РР. Культура речи. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РР. Культура речи. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
ФИО Фетисова Елена Николаевна
Место работы Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс 5 класс
Тема урока Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
Базовый учебник
Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014
Тип урока: Повторение пройденного.
Цели урока:
(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;
сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи.
 (развивающая)  формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка; уметь ставить знаки препинания при диалоге
(воспитательная) воспитывать  отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет.
Пояснительная записка к уроку
В классе обучается 6 человек, из которых 1 отличница, 3 хорошиста. Дети приучены работать самостоятельно, к творческим заданием относятся положительно, поэтому часто домашнее задание репродуктивного характера не задаю; преобладают задания конструктивного и творческого характера.
Урок планируется провести в компьютерном классе, в котором находится 3 машины, поэтому практическое задание класс выполняет по 2 человека у компьютера.
ЭОР использую на этапе первичного закрепления и только один раз, потому что специфика урока требует присутствия на роке устной речи обучающихся и создание текста-рекомендации, на что требуется около 25 минут.
В качестве домашнего задания к уроку двум обучающимся предлагалось выполнить исследовательскую работу «Культура общения продавца и покупателя в магазине».
По средством урока формируются УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, рефлексивные.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный момент Настраивает обучающихся на рабочий лад, Предупреждает, что весь урок будет общаться с детьми в рамках делового стиля общения. Эпиграф к уроку:
«Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский
(Слайд 2) Настраиваются на работу 1 мин
Мотивация учащихся http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70799099-5177-4985-a8e7-163e53be8f7e/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BQS_005-S%5D.html HYPERLINK "конкурс%20урок.docx" https://www.youtube.com/watch?v=D_3-cMw0qbA
Беседа учителя с учениками (фронтальная работа):
Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее
впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил,
употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.
А что значит, быть культурным человеком? Что для этого надо делать?
Что же такое культура речи?
Какая бывает речь?
Для чего нужна речь?
(Слайд 4) Отвечают на вопросы учителя.
Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и
красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо
учиться.
Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и
коротко излагать свои мысли.
Устная и письменная 4 мин
Целеполагание Учитель организует работу по формулировке темы, цели урока:
-Откройте тетради и запишите число. Сформулируйте тему урока, вставив недостающие слова (Запись на доске с пропуском слов: …………….. Организует работу по формулировке цели.
- Исходя из темы урока, чему каждый из Вас сегодня хотел бы научиться? Формулируют и записывают тему урока.
Каждый для себя записывает на отдельном листочке свою цель, к которой в конце урока обращаются при предметной рефлексии. 2 мин.
Актуализация знаний и умений Организует фронтальную работу, беседа:
Каждая группа получает по одной карточке. Напишите ассоциации к своему слову.
Язык, культура, речь.
-Как можно сгруппировать, чтобы получить общее понятие?(Слайд 3)
Отвечают на вопросы:
3 мин
Изучение нового материала Устная речь и её разновидности диалог,монолог,полилог.
(Слайд5)
Словарная работа:
Диалог-разговор двух лиц.
Монолог- (от моно... и греч. logos - речь) - развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматическом, жанрах
Полилог-(греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
2.УСТНАЯ РЕЧЬ (Слайд 6)
1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.
2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.
3.Говорящий видит реакцию собеседника
3.Характеристикиустной речи
1.ТЕМП (скорость)
2.ГРОМКОСТЬ(сила звучания)
3.ТЕМБР (окраска голоса)
4.ТОН
Темп:
Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Очень медленно
Знакомство с новыми понятиями.
Делают вывод и записывают в тетради.
По желанию читают несколько работ
Делают вывод
Отвечают на вопросы, делают вывод, что лучше в книжной речи употребить слова кассир, директор. 10мин
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ(Слайд7-8)Разновидности: письмо, личный дневник, изложение, сочинение.
1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.
2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать
Выбор стиля зависит от речевой ситуации: ГДЕ ГОВОРИМ? С КЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
6 мин
Организация познавательной деятельности обучающихся- А как берегут ребята наш язык? Всегда ли говорят грамотно?
Работать вы теперь будете по карточке.Поставьте правильно ударение.(Слайд 9)
Магазин, портфель, километр, случай, красивее, звонишь, баловать, щавель, банты, туфля, торты, договор. Со словами придумайте диалоги.
Самостоятельная работа.
Самопроверка (слайд) 5мин
Основные правила по культуре речи(Слайд 10)
1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2. Говори только о том, что знаешь.
3. Не спеши высказывать свои мысли. Помни, что говорить не думая – все равно, что
стрелять, не целясь.
4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают
твою мысль.
5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни
говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
8 мин.
Итог урока http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f69dbdc-01ed-45df-9a26-1f1cef0c2882/[RUS5_055]_[TE_001]_files/COR_5_001-03.htmlhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f69dbdc-01ed-45df-9a26-1f1cef0c2882/[RUS5_055]_[TE_001]_files/COR_5_001-04.htmlВернёмся к эпиграфу урока.
Как вы понимаете смысл высказывания Паустовского?
Высказывания писателей о русском языке. Делают выводы относительно поставленной цели: достигнута или нет 3мин
Домашнее задание Предлагает домашнее задание.
Написать исследовательскую работу «Культура общения продавца и покупателя в магазине». Записывают домашнее задание 2 мин
Личностная рефлексия Учитель, как всегда, предлагает обменяться улыбками.
- Как всегда, в конце урока я дарю Вам вот такую большую улыбку! Дети вслед за учителем улыбаются 1 мин
Приложение к плану-конспекту урока №1
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 http://fcior.edu.ruконтрольный вопрос http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70799099-5177-4985-a8e7-163e53be8f7e/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BQS_005-S%5D.html2 http://fcior.edu.ruинформационный высказывания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f69dbdc-01ed-45df-9a26-1f1cef0c2882/[RUS5_055]_[TE_001]_files/COR_5_001-03.htmlhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f69dbdc-01ed-45df-9a26-1f1cef0c2882/[RUS5_055]_[TE_001]_files/COR_5_001-04.html3 Видеоролик HYPERLINK "https://www.youtube.com/watch?v=D_3-cMw0qbA"
https://www.youtube.com/watch?v=D_3-cMw0qbA
Приложение №2
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, ловок и внимателен…