видеть по – новому, по – своему окружающий мир, пробовать воспроизводить, отражать его в своих рисунках, набросках, иллюстрациях, сопереживать и соучаствовать в жизни прошедшей, настоящей и будущей несет в себе огромный эмоциональный заряд, способный перекинуться на любой творческий поиск в науке и технике, в любой области человеческих знаний.

4
Начать знакомство с прекрасным можно на любом уроке и с любой темы, например, работая над пейзажем в пятом классе, можно показать картину русского художника Алексея Саврасова «Проселок».
Вопрос учителя: - Что вы видите на картине?
Ответы детей – разные: - Дорогу после дождя, грязь, небо и т.д.
- Да! Но тем и отличается взгляд художника от взгляда обычного человека! Кто-то увидит здесь только проселочную дорогу, размытую дождем и разбитую колесами проехавших телег; кто-то идет, проклиная эту непроходимую грязь, едва вытаскивая ноги из засасывающей их жижи, а художник увидел великолепное огромное небо, переливающееся и горящее огнем, эти удивительные полоски облаков, и все это чудо, разбиваясь в тысячах маленьких лужиц, отражается и множится в каждом следе от проходивших ног, в каждой колее от колес.
Этот восторг от увиденного Алексей Саврасов щедро передает нам, зрителям, и это чудо теперь видят тысячи людей, восторгаясь и удивляясь вместе с художником. Ведь и они много раз видели, но не замечали, как это красиво!
Развивать художественно - эстетическое восприятие мира ребенка необходимо с самого раннего детства, учителя начальной школы работают на своих уроках, используя основы знаний по литературе, музыке, технологии и др. В средней школе предмет «Изобразительное искусство», как правило, ведут специалисты, профессионалы с художественным образованием и дальнейшее художественно - эстетическое воспитание личности ребенка должно проводиться на более высоком уровне, с использованием метапредметных связей. Наша задача – воспитать НОВОГО человека, способного воспринимать, отзываться на прекрасное, творить, независимо от выбранного направления деятельности, создавать новое, двигать человечество вперед!