Мастер — класс на тему Использование оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС начального общего образования


Добрый день!
Уважаемые коллеги! Перед вами ценности, которые являются жизненным ориентиром для многих людей. Но, согласитесь, все иметь невозможно. И каждый человек сам расставляет в жизни приоритеты, решает, что для него первостепенно. Я предлагаю вам выбрать из них три наиболее важные и дорогие для вас понятия. Называйте, пожалуйста.
Хочу обратить ваше внимание на то, что каждый из вас среди главных и важных ценностей выделил здоровье. Я с вами согласна. Здоровье – это та основа, без которой не будет ни полноценной семьи, ни карьеры, ни успеха. И самое главное, что понимание этого очень важно заложить с раннего детства. Вот поэтому главной целью моей педагогической деятельности является пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья моих учеников и профилактика различных заболеваний.
Тема моего мастер – класса.
«Использование оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Давайте создадим положительный эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности. МУЗЫКА. Закройте, пожалуйста, все глаза.
На фоне музыки говорю: «Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. На душе тепло и спокойно. Мы все здоровы и бодры. Глубоко вдохните и выдохните. Забудьте вчерашние обиду и беспокойство. Выдохните из себя свежесть весеннего дня и тепло солнечных лучей, которое наполнило ваше сердце добротой, любовью и здоровьем. Желаю вам хорошего настроения! Мы начинаем».
К работе по здоровьесбережению меня направило не только мое твердое убеждение необходимости сохранения здоровья школьников, но и расставленные в государстве приоритеты национального развития.
В соответствии с Законом «Об образовании», ПРОЕКТОМ «Наша новая школа», посланием президента Российской Федерации федеральному собранию, здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Здоровье - это состояние, которое позволяет вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие душевные, физические качества, материальное и социальное благополучие.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образованияВ условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как:
- культура поведения,
- усвоение этических норм,
- сформированность ценностных отношений.
Я, как учитель начальных классов, продолжаю поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.
В сохранении здоровья школьника важную роль играет множество компонентов социальной системы. Школа – это один из них. Я предлагаю вам тренинг, который наглядно подтвердит необходимость слаженного взаимодействия всех участников этого процесса.
Сейчас я раздам роли. Главного героя игры мы назовем, конечно, ЗДОРОВЬЕ. _________ Вы сегодня – СЕМЬЯ, Играть роль ШКОЛЫ будете ВЫ__________, СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ представлять будете ВЫ, Вам я даю роль КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ, ну и наконец, ОБЩЕСТВО, окружение ребенка сыграете Вы.
Я считаю, что здоровье ребенка закладывается в семье. Вы со мной согласны? Убеждена, что здоровье очень сильно зависит от того, как к этому относится школа. Несомненно, ребенок укрепляет здоровье в спортивных секциях и клубах, развивается ученик и в различных кружках и творческих объединениях. И, конечно, немаловажную роль в жизни и здоровье ребенка играет социум, его окружение. Я сейчас у всех на глазах создала здоровьесберегающее пространство. А теперь каждый из вас должен укрепить общую взаимосвязь компонентов этого пространства. Так как мы говорим о здоровье школьника, то связь между здоровьем и школой очевидна. Школа учит жить ребёнка в обществе. Семья это ячейка общества. Только семья решает в каких клубах, кружках и секциях будет развиваться ребёнок.
Получилась паутина, которая крепко держит всех участников вместе. Я предлагаю главному герою ЗДОРОВЬЮ покинуть круг, не бросая нить. Вы почувствовали натяжение нити? В конечном итоге нить может порваться и система взаимосвязей разрушится. Таким образом, мы с вами делаем вывод , что все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.
Спасибо всем участникам тренинга.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
ПРИМЕР – освещение, тепловой режим, ростовая мебель, гигиеническое состояние кабинета, внешний вид учащихся.
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
ПРИМЕР слайды-фото
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
ПРИМЕРслайды-фото
Учитель начальных классов должен помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. И сейчас мои ученики расскажут вам, как они укрепляют здоровье в школе.
Я верю, что моим ученикам предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от их талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физически здоровый человек защищен, активен, уверен в себе. Он конкурентоспособен и в плане физическом и как следствие, в плане интеллектуального развития. 
Я, как учитель, применяю здоровьесберегающие технологии на всех этапах урока. На основе многолетнего опыта мною разработана технологическая карта здоровьесберегающего урока в начальной школе.
Дорогие коллеги, этой картой, как методической разработкой, я хотела бы поделиться с вами. Карта лежит перед вами.
Целью моего мастер- класса была демонстрация опыта работы учителя начальных классов по здоровьесбережению. Я считаю, что цель достигнута. Вы все увидели методы и приёмы моей работы, смогли оценить их результативность.
И в завершение я предлагаю представить такой образ: тихая, полноводная река. В ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть вверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители; затем – школа, учителя. И я уверена, что каждый учитель на своём уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников.
- Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!