Педагогический совет Современный урок как основа эффективного и качественного образования


БОУ «Егорьевская основная общеобразовательная школа»

Педагогический совет на тему :"Современный урок как основа эффективного и качественного образования"

Подготовила директор школы
Коробкова О.В.1 кв.категория
Дата проведения: 9 января 2017 год

План
1.Выполнение решения прошлого пед.совета2.Выступления по теме пед.совета.
- общие подходы к организации современного урока, основные критерии и требования;
- урок - основная форма организации взаимодействия школьников (из опыта учителей);
- урок и здоровье ребенка;
- мастер-классы педагогов с использованием исследовательской деятельности и метода проектов;
-технологическая карта современного урока.
-анализ работ по самообразованию.
3. Зачитывание справок ВШК
Вступление директора школыОб уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?
Какие стратегические документы определяют содержание ФГОС ООО?
1. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
3. План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р);
4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в ред. от 28.10 2015 г.);В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО)
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:
Уроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
1.     Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Этапы урока «открытия» нового знания
I   Организационный момент
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебный процесс.
II Актуализация знаний
1)      Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных
для проблемного изложения нового знания.
2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
III Проблемное объяснение нового знания
1)Зафиксировать  причину затруднения.
2)Сформулировать и согласовать цели урока.
3)Организовать уточнение и согласование темы урока.
4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 
7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
IV Первичное закрепление во внешней речи
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
V Самостоятельная работа с самопроверкой
1)      Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение
1)      Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
VII  Итог урока
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.
3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
2.     Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода
Основные цели:
Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
Повторение и закрепление учебного материала.
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.
2. Актуализация знаний.
1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — понятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.
2) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.
3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.
5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).
Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение.
При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
3.     Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.
Основные цели этого типа урока:
1. Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
2. Выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.
Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.
4.     Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.
Его цели:
1. Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
2. Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.
Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа:
1) проведение контрольной работы;
2) анализ контрольной работы.
Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.
Так что же для нас современный урок ?Ответы: это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему, либо наполнить учеников знаниям, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
В чём заключаются новые подходы к оформлению описания учебных занятий?
Новым в оформлении урока является внедрение в практику технологической карты конструирования урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД. Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода:
- новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
- необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
- понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД:
Технологическая карта урока
Тема ______________________________________________________
Планируемые результаты обучения: после урока учащиеся должны (или смогут)
Предметные:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Метапредметные:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Личностные:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
А готов ли педагог к достижению нового качества образования?
Анкета « Стиль преподавания»
Ответьте на вопросы анкеты
1. Если класс не приведен в порядок
1) моя реакция зависит от ситуации
2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации
2) нет
3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации
2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения
2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7.По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина
8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика
1) нет , это недопустимо
2) затрудняюсь ответить
3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать
2) лучше игнорировать
3) только мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) нет
2) когда как
3) не знаю
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения
Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
Критерии и показатели оценки деятельности  учителя на уроке
Оценка
в баллах
Уровень
работы
учителя
1. ЦелеполаганиеУчитель формирует содержательную  цель урока(формирование  системы  ценностей по данному предмету)
1-2

Низкий
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам
5-6 Средний
Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий )7-8 Хороший
Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)9-10 высокий
2. Мотивация
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания.
1-2 Низкий
В течение всего урока  применяет формы, методы,  приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность  учащихся  
3-4 Средний
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества
5-6
7-8
Выше среднего
Хороший
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.
9-10 Высокий
3. Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока
1-2 Низкий
Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей  целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран  с учетом работы с мотивацией
3-4 Средний
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно
5-6 Выше
среднего
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО
7-8 Хороший
Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата
9-10 Высокий
4. Формы организации познавательной деятельности уч-ся
Работает с классом  фронтально на всех этапах урока
Использует парную или  групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речью 1-2
3-4



Низкий
Средний
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

5-6

Выше
среднего
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
7-8

Хороший
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний
9-10

Высокий
5. Методы обучения
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения
1-2 Низкий
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)
3-4


Средний
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам
5-6 Выше среднего
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию
7-8 Хороший
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления
9-10 Высокий
6. Рефлексия
Оценивает работы уч-ся,  комментируя  оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

1-2


Низкий
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) 3-4 Средний
Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать
5-6 Выше среднего
Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)
7-8 Хороший
Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета.
Домашнее  задание носит дифференцированный  хар-р  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке
9-10 Высокий

Решения:
Дополнить Положение о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников разделом система оценки работ.
Принять информацию по теме пед.совета к сведению.
Провести этап открытых уроков учителями предметниками, с учётом требований и критерий к современному уроку.
4.Каждому учителю предметнику оценить работу коллеги, используя диагностическую карту урока по критериям и показателям СДП.