Методическая разработка: программа по дополнительному образованию объединения «Юный Архимед»


ГРАНТ ПРЕФЕКТУРЫ ЮВАО ГОРОДА МОСКВЫ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ








Алюшева Наиля Хайрулловна

методическая разработка:
программа по дополнительному образованию объединения

«Юный Архимед»




Направленность программы: естественно – научная.

Данная программа носит развивающий, познавательный характер, относится к естественно - научному направлению. Вид деятельности: творческие, исследовательские, предметные и межпредметные проекты


















Москва, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы: естественно – научная.
Данная программа носит развивающий, познавательный характер, относится к естественно - научному направлению. Вид деятельности: творческие, исследовательские, предметные и межпредметные проекты.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Ученые отмечают, что в наше время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс протекает стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно, творческой деятельности школьников остается позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного образования. Ориентация на формирование в большей мере репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних специалистов не в состоянии использовать свои знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением. Они мало подготовлены к обобщению, к творческому анализу.
Проект- это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного уровня теоретического продукта. Как раз в основе метода проекта лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Для грамотного использования метода проектов требуются значительная подготовительная работа по комплексному развитию памяти, внимания, речи, логического мышления. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с творческими и исследовательскими проектами.

Цель программы состоит в развитии творческого мышления и природных способностей детей к интеллектуальной деятельности, формировании представления о научной картине мира.

Задачи программы конкретизируют цель и подразделяют на обучающие, развивающие и воспитательные.
Обучающие:
Создать условия для развития творческой, исследовательской активности детей;
Создать условия для обучения работать с научной литературой, проводить самостоятельно занимательные эксперименты по физике, обрабатывать полученные результаты, анализировать и делать выводы.
Развивающие:
Увеличить активный словарь обучающихся и на этой основе улучшить вербальные способности детей;
Расширить аппарат понятийного и проблемного мышления;
Развить логическое мышление.
Воспитательные:
формирование умений проведений научно – исследовательского проектирование в области физики, а также представление результатов;
повысить мотивацию к обучению, получению новых знаний;
воспитать позитивные личностные качества: терпение, самоорганизованность, толерантность, лидерские качества.

Принципы обучения: проблемно – поисковый.

Формы и режим занятий.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий: лекции, семинары, занятия взаимообучения, интеллектуальные игры, турнир, олимпиада, конференция.
Все эти занятия позволяют расширить кругозор учащихся в естественно - научном аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире.
Занятия помогают развить у детей логическое мышление, интерес к обучению к обучению, формировать приемы умственно и творческой деятельности (анализ, синтез, обобщение).
Данная программа рассчитана на 2 года для учащихся 7-9 классов. Принимаются все учащиеся, желающие повысить резерв своих творческих, исследовательских способностей. Группа должна быть не более, ем из 15 человек, что обеспечивает возможность как коллективной работы, так и групповой, индивидуальной. Занятие идет 2 часа, 2 раза в неделю.
Первый год обучения основной упор делается на развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения, вербальных способностей. На втором году обучения основное внимание уделяется развитию логического, проблемного мышления, творческих и практической деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты и способы их проверки
После первого года занятий у детей:
Улучшатся вербальные способности. Дети на слух понимают объяснения, реже нуждаются в пояснениях, легко подбирают и оперируют словами, используют понятия, отвечающие заданным условиям, умеют объяснять слова и понятия.
Улучшится память. Дети осваивают методы ассоциативного запоминания списков, улучшают слуховую память. Привыкают к широкому «сканированию» своей памяти, извлекая необходимые сведения из самых различных областей знаний.
Развивается фантазия и воображение. Дети способны придумать несуществующее слово, понятие, дать им толкование, сочинить загадку, поговорку, сказку.
Развиваются творческие способности.. Дети способны составить вопрос по данной информации, подать идею разрешения проблемы, могут выявит главное, увидеть закономерность, аналогию, логически продолжить обоснованную мысль.
Развивается проблемное мышление. Дети способны генерировать идеи для решения проблемы, создания конструкции, классифицировать и анализировать проблемную ситуацию, наметить варианты путей ее разрешения.
Улучшаются личностно-социальных характеристики детей: они способны к эффективному обсуждению в стрессовых условиях соревнования; у них расширяется круг интересов, повышается мотивация к получению знаний.
После второго года занятий у детей:
Развивается проблемное мышление. Дети способны в конкретной проблемной ситуации сформулировать проблему и задачи, практически использовать законы создания нового – видеть проблему во взаимосвязи с окружающей реальности, произвести анализ с учетом развития ситуации во времени, оценить положительные и отрицательные стороны явления, учесть возможные последствия результатов решения, разрешать проблемные ситуации, требующие различные теоретических знаний, решать некоторые задачи ТРИЗ.
Нарабатывается навык интеллектуальной деятельности в коллективе: навык обсуждения, взаимопонимания и терпимости; проявляются способности «генератора идей», «критика». «лидера» и т.д.; вырабатываются умение «держать напор», отстаивая свою точку зрения; уменьшается страх перед публичным выступлением, боязнь сцены и т.п.
Закрепляется интерес к получению знаний, работе с книгой, самообразованию.

Способ проверки:
Участие обучающихся по этой программе в различных городских, окружных олимпиадах, конференциях, турнирах, конкурсах и т.п.
Организация и проведение самими учащимися конкурсов для младших школьников с целью заинтересовать в дальнейшем обучении предмета физики.














Учебно-тематический план

1-й год занятий

Тема
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Что такое проекты? Типы проектов
6
-
6

3
Словарь юного исследователя
4
-
4

4
Тренировка зрительной, слуховой и ассоциативной памяти
14
4
10

5
Развитие пространственного и логического воображения
14
4
10

6
Формы и приемы логического мышления
12
4
8

7
Консультация по выбору тематики, жанров учебных проектов
8
7
1

8
Формирование проектных, творческих и исследовательских групп. Составление индивидуальных планов
6
-
6

9
Поисковый этап: знакомство с литературой по данной теме
14
4
10

10
Аналитический этап: обобщение, систематизация собранного материала
12
4
8

11
Оформление работ, подготовка презентаций
14
4
10

12
Предзащита проектов
8
-
8

13
Защита проектов
8
-
8

14
Подготовка и проведение конкурсов
12
-
12

15
Участие во внешкольных конкурсах
10
-
10


Итого:
144
32
112


Организационные и итоговые занятия
8
3
5


Итого:
152
35
117



2-й год занятий

Тема
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Что такое проекты? Типы проектов
6
-
6

3
Словарь юного исследователя
4
-
4

4
Тренировка зрительной, слуховой и ассоциативной памяти
14
4
10

5
Развитие пространственного и логического воображения
14
4
10

6
Формы и приемы логического мышления
12
4
8

7
Консультация по выбору тематики, жанров учебных проектов
8
7
1

8
Формирование проектных, творческих и исследовательских групп. Составление индивидуальных планов
6
-
6

9
Поисковый этап: знакомство с литературой по данной теме
14
4
10

10
Аналитический этап: обобщение, систематизация собранного материала
12
4
8

11
Оформление работ, подготовка презентаций
14
4
10

12
Предзащита проектов
8
-
8

13
Защита проектов
8
-
8

14
Подготовка и проведение конкурсов
12
-
12

15
Участие во внешкольных конкурсах
10
-
10


Итого:
144
32
112


Организационные и итоговые занятия
8
3
5


Итого:
152
35
117























СОДЕРЖАНИЕ
Первый год занятий
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с программой объединения на год, режимом работы. Знакомство с рабочим местом, оборудованием. Организационные вопросы.

Что такое проекты? Типы проектов ( 6 часов).
Даётся определение проектной, учебно-исследовательской работы. Разбор различных типов проектов на примере исследование физических явлений окружающего мира:
а) Вид деятельности:
ролево - игровой;
исследовательский;
информационный;
творческий;
практико-ориентированный.
б) Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знаний);
межпредметный.
в) Характер контактов:
внутришкольный;
региональный;
международный.
г) Количество участников:
личностный;
групповой;
коллективный.
д) продолжительность:
краткосрочные (от одного часа до нескольких часов);
долгосрочные ( до года - двух).

Словарь юного исследователя (4 часа).
Вводятся и разъясняются термины, используемые в проектной и учебно-исследовательской работе:
актуальность;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
гипотеза;
задача исследования;
методы;
этапы исследования;
структура исследования;
теоретическая значимость;
практическая значимость.

Тренировка зрительной, слуховой и ассоциативной памяти (14 часов).
Теоретические занятия.
Физические и биологические основы зрения, слуха. Основы зрительной памяти: форма, цвет, расположение, детали. Основы слуховой памяти: звуки, тональность, чередование звуков. Понятие ассоциации, ассоциативной памяти.
Практические занятия.
Задания, направленные на развитие зрительной памяти:
задания с отстроченным ответом, на воспроизведения;
постановка сказки «Силы в природе»;
парная работа на проверку друг друга;
задания на выделение деталей из увиденного.
Задания, направленные на развитие слуховой памяти:
ассоциативные;
с закодированным словом;
задания – ловушки.
Задания, направленные на развития ассоциативной памяти:
сравнение по цвету;
сравнение по форме, сравнение по звуковому ряду;
сравнение по ряду признаков.

Развитие пространственного и логического воображения. (14 часов).
Теоретические занятия.
Способы изображения предметов в пространстве и на плоскости, понятие пространства, времени.
Практические занятия.
творческая постановка «Шажок в науку».

Формы и приемы логического мышления (12 часов).
Теоретические занятия.
Понятия синтеза, анализа, обобщения, классификации.
Практические занятия.
Задания на развития и закрепления различных форм и приемов логического мышления:
частично - поисковые задания;
развивающие каноны;
поиск закономерностей словесных, числовых, графических.
Консультация по выбору тематики, жанров учебных проектов (6 часов).
Теоретические занятия.
Обзор возможных тем, жанров проектов, видов, представление результатов.

Формирование проектных, творческих и исследовательских групп. Составление индивидуальных планов (6 часов).
Практические занятия.
Формируются проектные группы, составляется индивидуальные календарные планы работ.

Поисковый этап: знакомство с литературой по данной теме (14 часов).
Теоретические занятия:
Основы библиографии. Медиатека. Ресурсы Интернета.
Практические занятия.
Работа в библиотеках, в компьютерных классах. Поиск и сбор необходимой информации.

10.Аналитический этап: обобщение, систематизация собранного
материала (12 часов).
Теоретические занятия:
Способы обработки информации.
Практические занятия.
Систематизация, обобщения, классификация собранного материала.

11.Оформление работ, подготовка презентаций (14 часов).
Теоретические занятия:
Требование к оформлению работы различных жанров (альбом, выставка, стенд, буклет, техническое устройство, видео-фильмы и др.)
Практические занятия.
Оформление работ, выбор вариантов презентаций, подготовка презентаций.

12.Предзащита проектов (8 часов).
Теоретические занятия:
Формы защиты проектов.
Практические занятия.
Репетиция защиты проектов, выявление «слабых» мест. Формирование групп оппонентов, рецензентов.

13.Защита проектов (8 часов).
Практические занятия.
Публичная защита проектов, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

14.Подготовка и проведения конкурсов (12 часов).
Для развития творческой активности, для развития навыка публичных выступлений школьников организуются и проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры: 1 раз в месяц – в рамках ДО, декабрь и февраль – в рамках школы, апрель – школьная научно-практическая конференция.

15.Участие во внешкольных конкурсах (10 часов).
Участие в проектных играх, конкурсе им. Ломоносова, в различных номинациях в рамках ХI фестиваля «Юные таланты Московии» и др.
Подведение итогов, планы на следующий год.











































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
Формы проведения занятий.
В ходе реализации программы используются различные формы занятий, методы и приемы проведения занятий.
При изучении почти всех тем, занятия проводятся в виде лекций, семинаров. Предполагается проведение экскурсий в планетарий, политехнический музей, чтобы показать историю развития человеческой мысли.
При изучении тем «Тренировка зрительной, слуховой, ассоциативной памяти», «Развитие пространственного и логического воображения», «Формы и приемы логического мышления» занятия проводятся в виде лекций, семинаров с применением игровых технологий.
Практические занятия по развитию творческих способностей состоят из четырех этапов:
разминка (5 – 10 мин);
развитие памяти, внимания и т.д. (25 мин);
интегративные задания (10 – 15 мин);
игра, викторина или конкурс (40 – 50 мин).
Во время разминки ставится цель: развитие быстроты реакции, быстроты мышления, включение школьников в активную познавательную деятельность. Вопросы разминки достаточно легкие, поэтому работа идет в фронтально быстром темпе.
На этапе развития памяти, внимания и др. психофизических процессов даются задания, способствующие развитию не только этих необходимых качеств, но и позволяющие, неся соответствующую дидактическую нагрузку, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности школьников.
Интегративные задания могут быть репродуктивного, конструктивного и творческого характера. Задачи как бы ставят школьников в положения исследователя, распутывающего зашифрованный текст, позволят эффективно развивать широту и гибкость мышления. Учащиеся овладевают различными методавми поиска решений.
Во время игр, викторин, конкурсов учащиеся включаются в соревнование, подготовленное преподавателем или самими школьниками. Главной отличительной особенностью заданий является их занимательная форма.
В процессе исследовательской работы учащиеся получают навык работы с различными носителями информации (бумажными и электронными). Поэтому предусматривается, как работа в библиотеке, так и работа в компьютерном классе с использованием ресурсов Интернета.
В ходе защиты проектных работ каждый школьник имеет возможность выступить и, как оппонент, и как докладчик.
Важное место занимают темы «Предзащита проектов» и «Защита проектов». Занятия проходят в виде диспутов, конференций, где каждый школьник имеет возможность выступить, и как оппонент, и как докладчик.

Техническое оснащение:

кабинет для проведения занятий;
актовый зал;
компьютерный класс;
аудио и видео аппаратура.







































Список литературы:

Я иду на урок физики: 7 класс.
Ч.1,2,3. Книга для учителя
М.: издательство «Первое сентября»,2002.

Книга для чтения по физике.
Учебное пособие для учащихся 6 - 7 классов средней школы
Составитель И.Г. Кириллова
М.: Просвещение, 1986.

А.В. Перышкин, Н.А. Родина. Физика 7
М.: Просвещение, 1991.

С.А. Хорошавин.
Физический эксперимент в средней школе.
М.: Просвещение, 1988.

Газета ФИЗИКА, приложение «Первое сентября»
№12/1996.

Е.Н. Соколова
Юному физику.

А.М. Ченобытов, Е.В. Савелова, Л. И. Скрелин.
Физика. 7 – 8 классы.
М.: Просвещение,1967.

Я познаю мир: Физика: Дет. Энцикл. / Авт. – сост. Ал. А. Леонович.
М.: ООО «Издательство АСТ»,2002.

9. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе М.,1981
10.Перышкин А.В. и др. Методика преподавания физики в 6-7 кл. средней школы. М .,1985.
12.Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы. под ред. С.Е.Каменецкого и др. М .,1987
13.Методика преподавания физики в средней школе. 4.1 и 4.2. /под ред. Усовой А.В. и др. М., 1990.
14.Внеурочная работа по физике/ Под ред. О.Ф.Кабардина. -М.: Просвещение, 1983.
15.Резников Л.И. Преподавание физики в средних профессионально-технических училищах.-М.:Высшая школа, 1977.
16.Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе; В 2-х частях./Под ред. А.А.Покровского.-М.:Просвящение, 1978.
17.Марголис А.А.,Парфеньтьева Н.Е., Иванова А.А. Практикум по школьному физическому эксперименту.-М.:Просвящение, 1977.
18. Журнал "Физика в школе".
19. Физика (приложение к газете "Первое сентября")





























15