Программа объединения по дополнительному образованию Творческая мастерская


Программа по дополнительному образованию МБОУ Гимназии №14, города Выксы, Нижегородской Области.
Программа студии
изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества:
«Творческая мастерская»
Автор: Сенаторова Ирина Юрьевна
2014-2015 год, город Выкса.
Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию «Творческая мастерская» создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и основе современного понимания требований к результатам обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания. Художественное развитие осуществляется в практической , деятельной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастные роли как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного, творческого и физического потенциала детей, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, развития интеллекта и творчества, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Важным направлением воспитательной работы в объединении является деятельность дополнительного образования, сплотившая детей по интересам в малые группы. Развивающая и обучающая художественная программа по дополнительному образованию поможет проявить и раскрыть способности детей через искусство.
Все задания объединения даны по темам в строгой последовательности от простого к сложному; занимаясь по этой программе, дети постепенно осваивают язык изображения, новый материал всегда дается понемногу, с учетом развития и продолжением предыдущих серий заданий. Важно соблюдать этот принцип последовательности при подаче материала. Нельзя ставить перед детьми непосильную задачу, которую ребенок не в состоянии выполнить на данном этапе. Ведь основная цель воспитателя и педагога в летнем лагере – вовлечь ребенка в творческий процесс, дать ему почувствовать, что у него все получается, не отпугнуть ребенка от занятий искусством. В таком случае, у ребенка от раза к разу интерес к занятиям будет возрастать, а страх «я не умею рисовать» навсегда уйдет и не будет больше мешать ему, заниматься творчеством, развиваться через искусство.
Работая по заданиям, дети чувствуют себя более свободными и раскрепощенными. Они быстро уходят от стереотипных образов. Задания концентрируют мысль ребенка. Каждый раз четко поставленная задача побуждает ребенка интересоваться новым, продвигаться вперед. Все остальное (идея, композиция, образы) – это его свобода, где только он решает, как это будет.
В процессе занятий ребенок каждый раз будет искать свое решение поставленной задачи, свои способы выражения. Удачные, интересные, но разные работы (на одну тему) могут получиться одновременно у многих детей. Такая постановка вопроса раскрепощает детей, они не боятся делать по- своему, как захочется, искать, развивать свое индивидуальное виденье, становятся настоящими творческими людьми. Воспитатели и руководители должны подбадривать детей, но и объяснять им, где пропущена ошибка. Одного не должны делать педагоги – заставлять выполнять работу строго по образцу, приходить к одному – единственному решению. Это превратит ребенка в пассивного исполнителя задания, не заинтересованного в оригинальном решении задачи.
Работая с формой, дети становятся наблюдательными. Они быстрее определяют предметы, сравнивая их формы между собой, умеют придумывать и изображать свои формы, а также комбинировать из отдельных фигур сложные образы. Дети учатся мыслить самостоятельно, находить свой вариант ответа.
Упражнения на внимание, выдумку могут служить хорошей подготовкой к школе.
Развивающие упражнения научат детей рисовать тонкие узоры, делать своими руками из простых материалов красивые вещи и игрушки, которые можно будет после окончания смены подарить своим близким и друзьям.
Групповые, коллективные задания сделают каждого ребенка участником большой творческой работы, сплотят детей, помогут им в общении. А большим обилием декоративных работ можно оформить, украсить интерьер изостудии и других помещений. А дети – все вместе или каждый в отдельности – смогут гордиться тем, что их труд, их творчество приносят радость не только им, но и другим тоже.
В идеале после каждого занятия педагог и дети увидят целую серию разнообразных работ. Задания потребуют от ребенка разнообразных усилий и напряжения сознания, но это « целебное усилие» своего рода арт-терапия, благодаря которому ребенок, преодолевая себя, свои комплексы, проявляет свою волю и характер. Награда за это – создание собственного мира, в котором он будет хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет его жизненный тонус.

В объединении дети знакомятся с разными материалами для творчества. Они рисуют карандашом, работают гуашевыми и акварельными красками, фломастерами, вырезают, клеят, конструируют, делают своими руками забавные игрушки и фигурки.
Для успешной реализации этой программы педагогу необходимо создать в студии такую обстановку, в которой детям было - бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.
Открыв в себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет полнее реализовать себя потом в учебе, творчестве, в общении с другими детьми и взрослыми. Ребенок приобретает еще один, дополнительный язык, необходимый ему для выражения своих мыслей чувств и эмоций.
Программа дает толчок для развития ума и души. В заданиях много игрового и театрального. Считается, что все дети талантливы, но одного таланта мало, необходимо , чтобы ребенок развивался, учился новому, умел решать поставленные перед ним задачи.
Приобретенные в творческом объединении знания послужат детям хорошей защитой и поддержкой и станут основой для того, чтобы в будущем из них получились не стандартные личности, способные к действию, и созиданию, а не разрушению.
По организации программа дополнительного образования студии изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества рассчитана на 1 час в неделю, всего 36 часов.
Занятия проводятся в МБОУ Гимназии №14.



Направление Возрастная
категория Срок
реализации
Наполняемость
в 1 группе Кол-во
часов в
неделю Кол-во
групп
Художественное творчество:
Изобразительное искусство.
Декоративно прикладное искусство.
7-13 лет
Работают
2 группы
Младшая группа –
7-10 лет.
Старшая группа –
11-13 лет
1 учебный год 15 человек 1час в каждой группе
Всего: 10 часов Младшая группа 7-10 лет
- 8 групп.
Старшая группа 11-13 лет-2 группы
Цель программы: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Задачи:
Выявление и развитие творческих и индивидуальных способностей ребенка, формирование творческого подхода к работе посредством изобразительного и декоративного творчества.
Обучение детей трем видам художественной деятельности: рисунок, живопись и композиция.
Развитие у детей эстетической восприимчивости, художественного вкуса, образного мышления и творческого воображения.
Побуждение интереса к основам национальной культуры, создание условий для освоения детьми традиционной культуры своего народа, введение ребенка в систему художественной изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений
Формирование ответственного отношения к выполняемой работе.
Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное.
Развитие художественно – образного мышления ребенка (обеспечивается характером обучающего материала, системой творческих заданий и отказом от выполнения заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на задачу самостоятельного построения художественного образа как выражения своего отношения к реальности.)Работа ведется в двух возрастных группах первая группа 7-10 лет, вторая группа 11-13 лет.
Объединение: «Творческая мастерская» - декоративно-прикладное искусство;
Систематизирующим методом программы является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для всего многообразия видов искусства в единую систему.
Три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуальных пространств на следующие виды:
Изобразительное искусство – живопись, графика, скульптура.
Конструктивные искусства – архитектура, дизайн, декоративно –прикладное искусство.
Цели и задачи, которых взаимосвязаны, включают в себя развитие детей - средствами совместного творчества, раскрывают перед детьми мир во всей сложности, многозначности и красочности, воспитывают бережное отношение к природе, любви к художественному труду. Совместная работа объединений создает условия для реализации творческих интересов детей.
Изобразительная деятельность.
К концу года дети 1 возрастной группы (7-10 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Получить знания о художественной деятельности .Наблюдать и познавать, эмоционально отзываться на эстетические явления.
О трех видах художественной деятельности (рисунок, живопись, композиция).
Приобрести первичные навыки
художественной работы в следующих видах искусств, графике, живописи, скульптуре, дизайне.
Художественно конструировать на плоскости в объеме и пространстве.
О выразительных возможностях художественных материалов : гуаши, Акварели, карандашей, пластилина , скульптурной глины , папье-маше,
Бумаги для конструирования.
Работать с художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашами, пластилином, глиной, папье-маше, бумагой.Этапы построения и изображения пространства на плоскости. Ознакомление с жанрами изобразительного искусства портрет, пейзаж, натюрморт.
Изображать предметы, которые находятся на плоскости мир растений, животных.
Выполнение рисунка по законам перспективы.
Первичные этапы изображения человека на плоскости и в объеме и пространстве.
Выполнять изображение человека на плоскости в объеме и пространстве.
Изобразительная деятельность.
К концу года дети 2 возрастной группы (11-13 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
О видах пространственных искусств и делении их на три группы:
1. Изобразительная деятельность
( живопись, графика, скульптура)
Конструктивная
( архитектура, дизайн )3.Декоративно-прикладная
Об особенностях образного языка каждой группы искусств.
Об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира.
О декоративных искусствах как способе реализации социального
общения и социальной среды.
О конструктивных искусствах, как средстве организации нас среды жизни.
Использовать языки пластических искусств и художественных материалов на доступном возрасту уровне при создании изобразительных и конструктивных работ.
Работать цветом, тоном, линией, пространством и формой.
Самостоятельно использовать средства художественной грамоты.
Понимать художественный образный язык изобразительного искусства.
Творчески относится к собственной деятельности
Владеть первичными навыками изображения предметного мира, (натюрморт, интерьер).
Природы (пейзаж)
Фигуры и лица человека.
Декоративно – прикладная деятельность, (Бумагопластика)
К концу года дети 1 возрастной группы (7-10 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Правила безопасности при
работе с инструментами
Соблюдать технику безопасности при
работе с инструментами. Выбирать
материалы и инструменты.
Правила системы ребер
жесткости. Правила
выполнения декоративных
элементов. Азбука
бумагопластики.
Выполнять декоративные элементы
различными способами.
Применение декоративных
элементов в технологическом
процессе над работой с
изделиями из Бумагопластика:
деревья;
вода;
постройки;
Владеть приемами применения
декоративных изделий.
Способы выполнения
конструирования птиц и
животных. Выполнять самостоятельно изделия
пользуясь технологической схемой.

Декоративно – прикладная деятельность, (Бумагопластика).
К концу смены дети 2 возрастной группы (11-13 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Правила безопасности при работе с инструментами.
Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами. Выбирать материалы и инструментами.
Технологического процессе над работой над изделиями по Бумагопластика.
Применять различные варианты, вводить их в технологический процесс конструирования игрушки.
Способы выполнения конструирования карнавальных масок. Самостоятельное применение декоративных изделий.
Ориентироваться в технологическом процессе. Самостоятельно находить и применять различные варианты в изготовлении карнавальных масок.
Способы выполнения стилизованной фигуры человека.
Умение вычленять в предмете главное и отбрасывать второстепенное.
Способы выполнения чертежей простого геометрического тела с помощью чертежных инструментов.
Применение чертежных инструментов в конструировании зданий.
Применение цвета в Бумагопластики с помощью разнообразной техники. Использовать сухие наполнители, цветную бумагу и краски.

Декоративно прикладная деятельность (Лепка).
К концу года дети 1 возрастной группы (7-10 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
• Пластических свойств материалов.
• Первоначальных навыков лепки.
Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами. Различать материалы. Овладеть первоначальными навыками лепки.
Способы выполнения по памяти и представлению животных.
Выполнять по памяти и представлению животных.
Аспекта композиции и равновесие масс.
Выполнять изделия по законам композиции.
Декоративно прикладная деятельность (Лепка).
К концу смены дети 2 возрастной группы (11-13 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Правила безопасности при работе с инструментами и материалами. Правила компоновки целого из частей на ограниченном формате плоскости. Понятие ритма в искусства.
Выполнять декоративные работы.
Способы применения каркаса при выполнении животных и человека в движении.
Выполнять практические работы с применением каркаса.
Способы выполнения лепки фантазийных существ с использованием каркаса и без него.
Выполнять самостоятельно фантазийных существ.
Декоративно прикладная деятельность (Игрушка - кукла).
К концу года дети 1 возрастной группы (7-10 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Основы мастерства в технике Бумагопластики, керамике, лепке и изготовлению кукол.
Работать в разнообразной технике выполнения.
История изготовления кукол и сувениров.
Выполнять эскизные разработки фантазийных кукол.
Технологические процессы выполнения кукольной головки.
Выполнять кукольную головку в технике папье-маше и керамике.
Процесс выполнения туловища куклы в технике Бумагопластики.
Конструирование из бумаги и бросового материала.
Этапы изготовления одежды.
Самостоятельно планировать работу.
Способы выполнения вышивки. Создание эскизных разработок. Выполнение вышивки крестом по разработанным эскизам.
Декоративно прикладная деятельность (Конструирование игрушки - кукла).
К концу смены дети 2 возрастной группы (11-13 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Техника безопасности при работе с инструментами в разделе конструирование игрушки.
Соблюдать технику безопасности. Бережно относится к материалам. Использование разнообразных инструментов в работе над конструированием игрушек.
Техника аппликации, вышивки лентами, вышивки крестом, вышивка бисером при оформлении внешнего вида кукол.
Работать по схеме. Выполнять работу различными способами.
Правила выполнения творческой работы над куклой.
Обобщить знания самостоятельно.
Декоративно прикладная деятельность (Изделия из природных материалов).
К концу года дети 1 возрастной группы (7-10 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Техника безопасности при работе с различными инструментами и природным материалом.
Применять на практике технику безопасности при работе с природным материалом.
Способы выполнения изделий и поделок из вербы, ракушек, орехов.
Владеть приемами технологического процесса изготовления поделок.
Декоративно прикладная деятельность (Изделия из природных материалов).
К концу смены дети 2 возрастной группы (11 -13 лет) должны ознакомиться и уметь:
Ознакомление Умение
Техника безопасности при работе с инструментами и природным материалом.
Применять на практике технику безопасности при работе с природными материалами.
Способы выполнения изделий и поделок из древесных грибов и коряг.
Самостоятельно владеть технологическим процессом изготовления поделок.
Технология составления композиций сухоцветов.
Самостоятельно определять гармонию цвета. Форму и фактуру растений. Составлять композицию.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
Формирование представлений о пространстве как о среде ( все существует, живет и развивается определенной среде)
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
Развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
Развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности
Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о жанрах изобразительного искусства, о разных видах искусств и их взаимосвязи.
Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другую.
Развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве.
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциальной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального искусства.
Предметные результаты
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству; способность воспринимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве; сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
Проявление эмоциональной отзывчивости, развития фантазии и воображения детей;
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий.
Умение воспринимать и выражать свое отношение к художественному произведению.
Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания.
Организация практической, творческой деятельности.
Три способа художественно освоения действительности – изобразительной, декоративной и конструктивной. Выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Трудовое творчество позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования художественно - трудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению, формирование художественных умений и навыков, развитие через художественно - трудовую деятельность, способностей ребенка.
Задачи:
Освоение художественно – трудовых ролей;
Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности;
Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда;
Формирование умений и навыков самообслуживания;
Структура деятельности.
направление «Творческая мастерская» - декоративно – прикладное искусство.
Вводное занятие.
Цель: Ознакомление с целями и содержанием программы курса по декоративно – прикладной деятельности.
• Деятельность, связанная с изобразительным искусством.
• Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.
Тема 1. «Здравствуй солнце».
Создание эскизных зарисовок по впечатлению, нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать.
Первое задание имеет диагностическую направленность – оно помогает выявить уровень и характер подготовки детей.
Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать.
Вариант задания: детям предлагается изобразить большое радостное солнце на весь лист бумаги.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Техника безопасности.
• Предварительный анализ.
• Композиционное размещение.
• Линейно – конструктивный рисунок, перспективное изображение на
плоскости.
• Выявление объема.
• Детальная прорисовка.
Тема 2. Веселые игрушки из фруктов и овощей
Создание образа сказочных героев из фруктов и овощей. \
Задание: нарисовать с натуры группу фруктов и овощей, пофантазировать и создать зарисовки сказочных героев из фруктов и овощей.
Вариант задания: детям предлагается изобразить предметы на листе бумаги, а затем преобразить зарисовки в эскизы с фантазийными животными, создать иллюстрацию по сказке «Чиполино».
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
Рисование с натуры .• Анализ постановки.
• Композиционное размещение.
• Перспективное изображение на плоскости ( линейно- конструктивный
рисунок).
• Выявление объема под средством светотени.
Фантазийная дорисовка
• Детальная прорисовка.
Тема 3. Изображение предметного мира – натюрморт
Рисование с натуры простых и сложных по форме предметов.
Задание: рисунок с натуры.
Вариант задания: детям предлагается изобразить натюрмортную постановку на весь лист бумаги.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Предварительный анализ, композиционное размещение.
• Центральная осевая линия.
• Уточнение пропорции.
• Анализ формы предмета.
• Линейное построение по законам перспективы.
• Проработка объема светотенью.
• Обобщение, целостное восприятие предмета.
Тема 4. Виды линий.
Графические навыки изображения на плоскости.
Изображение линий на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе.
Задание: рисунок линией « Расскажи нам о себе».
Вариант задания: рисунки на тему стихов С.Маршака, А. Барто, Д . Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
Материалы: черный фломастер, или карандаш, бумага.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам. Линейная графика. Фотографии линейных мотивов в природе.
Музыкальный ряд: песенки про детей.
Литературный ряд: веселые стихи с развитием действия.
• Анализ постановки.
• Композиционное размещение.
• Характер форм предметов.
• Конструктивный анализ, перспективное изображение.
• Выявление объема под средством светотени.
• Детальная прорисовка.
• Синтез..Цель: Ознакомление с целями и содержанием программы по изобразительной деятельности. Введение в курс цветоведения.
Тема 5. Основы цветоведения.
Задание: Основные и дополнительные цвета.
Вариант задания: Фантазийное изображение сказочного царства, с ограниченной палитрой: «Какого, цвета лето».
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам
• Техника безопасности
• Три основных цвета.
• Цветовой круг, цвета спектра.
Создание композиционного рисунка:
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 6. Составные цвета.
Задание: Основы цветоведения: «Краски лета».
Вариант задания: Создание композиционного рисунка.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
Знакомство с техникой «аппликация»
Синтез.
Тема 7. Цветовой круг.
Задание: Создание композиционного рисунка.
Вариант задания: детям предлагается изобразить цветик семицветик на весь лист бумаги.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Цветовой круг, цвета спектра
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 8. Аппликация из геометрических фигур.
Задание: Навыки работы с аппликацией, понятие формы, многообразие форм окружающего мира.
Вариант задания: детям предлагается выполнить аппликацию «Диковинные сосуды», композиционное размещение на весь лист бумаги.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Композиционное размещение .• Передача характера формы предмета.
• Конструктивный анализ элементов, задача расположения
изображения.
• Детальная проработка
• Синтез
Тема 9. Теплые и холодные цвета.
Задание: Навыки работы с бумагопластикой.
Вариант задания: детям предлагается выполнить работу в технике Бумагопластики «Морские глубины».
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам. • Техника безопасности.
• Моделирование вариантов выкроек.
• Основа дугообразных линий.
• Прогибание заготовок по линиям.
• Прорезание узора по разметке
• Сборка изделий.
• Анализ работ.
• Композиционное размещение
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Детальная проработка.
• Синтез.
Тема 10. Контрастные цвета .ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО И ТО ЧТО НЕВИДИМО ( НАСТРОЕНИЕ).
Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы невидимый. Не следует очень усложнять задание: дети легко отмечают, что голубое более грустное, чем розовое, и что кисточка, когда рисует, то как бы танцует весело или плавно и.т.д.
Задание: изобразить радость и грусть (изображение цветом и ритмом может быть беспредметным)
Вариант задания: нарисовать музыку – создать образы контрастных по настроению музыкальных пьес.
Материалы: гуашь, кисть, бумага.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 11. Сближенные цвета.
Задание: Основы цветоведения.
Вариант задания: Создание композиционного пейзажа «Мелодия красок».
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
Синтез.
Тема12. Бумагопластика с использованием сближения цвета.
Задание: Создание композиции по впечатлению от музыкального произведения «Танцующие».
Вариант задания: детям предлагается сконструировать изображения танцующих людей и расположить из на лист бумаги.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Выполнение криволинейных разрезов.
• Выполнение параллельных надрезов.
• Выполнение зигзагообразных надрезов.
• Изготовление заготовки с эффектом волн или бревенчатой избы.
• Изготовление ажурной спирали.
• Выполнение расходящихся линий надрезов.
• Выполнение кривых линий по форме буквы Х.
• Выполнение зигзагообразных симметричных линий.
• Выполнение декоративных элементов с помощью ножниц.
• Выполнение сквозных просечек на сгибе бумаги.
• Выполнение сквозной просечки внутри круга.
Тема 13. Композиция на бумажной тарелке . Задание: Композиционный рисунок «Птицы – звуки леса».
Вариант задания: нарисовать музыку – создать образы птиц.
Материалы: гуашь, кисть, бумага.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
• Композиционное размещение в круге.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 14.Рисуем оттисками.
Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе. Учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева. рябью на воде, спилами камней, листьями растений. Шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографии. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.
Задание Работа выполняется в технике монотипия «Подводный мир»,
украшение рыбки узорами чешуи, оно выполняется в технике монотипии – цветного или монохромного фактурного отпечатка. Который, потом дорисовывается одноцветным (черным) фломастером или палочкой с тушью. В данном случае монотипия это цветное пятно в форме рыбы. Сделанное гуашью, или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.
Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка. Бумага.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 15. Работа с металлизированной бумагой
Задание: Композиционная работа « Космос»
Вариант задания: Конструирование и моделирование.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.

Музыкальный ряд: мелодии космоса.
• Техника безопасности.
• Моделирование вариантов выкроек.
• Основа дугообразных линий.
• Прогибание заготовок по линиям.
• Выполнение кружочков небольшого диаметра.
• Изготовление деталей по системе ребер жесткости.
• Сборка изделий.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ
• Передача объема .• Детальная проработка.
• Синтез.
Тема 16. Панно с применением гофрированного картона.
Задание: Композиционная работа «Море».
Вариант задания: Конструирование и моделирование.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
• Техника безопасности.
• Моделирование вариантов выкроек.
• Основа дугообразных линий.
• Прогибание заготовок по линиям
• Сборка изделий.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Детальная проработка.
• Синтез.
Тема 17. Цветное панно ..
Задание: Живописные работы по заданной тематике «В траве – мураве».
Вариант задания: нарисовать рисунки по заданной тематике и в дальнейшем объединить их в общую коллективную работу.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные, быстрые и медленные.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 18. Композиционное занятие «Лесная полянка».
Задание: Выполнение творческих рисунков «Лето в Костре»
Вариант задания: нарисовать рисунок– создать образ , изображение – впечатление.
Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Музыкальный ряд: Песни летнего лагеря.
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 19. Красоту надо уметь замечать.
Задание: Овладение новыми техниками и художественными материалами.
Вариант задания: детям предлагается выполнить аппликацию с применением природных материалов, пейзаж «Березовый край» на листе бумаги.
Материалы: бумага белая, береста, гуашь и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.
• Виды бумаги и картона.
• Правила работы с клеем.
• Правила техники работы с берестой
• Композиционное размещение.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема20. Постройки в нашей жизни.
Азбука бумагопластики.
Какие постройки нас окружают? Знакомство с Героем Постройки. Он помогает придумать, каким быть дому. Многообразие архитектурных построек; развитие воображения ребенка и формирование его представлений о существовании самых разных типов построек. Из каких основных частей строят дома?
Строят не только дома, но каждую вещь. Придумывают ей форму, чтобы она была удобная и красивая.
Беседа об окружающих нас постройках.
Задание: придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.
Вариант задания: придумать и построить на бумаге дом – овладение новой техникой бумагопластики . Материалы: разведенная на блюдце краска гуашь ( акварель) одного цвета, коробок ластик, колпачок от ручки – в качестве печаток. Шероховатая бумага, белая бумага , ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии самых разных архитектурных построек, иллюстрации из детских книг с изображением разных жилищ, предметы современного дизайна.
Музыкальный ряд: детские песенки о строителях – фантазерах.
• Выполнение криволинейных разрезов.
• Выполнение параллельных надрезов.
• Выполнение зигзагообразных надрезов.
• Изготовление заготовки с эффектом волн или бревенчатой избы.
• Изготовление ажурной спирали.
• Выполнение расходящихся линий надрезов.
• Выполнение кривых линий по форме буквы Х.
• Выполнение зигзагообразных симметричных линий.
• Выполнение декоративных элементов с помощью ножниц.
• Выполнение сквозных просечек на сгибе бумаги.
• Выполнение сквозной просечки внутри круга.
• Работа по схеме.
• Выполнение разверток простых геометрических тел: (куб, Прямоугольный параллелепипед, треугольная призма).• Выполнение с помощью просечек окон и дверей, веранды, наличников,
и др. элементов архитектуры.
• Компоновка склеивание разнообразных по структуре материалов
бумаги.
• Максимальное использование бумажных отходов.
Тема 21. Изображать можно пятном.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости.
Пятно – одно из главных средств изображения. Развития воображения и аналитических возможностей глаза.
Тень - пример пятна в реальной жизни; по тени можно узнать хозяина. Присмотреться к разным пятнам ( мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и.т.д. ) и постараться увидеть в них какие – либо изображения. В этом поможет герой Изображения. Сравните, какие бывают у зверей уши, хвосты, лапы, усы ( они потребуются чтобы дорисовать пятно).
Навыки работы на уроке с кистью, краска (одна банка) и водой. Методический прием «Сказка про кляксу» ( см. учебник).
Задание: Первичные навыки изображения на плоскости по манной крупе превратить произвольное сделанное краской или кистью пятно в изображение зверушки. Дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы, т.е. то, что необходимо. Материалы: Манная крупа, клей ПВА, одноцветная краска ( гуашь или акварель, тушь), кисть. Вода. Черный фломастер.
Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном. К книгам о животных; теневой театр; фотографии животных примеры пятен вокруг нас, которые можно пофантазировать.
• Характер формы пропорций.
• Конструктивный анализ.
• Построение с соблюдением законов перспективы.
• Передача объема (цветовое решение).
• Детальная прорисовка.
• Синтез.
Тема 22. Древние образы в народных игрушках.
Основы мастерства. Этапы изготовления текстильных кукол. Подбор материала подготовка к работе. Знакомство с образцами кукол разнообразной техники (текстиль, бумагопластика, папье-маше, керамика).
Задание: Изготовление текстильной куклы – скрутки.
Материалы: текстильный материал.
Зрительный ряд: слайды или фотографии с изображением кукол.
Правила техники безопасности.
Необходимые инструменты и материалы.
Оформление правил Т.Б. в альбоме.
Понятие плоскостная композиция.
Особенности объемных игрушек из текстиля и пластилина .Изготовление объемной куклы.
Оформление игрушек.
Тема 23. Изображать можно в объеме.
Объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Примеры выразительных объемов, который заметил герой изображения ( пни , камни, коряги, сугробы и.т.д.) похожи на кого-то. Развитие воображения и аналитических способностей глаза, поэтического видения.
Сказка про превращение камешков является методическим приемом для обучению видению целостной формы ( см. учебник). Лепка от большой формы ( превращение комка пластилина) способом вытягивания и вдавливания.
Задание: превратить комок пластилина или соленое тесто в птицу или животное – лепка; посмотреть и подумать, на что похожи например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и.т.д.
Изображение и лепка фантастических животных.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечка, дополнительный материал.
Зрительный ряд: слайды природных объемных выразительных форм или настоящие камушки, форма которых что–нибудь напоминает. Организация рабочего места.
Эскизная разработка.
Предварительный анализ.
Композиционное решение.
Лепка из составных частей.
Соблюдение пропорций.
Детальная проработка.
Оформления изделия.
Тема24. Изображать можно и то, что не видимо.
Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы невидимый. Не следует очень усложнять задание: дети легко отмечают, что голубое более грустное, чем розовое, и что кисточка, когда рисует, то как бы танцует весело или плавно и.т.д.
Задание: изобразить радость и грусть (изображение цветом и ритмом может быть беспредметным), выполнить плоскостную аппликацию из ткани.
Вариант задания: « Летняя сказка» – создать образы контрастных по настроению . Материалы: Текстиль, клей, ножницы, бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
Эскизная разработка.
Предварительный анализ.
Композиционное решение.
Аппликация из составных частей.
Соблюдение пропорций.
Детальная проработка.
Оформления изделия.
Тема25. Как украшает себя человек.
Знакомство с Героем Украшения. Украшения всюду вокруг нас – украшена наша одежда, игрушки, наши дома, комнаты, посуда и.т.д. – и везде нам помогает Герой Украшения.
Цветы украшают наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Героем Украшения рассматриваем формы лепестков, тычинки, узорчатые детали разнообразных цветов.
Задание: Навыки работы с натуральной кожей украшение цветами заготовок, вырезанных преподавателем из цветной бумаги. В конце занятия цветы можно собрать ( вклеить) в нарисованную большом листе корзину, а затем использовать эту коллективную работу для украшения студии.
Вариант задания: придумай и нарисуй и выполни в технике работы с натуральной кожей, сказочный цветок.
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, натуральная кожа, клей «Момент».
Зрительный ряд: примеры украшений, фотографии или слайды цветов.
Музыкальный ряд: песенки о цветах.
• Работа с заготовками выкройки.
• Проведение надрезов.
• Выполнение прогибов с помощью свечи.
• Сборка цветка.
• Оформление соответствующими элементами.
Цель: Ознакомления с вариантами изготовления фигуры человека.
Тема26: Разноцветные краски.
Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками , овладение навыками организации рабочего места.
Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радости общения с красками.
Задание: навыки работы при росписи по дереву.
Вариант задания: детям предлагается изобразить узоры и орнаменты.
Материалы: деревянный брусок подготовленный для росписи по дереву и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: композиционный работы детей, .Работа на деревянных заготовках.
Нанесение контура орнамента.
Выполнение в цвете.
Прорисовка.
Лакировка.
Тема 27: Все имеет свое строение.
Формирование первичных умений видеть конструкцию – построение предмета. Любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геометрических форм.
Задание: создание простых геометрических форм ( заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображение различных зверей в технике аппликации.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды и фотографии животных или художественные изображения строений.
• Работа по фотографиям.
• Изготовление геометрических тел с помощью чертежных инструментов.
• Выполнение моделей многоэтажных домов.
• Составление макета города.
Тема 28: Час – любования, умение видеть «Сказочная страна».
Наблюдение за живой природой с точки зрения трех Героев.
Повторение темы « Герой изображения, украшения и Постройки учатся у природы».
Рекомендуется экскурсия на природу.
Задание: нарисовать летний пейзаж.
Вариант задания: детям предлагается изобразить большое дерево и радостное солнце на весь лист бумаги.
Материалы: бумага и природный материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для педагогов.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
• Навыки работы при работе с природными материалами.
• Материалы для окрашивания.
• Работа на листе бумаги по эскизам и зарисовкам.
• Применение техники работы с аппликацией.
• Выполнение геометрической фигуры – круг.
• Оформления изделия.
Тема 29: Изображение вокруг нас.
Везде: дома, в школе в лагере , в городе – нам встречаются различные изображения, которые сделали художники. Знакомство с героем Изображения, который помогает нам рисовать. Лепить. Обучающее рассматривание выставки детских работ.
Первое задание имеет диагностическую направленность – оно помогает выявить уровень художественных способностей.
Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать.
Вариант задания: детям предлагается изобразить большое радостное солнце на весь лист бумаги.
Материалы: бумагам и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для учителей.
Зрительный зал: работы детей, различные по сюжетам , жанрам, художественным материалам.
Эскизная разработка.
Предварительный анализ.
Композиционное решение.
Оформления изделия
Тема 30: Основы мастерства. Этапы изготовления куклы: «Театр кукол»
Конструирование из папье - маше , кукол и украшение их.
Развитие наблюдательности – изучение народного костюма и оформление его. Овладение навыками бумагопластики.
Задание: конструирование и украшение объемных кукол.
Материалы: белая бумага , ножницы, клей, нитки, краски, кисти, лак.
Зрительный ряд: демонстрация педагогом приемов работы с бумагой.
Правила техники безопасности.
Необходимые инструменты и материалы.
Оформление правил Т.Б. в альбоме.
Понятие плоскостная композиция.
Особенности объемных игрушек из бумагопластики.
Изготовление объемной куклы.
Оформление игрушки.
Тема 31: Город, в котором мы живем «Мой мир».
Задание: панно: « Город, в котором мы живем» - коллективная работа или индивидуальные работы по памяти.
Материалы: склеенный большой лист бумаги ( бумага тонированная или обои) в качестве фона для панно. Цветная бумага( для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь, ( для изображения жителей и машин). Готовые аппликации (постройки) и изображения жителей, машин выразительно располагаются (компонуются)на большом листе бумаги – фоне панно.
Для индивидуальных работ: гуашь. Кисти или мелки ( по выбору педагога), бумага.
Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильм об архитектуре родного города.
Рекомендуется прогулка-экскурсия по улицам своего города.
Литературный ряд: стихи о своем городе.
Музыкальный ряд: песни о своем городе.
Поиск идеи.
Эскизная разработка.
Коллаж – аппликация.
Оформление работы.
Тема 32: Выразительные способности природных материалов.
Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе. С позицией Героя Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева. рябью на воде, спилами камней, листьями растений. Шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографии. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.
Задание: Применение смешанной художественной техники: «Дерево –жизни».
Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага, природные материалы
Поиск идеи.
Эскизная разработка.
Применение смешанной художественной техники.
Оформление аппликации.
Тема 33: Мастер украшения помогает сделать праздник
Без праздничных украшений нет праздника. Новые навыки работы с бумагой.
Задание: создание праздничного украшения создание карнавальных головных уборов; коллективное панно « Карнавал» (варианты заданий выбирает педагог)
Материалы: цветная бумага. Фольга, серпантин, ножницы клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные за смену.
Литературный ряд: стихи о праздничном карнавале.
• Работа с заготовками выкройки.
• Проведение надрезов.
• Выполнение прогибов, рифление формы.
• Проработка этапа глаза.
• Сборка маски.
• Оформление цветом и соответствующими элементами.
Тема 34: Постройка предметов (подарочная упаковка).
Развитие конструктивного изображения и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Герой Постройки придумывает форму для наших бытовых вещей.
Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
Задание: конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: упаковки. Пакеты и другие произведения бытового дизайна.
Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.
Правила техники безопасности. Оформление альбома Т.Б.
Необходимые инструменты и материалы.
Изготовление ленивой игрушки.
Изготовление сумочки-игрушки.
Оформление изделия.
Тема 35: Основы мастерства. Совместная работа трех братьев мастеров: Изображения, Украшение, Постройка.
Обобщением здесь является одно занятие. Его цель – показать детям, что на самом деле наши три героя неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого героя своя работа, свое назначение.
В конкретной работе один из Героев всегда главный. Вот . например, наши рисунки-изображения: где тут работа Героя Постройки? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Герой Украшения, как ему помогали Герой Изображения и Герой Постройки? Главное. Чтобы учащиеся поняли, в чем именно состоит роль каждого Героя и чему он помог им научиться.

Задание: Выполнение творческих работ на тему : «Я буду вспоминать тебя – мой «Костер».
Зрительный ряд: детские работы.
Тема 36: Выставочная деятельность. В мастерской должны быть выставлены лучшие работы детей. Желательно чтобы каждый ребенок имел на выставке хотя бы одну работу. Дети учатся рассказывать о своих работах и рисунках своих товарищей.
Задание: выставка работ. Дети учатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуру и.т.д.; выделяя в них работу каждого из Героев. Игра в художников и зрителей.
Зрительный ряд: произведения разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.

Календарно – тематическое планирование
объединения: «Творческая мастерская»
№ Тема занятия Кол-во часов Практика Авторская линия (возможность углубления)
Форма работы Предметные Материалы
инструменты Вид практической деятельности 1 Вводное занятие, знакомство с материалами.
«Здравствуй солнце» 1 Фронтальная,
индивидуальная Бумага белая
Бумага цветная;
Гуашь;
Акварельные краски;
Клей;
Карандаши;
Ножницы;
Кисти;
Дополнительные материалы; Создание эскизных зарисовок по впечатлению ,
Нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать. Эскизные зарисовки с применением различных видов материалов.
2 Веселые игрушки из фруктов и овощей 1 Фронтальная
индивидуальная Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Создание образа сказочных героев из фруктов и овощей
Иллюстрация к сказке «Чиполино». Создание образа.
Композиционные рисунки
3 Изображение предметного мира - натюрморт 1 Индивидуальная,
групповая Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Первичные навыки изображения на плоскости, с акцентом на композицию, ритм.
«Натюрморт бытовой» Работа с натурой
4 Виды линий 1 индивидуальная Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь.
Кисти Графические навыки изображения на плоскости ,«Живая трава»,
Можно применить технику гризайль.
Выполнение зарисовки трав которые колышет ветер ( линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и.т. д.) Рисунок с натуры и по памяти.
5 Основные и дополнительные цвета 1 Фронтальная
индивидуальная Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Фантазийное изображение сказочного царства с ограниченной палитрой.
«Какого цвета лето»
Работа по представлению.
6 Составные цвета 1 Индивидуальная,
коллективная Бумага белая,
Карандаш;
Кисти
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь.
Клей ПВА;
Ножницы Цвет. Основы цветоведение.
«Краски лета». Работа по представлению с элементами аппликации.
7 Цветовой круг. 1 Фронтальная
Индивидуальная
Цветная бумага;
Клей;
Ножницы; Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Создание композиционного рисунка
Праздник красок «Цветик семицветик» Работа по памяти и представлению
8 Аппликация из геометрических фигур 1 Фронтальная
индивидуальная Цветная бумага
Ножницы
Клей ПВА
Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Навыки работы с аппликацией, понятие формы, многообразие форм окружающего мира
«Диковинные сосуды» Творческая, фантазийная работа.
9 Теплые и холодные цвета 1 Индивидуальная Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь.
Цветная бумага»
Клей;
Ножницы; Бумагопластика: «Морские глубины» Смешение видов художественной техники.
10 Контрастные цвета 1 Фронтальная
индивидуальная Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь.
Кисти; Живопись «Настроение» Фантазийные рисунки
11 Сближенные цвета 1 Коллективная
индивидуальная Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь.
Краски Пейзаж: «Мелодия красок»,
Работа по памяти и представлению.
12 Бумагопластика с использованием сближения цвета 1 Индивидуальная Бумага цветная;
Простой
Карандаш;
Клей,
Бумага белая,
Создание композиции по впечатлению от музыкального произведения «Танцующие»
Работа компазиционная13 Композиция на бумажной тарелке 1 Фронтальная
индивидуальная Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь.
Кисть; Композиционный рисунок
«Птицы – звуки леса» Рисунок по памяти
14 Рисуем оттисками 1 Фронтальная
Индивидуальная
коллективная Оттиски;
Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Работа может быть выполнена в технике монотипия
«Подводный мир»
Композиционное
изображение. Коллаж или аппликация
15 Работа с металлизированной бумагой 1 Фронтальная
индивидуальная Металлизированная бумага, скотч;
Ножницы» Композиция «Космос».
Работа в технике конструирование из бумаги.
16 Панно с применением гофрированного картона 1 Фронтальная
индивидуальная Применение различных материалов Бумага белая,
Карандаш;
Клей ПВА;
Ножницы;
Картон гофрированный Композиционная работа « Море»
«Мужество». Конструирование, моделир.
Оформление
17 Цветное панно 1 Индивидуальная
Коллективная Белая плотная бумага;
Цветная бумага;
Ножницы;
Клей;
Линейка;
Клей ПВАКарандаш; Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Живописные работы по заданной тематике объединяются в большую коллективную работу «В траве – мураве». Объемное конструирование по заданным индивидуальным размерам
18 Композиционное занятие
«Лесная полянка» 1 Индивидуальная,
Коллективная,
Игровая Материалы по выбору. Бумага белая,
Карандаш;
Ластик;
Акварель;
Краски гуашь. Выполнение творческих рисунков «Лето в костре». Работа по памяти и представлению
19 Красоту надо уметь замечать 1 индивидуальная Бумага белая,
Береста,
Гуашь;
Кисти;
Клей; Пейзаж
«Березовый край»
Овладение новыми техниками и художественными материалами. Аппликация
С применением природных материалов
20 Постройки в нашей жизни
1 Индивидуальная,
групповая Белая плотная бумага;
Ножницы;
Клей;
дополнительные материалы; Знакомство с объемной постройкой.
«Дом»
Конструирование и оформление постройки с применением различных художественных материалов. Макет
Конструирование в объеме.
21 Изображать можно пятном 1 индивидуальная Бумага белая;
Простой
Карандаш;
Манная крупа,
Клей,
Краски,
Кисти, Первичные навыки изображения на плоскости по манной крупе.
«Эти забавные животные» Работа с нестандартными материалами
22 Древние образы в народных игрушках 1 индивидуальная Ткань;
Нитки;
Ножницы; Изготовление текстильной куклы – скрутки
(обрядовая кукла – сувенир) Конструирование в объеме
23 Изображать можно в объеме 1 Индивидуальная,
коллективная Мука;
Соль;
Вода; Изображение и лепка
Изображение фантастических животных Лепка из соленого теста
24 Изображать можно и то, что не видимо
(настроение) 1 Фронтальная
Индивидуальная
Текстиль;
Клей;
Ножницы; Создание контрастных образов (работа с тканью)
«Летняя сказка» Плоскостная аппликация из ткани
25 Как украшает себя человек 1 Фронтальная
индивидуальная Натуральная кожа;
Свеча;
Ножницы»
Клей «Момент» Навыки работы с натуральной кожей
«подарочный сувенир – украшение» Аппликация в полу- объеме.
26 Разноцветные краски 1 Индивидуальная Деревянный брусок- заготовка;
Карандаш;
Краски гуашь
Кисти;
Лак для деревянных изделий; Навыки работы при росписи по дереву.
«Узоры, которые создают люди» Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой и хохломской росписи, по предварительным эскизам.
Использование образа коня, птицы, растительных элементов.
27 Все имеет свое строение 1 Фронтальная
индивидуальная Белая плотная бумага
Ножницы;
Клей;
Линейка;
Клей ПВАКарандаш; Украшение и постройка.
Конструирование из бумаги
«Комар» Объемное конструирование, по заданной схеме и размерам.
28 Час – любования, умения видеть
«Сказочная страна» 1 Коллективная
индивидуальная Цветной картон;
Береста;
Кора деревьев;
Опилки;
Ножницы;
Клей ПВА, «Момент» Панно: «Русь – моя»,
Навыки работы при работе с природными материалами Аппликация, плоскостная.
29 Изображение вокруг нас 1 Индивидуальная Бумага белая;
Простой
Карандаш;
Манная крупа,
Клей, Создание композиции по впечатлению от природы.
«Лето». Работа с нестандартными материалами
30 «Театр кукол» 1 индивидуальная Пластилин;
Бумага;
Клей ПВА
Краски гуашь
Нитки;
Ткань;
Лак; Создание куклы.
Создание контрастных образов Объемное конструирование куклы, техника
папье -маше
31 Город, в котором мы живем.
«Мой – мир» 1 Фронтальная
Индивидуальная
коллективная Ватманы, белой бумаги,
Краски,
Кисти,
Клей Создание коллективного коллажа: « Мир в котором- мы живем» - Изображение с применением различных художественных материалов. Плоскостное изображение. Коллаж аппликация
32 Выразительные способности природных материалов 1 индивидуальная Деревянный брусок- заготовка;
Опилки;
Веточки от дерева;
Карандаш;
Краски гуашь;
Кисти;
Лак для деревянных изделий; Применение смешанной художественной техники.
«Дерево - жизни». Работа с природными материалами,
Аппликация, роспись
(написание картины – пейзажа)
33 Мастер украшения помогает сделать праздник 1 индивидуальная Применение различных материалов Работа с Театральными масками и карнавальными костюмами.
«Фантастический образ». Конструирование, моделир.
Оформление
34 Постройка предметов
(подарочная упаковка) 1 индивидуальная Белая плотная бумага;
Цветная бумага;
Ножницы;
Клей;
Линейка;
Клей ПВАКарандаш; Конструирование
« Мой сувенир». Объемное конструирование по заданным индивидуальным размерам
35 Совместная работа трех братьев мастеров:
Изображения
Украшения
Постройка 1 Индивидуальная,
Коллективная. Материалы по выбору «Я сам – мастер»
Выполнение творческих работ на тему: «Я буду вспоминать тебя – мой «Костер»». Изготовление подарков
36 Художники и зрители
(обобщение темы) 1 Фронтальная
Групповая
индивидуальная Цветная бумага;
Скотч;
Клей;
Ножницы; Умение быть зрителем,
Оформление выставки творческих работ.
Выставка детских работ.
Награждение. Методическое обеспечение
Программы по дополнительному образованию
Материально-техническое оснащение. Рисунок, живопись, композиция.
Материалы Инструменты
Бумага формат А3; А4;
2.Краски акварельные
3. Краски «Гуашь» Карандаши марки «Конструктор»
Кисти беличьи
Ластик
Перо плакатное
Баночки для воды
Материально-техническое оснащение. Бумагопластика.
Материалы Инструменты
Бумага формат А1; А2; А3
Картон
Цветная бумага
Акварельные краски
Клей ПВА Карандаши «Конструктор»
Кисти для клея
Ножницы
Нож для бумаги

Материально-техническое оснащение. Лепка.
Материалы Инструменты
Глина скульптурная;
Ткань, цветные нити, кусочки ажурной вязаной ткани.
Карандаши «Конструктор»
Стек
Клеенка на стол
Краски « Гуашь»
Проволока для каркаса
Материально-техническое оснащение. Конструирование игрушек.
Материалы Инструменты
1.Бумага для изготовления папье-
маше.
2.Глина скульптурная
3.Бросовый материал (пластик ) для каркаса.
4.Картон для изготовления каркаса.
5.Клей ПВА
6 Клей « Момент», «Мастер»
7.Нитки «Мулине»
8. Нитки шерстяные
9.Нитки катушечные разных цветов (№10; №40)
10 Серая вата, синтепон, поролон.
11.Медная проволока
12.Клеенка на стол
13. Искусственный мех
14. Масленые краски
15. Ткань для вышивки
16. Ткань для пошива костюма
17. Бисер.
для ткани и бумаги)я.
сшитых формание игрушек.0 Карандаши «Конструктор»
Деревянные палочки для набивки сшитых форм
Точилка для карандашей
Линейка циркули
Кисти для клея и рисования
Шило
Кусачки
Иголки разной величины
Ножницы (для ткани и бумаги)
Наперстки

Материально-техническое оснащение . Изделия из природного материала . Фитодизайн.
Материалы Инструменты
1.Природный материал.
2. Клей марки «Титан», « Мастер».
3.Картон для плоскостных изделий. 1.Ножницы.
2. Пилка-ножовка.
3.Нож.
4. Лобзик.
5.Пинцет.
6.Молоток.
7.Острогубцы.
8.Точильный камень.
И.т.д.
Информационно-методическое оснащение:
Педагогическая литература по методике обучения
Учебные пособия по изобразительному искусству
Литература по рукоделию
Наглядные пособия
Образцы изделий
Дидактические материалы :
1.Технологические карты
2.Раздаточный материал (бумажные заготовки разнообразной фигурации)
3.Выкройки-лекала
Учебно-организационные условия:
Регулярность работы объединений дополнительного образования.
Формы проведения занятий:
Групповые: (15 человек).
Консультационные занятия, они необходимы для подготовки детей для работы в творческих объединениях, а также для подготовки работ детей, представляемых на выставку декоративного и изобразительного творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихсяБелашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, Рисунок и живопись. – М.: Просвещение, 1981.