Обобщение передового педагогического опыта методиста МБУ ДО ЦДОД ЮНИТЭРРузаевского МР Садыкова Г.Ф.

Обобщение передового педагогического опыта
методиста МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района»
Садыкова Гизара Фагимовича
«Внедрение образовательной робототехники в образовательное пространство МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района»

Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной деятельности определяют процесс модернизации и новое видение роли основного общего образования. Целью политики модернизации в среднесрочной перспективе, как отмечалось в Федеральной программе развития образования на 2006-2010 гг., является «обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне». Правительственная стратегия модернизации образования предполагает обновление содержания образования на основе «ключевых компетенций», которые в личностном плане проявляются как компетентности. Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Такую компетентностную стратегию образования легко реализовать в образовательной среде робототехника.
Республика Мордовия стремительно развивается, строятся и расширяются производственные объекты, нуждающиеся в высококвалифицированных кадрах. Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, а интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы.
Задача инновационного развития экономики требует опережающего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Человечество остро нуждается в роботах, и уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области, а начинать готовить детей нужно с самого младшего школьного возраста. Детские творческие объединения обучающихся для занятий техническим творчеством, в частности робототехникой на основе LEGO технологий – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху, знакомится с наукой и техникой в игровой форме.
Задача школы и системы дополнительного образования вернуть интерес молодежи к научно-техническому творчеству. Наиболее перспективный путь в этом направлении – робототехника с образовательными конструкторами Lego MindStorms.
I.Анализ исходного состояния деятельности педагога дополнительного образования на основе выявления противоречий
Представляемый педагогический опыт возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных явлений в образовательном процессе системы дополнительного образования детей
Он сформировался в МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района» (далее Центр), в котором я работаю методистом и педагогом дополнительного образования 32 года. Жизнь с её научно-техническим прогрессом приводит школу к необходимости выстраивания новой траектории развития. Одних знаний, умений, навыков нынешним выпускникам недостаточно для успешной социализации, поэтому педагоги осознают необходимость освоения деятельностных технологий, изменения содержания преподавания учебных предметов. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.
Процесс обучения идёт не только в школе, но и под влиянием семьи, друзей, общества, то и формирование ключевых компетентностей школьника происходит в процессе обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Какую роль в этом процессе должен сыграть педагог дополнительного образования? По-моему мнению, педагог должен стать помощником, другом, руководителем ребёнка в процессе его самостоятельного продвижения по индивидуальной образовательной траектории, а это возможно только при использовании инновационных образовательных технологий.
Поступление первых наборов LEGO Mindstorms NXT 2.0 в наш Центр дополнительного образования детей в 2010 г. стало результатом участия нашего Центра во Всероссийском творческом конкурсе по отбору учреждений дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации на лучшую организацию учебно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся в рамках реализации мероприятия 2.4. «Обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 -2013 годы, утвержденной постановлением: Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008г. №568 Новые технические возможности Центра заинтересовали меня как методиста, педагога дополнительного образования, и моих учеников – настолько необычно и увлекательно было работать с новым оборудованием. Так начался процесс освоения робототехники и активная методическая работа по поиску нестандартных методов, форм, технологий обучения
И в моей деятельности возник целый ряд противоречий:
Требования времени и общества к формированию компетенций учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь.
Наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для существующих и развивающихся российских предприятий;
У молодых людей при поступлении в вузы отсутствуют навыки практической работы, представления о задачах, решаемых инженерами и конструкторами, результатом чего становится неосознанный выбор специальности, рост числа молодых людей неработающих по специальности после вузов.
Данное противоречие между требованиями общества к модели выпускника современной школы и реальным уровнем сформированности ключевых компетенций учащихся определило актуальность моей работы на социально-педагогическом уровне.
Дополнительных образовательных программ по робототехнике для обучения детей с использованием конструктора LEGO Mindstorms Eduсation NXT 2.0 очень мало, их структура и учебно-тематические планы не соответствуют требованиям учреждений дополнительного образования. Источники информации по теме «Робототехника» в сети Интернета на русском языке исчислялись единицами, не было ни разработанных программ, ни пособий. Как методист и педагог я остро нуждался методической поддержке и в курсах повышения квалификации по данному направлению. Четко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники в образовательный процесс для приобретения обучающимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в современной педагогической практике определило актуальность моей работы на научно-теоретическом уровне.
Все изученные мной источники по применению конструкторов LEGO Mindstorms NXT 2.0, базировались на подготовке обучающихся к различным соревнованиям и выставкам роботов республиканского уровня. Однако в период между соревнованиями необходимо обеспечить эффективное обучение учащихся азам робототехники, а не только готовить обучающихся к соревнованиям. При этом методических пособий для обучения учащихся на различных ступенях обучения не было. То есть возникла острая необходимость их разработки, внедрения и апробации.
Данное противоречие между большим потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомых компетентностей обучающихся в теории и практике определило актуальность моей работы на научно-методическом уровне.
Анализ противоречий показывает, что для их устранения необходимо решить проблему: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники, направленное на практическое применение обучающимися знаний для успешной социализации в дальнейшей жизни?
Важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы опыта: «Внедрение робототехники в образовательное пространство МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»
Цель опыта: Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство Центра.
Объект опыта: комплекс мероприятий по внедрению робототехники в образовательное пространство Центра.
Предмет опыта: педагогическое и методическое обеспечение процесса внедрения робототехники в образовательное пространство Центра.
Сущность опыта состоял в том, чтобы самостоятельно разработать структуру программы дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы», по образовательная робототехнике, его методическую поддержку (программы разделов программы и методические материалы для педагога и обучающихся).
Конечным практическим результатом должно было стать: успешное внедрение робототехники в образовательное пространство Центра.
Начиная работу по заявленной теме, я выдвинул следующую гипотезу: Формирование ключевых компетенций учащихся (в контексте применения робототехники) будет успешным при выполнении следующих условий:
Из используемых педагогом средств и методов обучения будут выбраны наиболее эффективные.
Разработана программа дополнительного образования детей по образовательной робототехнике.
Для подтверждения гипотезы я сформулировала следующие задачи, в ходе решения которых я должен прийти к результату.
Определить тему самообразования «Изучение основ робототехники, условий и возможностей встраивания ее в образовательный процесс»
Разработать программу «Образовательная робототехника» и апробировать его в учебном процессе.
Оценить результаты работы и при их положительной оценке обобщить и распространить опыт внедрения и использования конструкторов LEGO Mindstorms в образовательный процесс.
Нормативно-правовая база опыта.
Ф[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «Развитие образовательной робототехники и непрерывного ITобразования в Российской Федерации»
Примерные требования к программам дополнительного образования детей Министерства образования РФ №06-1844 от 11.12.2006г.;
Устав МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района

В качестве теоретико-методологической основы опыта я взял теорию учебной деятельности (А. Н. Леонтьев и др.), теорию методов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.); теорию педагогических систем (В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский).
Существенным образом работа опиралась на труды, посвященные классификации форм обучения (В. А. Сластенин, В. К. Дьячеко, И. М. Чередова); методике обучения информатике (Л. Л. Босова, А. А. Кузнецов и др.); использованию средств мультимедиа при формировании ключевых компетентностей (О. Г. Смолянинова); методу учебных проектов (Е. С. Полат); современной дидактике (М. М. Поташник, А. В. Хуторской, Г. К. Селевко).
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «LEGO - роботы» создана на основе Комплексной программы «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT образования в Российской Федерации» (Утверждена Распоряжением Автономной некоммерческой организации «Агентство инновационного развития» №172Р от 01.10.2014 года) и Методического пособия «Образовательная робототехника» / Составитель Бояркина Ю.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
Этапы становления опыта
Информационно-аналитический:
осуществлял поиск необходимой информации, знакомилась с конструктором LEGO Mindstorms NXT 2.0;
изучал опыт успешного внедрения робототехники коллегами из других регионов, обменивалась информацией на обучающих семинарах (молодежный инновационный конвент республики Мордовия, конкурс технического творчества детей и молодежи республики Мордовия) при личном общении, на соревнованиях различного уровня;
изучала роль и место курса робототехники;
определял объект, предмет, цель, задачи и база опыта, рассматривал различные формы встраивания робототехники в образовательное пространство Центра и выбирал оптимальные.
Этап разработки:
самообразование, обучение автора вместе с группой обучающихся в творческом объединении «LEGO роботы» основам робототехники и изучение возможностей конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0. Разработка программы работы кружка на первый и второй годы обучения затем и третий год, выбирались наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при изучении основам робототехники, при подготовке обучающихся к соревнованиям и выставкам по робототехнике;
Внедренческий этап:
создавались учебно-методические материалы для занятий кружка, их апробация и внедрение;
разрабатывалась программа «LEGO роботы» на 1 год обучения, 2 год обучения;
С 2013 года при поддержке УО и администрации Центра я организовываю и провожу Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района.
были достигнуты значительные успехи воспитанников творческого объединения «LEGO – роботы» в соревнованиях и выставках республиканского уровня.
Трансляция опыта:
разработаны программы работы кружка на три года обучения и учебно-методические материалы к ним;
разрабатывается комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники в разделы курса информатики и ИКТ.
Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что мой опыт оказался востребованным коллегами, детьми, родителями, а значит - актуальным. Впервые я стал автором программы дополнительного образования детей «LEGO – роботы» по образовательной робототехнике (в 2014 г. на муниципальном уровне, в 2016 г. на республиканском уровне), который был внедрен мной в образовательное пространство МБУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» и апробирован. В этом уникальность и новизна моего опыта.
Теоретическая значимость опыта заключается в:
разработанной дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «LEGO - роботы» по образовательная робототехнике;
выбранных формах, технологиях и методах обучения основам робототехники в системе дополнительного образования детей;
Практическая значимость опыта в том, что разработаны авторская дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «LEGO - роботы» по образовательной робототехнике, методические и дидактические материалы, которые могут быть использованы в работе педагогами дополнительного образования и учителями школ при организации обучения детей основам робототехники во внеурочное время.
Цели и задачи программы «LEGO роботы»:
Основная цель обучения – это социальный заказ общества: сформировать личность, готовую к мобилизации знаний, умений, и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, то есть формирование ключевых компетентностей обучающихся, для применения их в дальнейшей жизни.
Эту цель подтверждает и информация о новых подходах в стандартах второго поколения это деятельностный подход. Для этого подхода главным является вопрос, какие необходимы действия, которыми должен овладеть ученик, чтобы решать любые задачи. Иначе говоря, необходимо выделить универсальные действия, овладение которыми дает возможность решать в любых жизненных ситуациях разные классы задач.
Исходя из этого задачи обучения робототехнике:
Повышение мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла (физика, информатика, математика, технология), знакомство с основными принципами механики, с основами программирования, понимание важности межпредметных связей. Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.
Разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей.
Формирование навыков самообразования, самореализации личности. Развитие умения творчески подходить к решению задачи, анализировать проблему и довести решение задачи до работающей модели, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Воспитание чувства делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), ответственного отношению к делу, самостоятельности, умения ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, быстро находить коллективное и самостоятельное решение возникающих проблем. Воспитание чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию.
Индикативными показателями успешности опыта, считаю:

Индикативный показатель
Планируемое значение

1.
Показатели мотивации учебной деятельности учащихся.
Повышение уровня мотивации на 15 %

2.
Сформированность ЗУН
Повышение уровня мотивации на 15 %

3.
Уровень сформированности компетенций учащихся
Повышение уровня сформированности до среднего

4.
Результаты участия в соревнованиях, выставках и конкурсах научно-технического творчества по робототехнике (количественные характеристики)
Количество участников

5.
Результаты участия в соревнованиях, выставках и конкурсах научно-технического творчества по робототехнике (качественные характеристики)
Наличие призового места

6.
Успешность распространения опыта работы
Наличие положительных отзывов


Содержание инновационного педагогического опыта.
Для внедрения робототехники в образовательное пространство Центра необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющейся в образовательном учреждении.
Поэтому структура действий по внедрению робототехники имела три составляющие.
Общая структура действий по внедрению робототехники в образовательное пространство
За шесть лет я увидел возможность распространения опыта, так как выполняется комплекс условий, обеспечивающий этот процесс.
Готовность педагога решать новые педагогические задачи, используя свой творческий потенциал.
Достаточный уровень развития учебно-методической базы Центра (современные компьютерные классы, АРМ педагога дополнительного образования, достаточное количество конструкторов, программное обеспечение к ним, поля для соревнований, выход в Интернет).
Востребованность данной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы», педагогами Центра, муниципального района, Республики.
Наличие опыта выступления на соревнованиях различного уровня, общение с коллегами не только города, но и Республики.
Наличие опыта выступлений по разработанной теме на семинарах, муниципального и республиканского уровня.
Действия на индивидуальном уровне
Обучение на курсах повышения квалификации.
Разработка дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы», тематического планирования и конспектов занятий к основным компонентам курса (кружок, элективный курс, уроки курса информатика и ИКТ»).
Организация обучающей деятельности в Центре. Подготовка и участие команд в соревнованиях и выставках робототехники различного уровня (муниципального, республиканского, всероссийского).
Действия на уровне Центра (управление)
Развитие материально-технической базы кружка.
Создание условий для обучающихся в соревнованиях и выставках роботов.
Действия на уровне УО (муниципалитет)
Организация и проведение межмуниципальных Открытых соревнований по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района (с 2013 г.).
Выступления на семинарах и конференциях муниципального и республиканского уровня.
Формы и методы организации обучения робототехнике.
Для внедрения робототехники в образовательное пространство Центра главной моей задачей становилось определить оптимальные формы организации учебного процесса.
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от выбранных технологий и методов работы.
Занятия проходят с применением следующих методов по способу получения знаний предложенных В.А. Оганесяном.(1980г.), В.П. Беспалько(1995 г.):
объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих проектов и т.д.);
проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей роботов и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
поисковый – самостоятельное решение проблем;
метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.
Технология проектной деятельности является определяющей при изучении основ робототехники в курсе и при подготовке учащихся к соревнованиям как основа формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях образовательного пространства Центра.
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий обучающихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
Метод проектов хорошо встраивается в разделы дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы»..На занятиях творческого объединения, при подготовке к соревнованиям и выставкам по робототехнике обучающиеся создают творческие проекты для соревнований роботов или могут разрабатывать собственные проекты LEGO роботов для конкурсов научно-технического творчества по робототехнике, по интересующей их тематике, широко используя в своей работе межпредметные связи При построении модели затрагиваются множество проблем из разных областей знаний от механики до биологии, истории - что является вполне естественным.
Основные этапы разработки LEGO - проекта:
Выбор темы проекта.
Цель и задачи представляемого проекта.
Разработка механизма на основе конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0
Составление программы для работы механизма в среде LEGO Mindstorms NXT –G.
Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей, оптимизация конструкции.
Создание портфолио проекта (описание проекта, создание презентации проекта, съемка видео демонстрирующее работу робота, обработка видео и размещение в Интернете).
Представление и защита проекта( предварительная перед товарищами и родителями).
При разработке и отладке проектов обучающиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность детей.
Эффективность этого метода подтверждена и призовыми местами творческих проектов, разработанных обучающимися на занятиях. Познакомится с материалами проектов и видео можно на сайтах:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «РОБОТ ДЛЯ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ». ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автор: Князев Александр Романович, 13 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г.Рузаевка 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] РОБОТ «ЛУННЫЙ ЛИФТ». ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕМА: КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАШИНОСТРОЕНИЕ, РОБОТОТЕХНИКА Автор: Борисов Александр Сергеевич, 11 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования: МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г.Рузаевка 2015
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Всероссийский конкурс научно - технического творчества «Ш.У.СТР.И.К.» 2015 - школьник, умеющий строить инженерные конструкции 2015. Победители Республика Мордовия - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Видео демонстрирующее работу модели двухрукавного поворотного моста, построенного из деталей конструктора «LEGO MINDSTORMS. NXT 2.0»Автор: Недайборщ Даниил Алексеевич, 13 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г.Рузаевка 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Гизар Садыков youtube
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Робот Исследователь лабиринтов из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Механическая рука из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Баскетболист из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Блинорезка из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Тягач из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Гимнаст из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Дуэлянты из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Разносчик из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Инфоурок, сайт Садыкова Гизара Фагимовича, методиста, педагога дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района республики Мордовия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Техническое творчество в дополнительном образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Администратор клуба.
Журнал «Народное образование Республики Мордовия» № 5-6 2015, статья «Техническое творчество обучающихся как основа профориентационной работы» (из опыта работы творческого объединения «LEGO - роботы»)
Воспитательная составляющая при обучении.
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «LEGO - роботы» по образовательной робототехнике предполагает работу с детьми в внеучебное время (дополнительное образование), поэтому в программе выделен воспитательный аспект. При подготовке к каждому занятию стараюсь продумывать задачи воспитания.
Я выделяю, согласно М.М.Поташнику, и использую четыре канала воспитания в процессе обучения:
Через содержание основ наук (воспитывать мировоззренческие понятия: причинно-следственные связи в окружающем мире; познаваемость окружающего мира и человечества).
Через методы обучения (воспитывать у обучающихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы).
Через использование случайно возникших на занятиях или спланированных педагогом воспитательных ситуаций.
Через личность педагога, так как личный пример определяющий фактор воспитания личности обучающегося.
Взаимодействие «Педагог - воспитанник»
Взаимодействие «Педагог – воспитанник» характеризует поведенческо-деятельностную направленность личности школьника на процесс создания и функционирования собственной информационной деятельности, результатом которой является информационная компетентность. Также оно характеризует поведенческо - деятельностную направленность личности педагога на процесс создания условий для формирования и функционирования информационной деятельности воспитанник.
Педагог всегда был центральной фигурой в дополнительном образовании. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Если параметры взаимодействия “педагог- воспитанник” не отвечают потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится. Основная цель педагога - передать опыт решения задач, цель же деятельности воспитанника – перенять опыт педагога, выйти на следующий уровень и идти дальше. Успешно решенные задачи расширяют спектр возможностей и воспитанника, и педагога по самопознанию и самореализации. В конечном итоге (идеальный вариант) опыт педагога станет составной частью опыта у воспитанника – воспитанник превзойдет своего педагога и пойдет дальше.
Для того чтобы воспитанник овладел универсальными способами учебной деятельности, необходимо, чтобы педагог в полной мере владел методикой обучения любому методу. Поэтому очень важно самообразование педагога, его готовность постоянно овладевать новыми методами и формами работы, активное включение инноваций в учебную деятельность.
Для успешной реализации задач курса важно правильно определить роль педагога. Роль педагога меняется. Педагог должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант. Он становится своего рода «тьютором».
Управление процессом внедрения
Управление процессом внедрения дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «LEGO - роботы» включает следующие управленческие функции: анализ, планирование, организация, контроль, коррекция. Данный вид деятельности необходим. Чтобы получить желаемый результат, процессом необходимо управлять.
Таблица 13 SEQ Таблица \* ARABIC 14115
Функция контроля
Предпринятые действия в рамках функции контроля

Анализ
Выделение индикаторов (показателей).
Входной мониторинг знаний, умений, компетентностей обучающихся.

Планирование
Определение целей и задач.
Составление плана работы педагога по внедрению робототехники.
Разработка рабочих программ кружка.

Организация
Выбор наиболее эффективных технологий, методов, форм и средств организации обучения основам робототехники.
Создание дидактических материалов по темам программы.
Участие учеников в робототехнических соревнованиях и выставках проектов различного уровня.
Создание межпредметных творческих проектов для участия в конкурсах проектов.

Контроль
Управление процессом усвоения знаний – проведение промежуточных мини-соревнований, выполнение исследовательских практических работ,проектная деятельность.
Воспитание мотивации и формирование познавательного интереса.
Промежуточный и итоговый мониторинг сформированности компетентностей учащихся (мониторинг усвоения программы обучающимися).

Коррекция
При необходимости:
1. Коррекция состава индикативных показателей.
2. Коррекция траектории самообразования педагога.
3. Коррекция дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы».
4. Коррекция дидактического материала к дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «LEGO - роботы».


Результаты
Итоги внедрения образовательной роботехники в образовательное пространство Центра:
повышение качества образования обучающихся, заинтересованности предметом;
сформированность новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии;
повышение уровня сформированности компетенций обучающихся;
совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе использования возможностей новых информационных технологий;
создание условий, которые позволяют реализовать способности и интересы обучающихся;
создание условий для реализации моделей открытого образования, для вариативности и индивидуализации образования;
высокую оценку педагогической общественности Рузаевского муниципального района, республики Мордовия.
Все это позволяет сформировать у выпускников системы дополнительного образования ключевые компетенции, использовать полученные знания при изучении других предметов, создать развивающую образовательную среду, которая повлекла повышение качества знаний обучающихся. Результат опыта
создана программа кружка «LEGO - роботы» на три года обучения. Учебно-методическое обеспечение программы представлено конспектами занятий и презентациями к ним;
Разрабатываются конспекты занятий, презентации к ним, система тестов для определения результативности усвоения программы;
обучающимися, подготовленными мной, достигнуты значительные успехи в соревнованиях LEGO роботов, выставках и конкурсах проектов различного уровня Таблицу результативности можно увидеть в. Прилагаются копии дипломов, благодарностей педагогу дополнительного образования, копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации
II. Распространение результатов опыта
Мои социальные партнеры, с которыми я взаимодействовал в рамках опыта: образовательные учреждения Рузаевского муниципального района, управление образованием администрации Рузаевского муниципального района, МАУ «Центр молодежной политики и туризма» Рузаевского муниципального района, «Центр молодежного инновационного творчества» МАУ «ЦМПиТ» Рузаевского муниципального района, Государственное бюджетное учреждение "Мордовский республиканский молодежный центр", ГБУ «МРМЦ «Отдел инновационных программ», министерство образования республики Мордовия, организаторы межрегиональных, всероссийских соревнований и конкурсов, спонсоры.
Мое взаимодействие как методиста и педагога с социумом:
Мастер-классы
на республиканском уровне
Республиканский семинар – практикум для учителей начальных классов «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС», Рузаевка 2013 г.
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений РМ на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района 2013 г.
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района 2014 г.
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района 2015 г.
Выступление по теме: «Техническое творчество и его реализация во внеурочной деятельности» в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» курсы повышения квалификации учителей – предметников «Основы образовательной робототехники» 2015 г.
Мастер-классы по робототехнике в Республиканском лагере развития инновационного мышления детей и подростков «Юные Кулибины» - 2015 г.
Мастер-классы по робототехнике в Государственном Собрании Республики Мордовия – 2015 г.
Мастер-классы на Фестивале нанотехнологий «Нанофест», Саранск 2015 г.
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района 2016 г.
Мастер-классы по робототехнике «Лаборатория будущего» в рамках полуфинала ПФО национального чемпионата «Молодые профессионалы», Саранск 2016 г.
на муниципальном уровне
Муниципальная конференция молодых учителей физики, математики и информатики - 2013 г.
Муниципальные соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Рузаевского муниципального района 2014 г.
Выступление на муниципальном образовательном форуме педагогических работников Рузаевского муниципального района. Садыков Г.Ф. «Техническое творчество обучающихся как основа профориентационной работы» (из опыта работы творческого объединения «LEGO - роботы») 2015 г.
Мастер-класс на муниципальном профориентационном мероприятии «Ярмарка профессий» ГКУ РМ ЦЗН Рузаевского района 2016 г.
Мастер-класс в лагере актива школьников Рузаевского муниципального района на базе ДОЛ им. Володи Дубинина 2016 г.
Повышение квалификации:
ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2016 г., 2015г., 2014 г. , 2014 г. , 2014 г., 2012 г.
Компания Гарант. 2016 г., 2014 г.
Российская Ассоциация Образовательной робототехники краткосрочные курсы повышения квалификации 2015 г.
Результаты научно-технического творчества воспитанников творческого объединения «LEGO - роботы»
Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях:
На муниципальном уровне
Муниципальные соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Рузаевского муниципального района 2014 г. Недайборщ Даниил I – место, Недайборщ Даниил I – место, Садыков Марат I – место, Попков Даниил II – место, Садыков Марат II – место, Садыков Марат II – место, Недайборщ Даниил II – место, Недайборщ Даниил III – место, Команда «Сапсан» I – место, Команда «Navi» I – место,
На республиканском уровне
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений РМ на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района 2013 г. Недайборщ Даниил I – место, команда II – место.
Отборочный тур московского Международного форума«Одаренные дети» 2013 г. Садыков Марат Гран-при, Горбунов Никита III –место, Недайборщ Даниил III –место.
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений РМ на приз Главы администрации Ичалковского муниципального района 2013г. Команда I – место.
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия 2013г. Хитько Михаил I – место, Попков Даниил I – место, Недайборщ Даниил II – место, Дигашев Александр III – место.
Фестиваль по робототехнике 2013 г.Межевов Данила I –место, Дигашев Александр I – место, Садыков Марат I – место, Соболев Вадим I – место, Садыков Марат I –место, Попков Даниил I –место, Недайборщ Даниил I –место, Местюков Кирилл I – место.
Республиканский лагерь развития инновационного мышления детей и подростков «Юные кулибины» , г. Ковылкино. Благодарность за проведенные масстер - классы: Межевову Даниле, Садыкову Марату, Соболеву Вадиму, Попкову Даниилу, Недайборщ Даниилу, Кижаев Даниилу.
Республиканский отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети» 2014 г. Недайборщ Даниил I – место, Садыков Марат III – место.
I Республиканский конкурс учащихся общеобразовательных учреждений «Мир творчества в информации и цифрах, 2014. г. Ковылкино. Садыков Марат – победитель, Ерофеев Дмитрий – победитель, Садыков Марат – победитель, Ерофеев – призер, Садыков Марат – призер, Недайборщ Даниил – призер, Недайборщ Даниил – призер, Садыков Марат – призер, Соболев Вадим – призер.
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия 2014 г.: Ерофеев Дмитрий I – место, Будаковский Даниил I – место, Садыков Марат I – место, Недайборщ Даниил I – место, Огурцов Никита I – место, Попков Даниил I – место, Кижаев Даниил II – место, Будаковский Даниил II – место, Недайборщ Даниил II – место, Недайборщ Даниил II – место, Огурцов Никита II – место, Огурцов Никита II – место, Будаковский Даниил III – место, Попков ДаниилIII – место, Будаковский Даниил III – место, Огурцов Никита III – место, Огурцов Никита III – место, Недайборщ Даниил III – место, Недайборщ Даниил III – место, Ерофеев Дмитрий III – место, Будаковский Даниил II – место, Садыков Марат III – место, Команда I – место, Команда II – место.
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района 2014 г. Недайборщ Даниил I – место, Кадеров Роман I – место, Недайборщ Даниил I – место, Князев Александр I – место, Огурцов Никита II – место, Кижаев Даниил III – место, Команда I – место, Команда II – место.
Республиканский отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети» 2015, Садыков Марат III – место.
Республиканский конкурс технического творчества среди детей и молодежи Республики Мордовия «Творчество юных-современной России»2015Недайборщ Даниил I – место, Садыков Марат II – место, Борисов Александр III – место, Кижаев Даниил III – место.
II Республиканский конкурс учашихся общеобразовательных учреждений «Мир творчества в информации, технике и цифрах» 2015 Садыков Марат I –место, Недайборщ Даниил – победитель, Кижаев Даниил – победитель, Князев Александр – победитель, Сидоркин Алексей – призер.
Центральный фестиваль по робототехнике, Г. Рузаевка 2015 г. Садыков Марат I – место, Огурцов Никита I – место, Огурцов Никита I – место, Садыков Марат I – место, Ерофеев Дмитрий II – место, Сидоркин Алексей II – место, Кижаев Даниил III – место, Кадеров Роман III – место, Борисов Александр III – место, Огурцов Никита III – место.
Межрегиональный молодежный образовательный форум «Инерка – 2015». Выставка технического творчества «Юные Кулибины». Фестиваль по робототехнике на кубок Главы Республики Мордовия.
Садыков Марат I – место, Недайборщ Даниил I – место, Огурцов Никита I – место, Попков Даниил I – место, Недайборщ Даниил II – место, Попков Даниил III – место, Команда I – место и Кубок Главы Республики Мордовия.
Награды за популяризацию научно-техничества в области робототехники от Государственного Собрания Республики Мордовия 2015 - Благодарность с вручением наручных часов Садыкову Марату, Попкову Даниилу, Недайборщ Даниилу, Князеву Александру.
Открытые соревнования по робототехнике среди учащихся общеобразовательных учреждений Республики Мордовия на приз Главы администрации Рузаевского муниципального района Садыков Марат I – место, Садыков Марат I – место, Кижаев Даниил I – место, Садыков Марат I – место, Кижаев Даниил I – место, Садыков Марат I – место, Садыков Марат III – место, Попков Данила II – место, Огурцов Никита II – место, Команда I – место,
Открытый республиканский отборочный тур Московского международного конкурса «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ – БУДУЩЕЕ РОССИИ» Кижаев Даниил III – место, Борисов Александр III – место.
Республиканский конкурс технического творчества среди детей и молодежи Республики Мордовия «Творчество юнных – современной России Огурцов Никита II – место.
III Республиканский конкурс учащихся общеобразовательных учреждений «Мир творчества в информации, технике и цифрах» 2016 Огурцов Никита – победитель, Огурцов Никита – победитель, Огурцов Никита – победитель, Князев Александр – победитель, Князев Александр – призер, Огурцов Никита – призер, Князев Александр – призер, Попков Данила – призер, Команда – победитель.
Молодежный инновационный конвент Республики Мордовия 2016 г.: Огурцов Никита I – место, конкурс «Лучшее объединение научно-технического творчества детей и подростков «Юные Кулибины», творческие объединения технического направления работы МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭРР» Рузаевского муниципального района - победитель.
IV открытый фестиваль проектов «КосмОдис-Краснослободск 2016» Борисов Александр и Огурцов Никита диплом финалиста (призеры)
На межрегиональном и российском уровне
XV всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»2015 Недайборщ Даниил лауреат заочного тура
V Всероссийский конкурс научно – технического творчества «Ш.У.СТР.И.К.» 2015 - школьник, умеющий строить инженерные конструкции Садыков Марат I – место, участник конкурса Борисов Александр.
Интеллектуальная Олимпиада Приволжского федерального округа для школьников г. Саратов, 2016г. Садыков Марат – участник (IV–место).
Всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации 2014 г. Участники: Садыков Марат, Недайборщ Даниил.
Российский этап Всемирной олимпиады роботов 2014 г.Казань участники: Садыков Марат, Недайборщ Даниил.
На международном уровне
Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!" Участник Борисов Александр.
Размещение информации о творческих проектах воспитанников творческого объединения «LEGO - роботы» на сайтах и ссылки на печатные материалы, книги и др:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «РОБОТ ДЛЯ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ». ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автор: Князев Александр Романович, 13 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования Место выполнения работы: МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г. Рузаевка 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] РОБОТ «ЛУННЫЙ ЛИФТ». ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕМА: КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МАШИНОСТРОЕНИЕ, РОБОТОТЕХНИКА Автор: Борисов Александр Сергеевич, 11 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования, место выполнения работы: МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г. Рузаевка 2015г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Всероссийский конкурс научно - технического творчества «Ш.У.СТР.И.К.» 2015 - школьник, умеющий строить инженерные конструкции 2015. Победители Республика Мордовия - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Видео демонстрирующее работу модели двухрукавного поворотного моста, построенного из деталей конструктора «LEGO MINDSTORMS. NXT 2.0»Автор: Недайборщ Даниил Алексеевич, 13 лет, руководитель: Садыков Гизар Фагимович, педагог дополнительного образования, место выполнения работы: МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, г. Рузаевка 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Гизар Садыков youtube
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Робот Исследователь лабиринтов из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Механическая рука из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Баскетболист из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Блинорезка из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Тягач из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Гимнаст из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Дуэлянты из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Разносчик из "ЮНИТЭР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Инфоурок, сайт Садыкова Гизара Фагимовича, методиста, педагога дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района республики Мордовия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Техническое творчество в дополнительном образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Администратор клуба.
Журнал «Народное образование Республики Мордовия» № 5-6 2015, статья «Техническое творчество обучающихся как основа профориентационной работы» (из опыта работы творческого объединения «LEGO - роботы»)
Награды методиста и педагога:
Обладатель Гранта Главы администрации Рузаевского муниципального района в конкурсе «Лучший педагогический работник» образовательных организаций Рузаевского муниципального района,2016 г.,
Победитель республиканского этапа всероссийского конкурса «Наставник года» на Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации 2016 г. Почетная грамота Правительства Республики Мордовия, 2015 г.
Благодарность ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» за проведенный мастер-класс по робототехнике «Лаборатория будущего» в рамках полуфинала ПФО Национального Чемпионата «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) 2016 г.
Благодарность Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, 2015 г.
Почетная грамота администрации Рузаевского муниципального района, 2015 г.
Благодарственное письмо правительства республики Татарстан за подготовку команды к Российскому этапу Всемирной олимпиады роботов 2014 г.
Благодарность Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации. За вклад в интеллектуальное воспитание молодого поколения, 2014 г.
Благодарность Государственного комитета по делам молодежи за активное участие учащихся МБУ ДО «ЦДОД ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района в III Республиканском конкурсе научно-технического творчества школьников «Юные Кулибины» подготовку призера (специальный приз Председателя Правительства Республики Мордовия), 2013 г.
Заключение
Начиная работу по заявленной теме, я выдвинула следующую гипотезу: Формирование ключевых компетенций обучающихся (в контексте применения образовательной робототехники) будет успешным при выполнении следующих условий:
Четко определено место и роль робототехники в образовательном пространстве системы дополнительного образования детей.
Из используемых педагогом дополнительного образования технологий, средств и методов обучения будут выбраны наиболее эффективные.
Созданы педагогические условия: разработана дополнительная общеобразовательноая программа (дополнительная общеразвивающая программа) «LEGO - роботы» и включена в учебный план Центра.
Индикативные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся занимающиеся робототехникой в кружке демонстрируют прочные знания и хорошо сформированные навыки практической деятельности, как общеучебные, так и специальные. Качество знаний у данных учеников в течение последних трёх лет составляет 93%.
Отрадно отметить, что воспитанники.творческого объединения «LEGO -роботы» выпускники 2015 г Недайборщ Даниил и Ерофеев Дмитрий выбрали для дальнейшего обучения информационно- технологический профиль , продолжив свое обучение в ГБОУ РМ «Республиканский лицей для одаренных детей».
Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы
(дополнительной общеразвивающей программы) «LEGO - роботы» получили высокую оценку на уровне муниципального района, республики, России.
На основании анализа всех индикативных показателей опыта можно смело сказать, что выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий и позволит выпускнику творческого объединения «LEGO - роботы» соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.









Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515