Развитие компенсаторных возможностей слабослышащих детей через использование групповых форм работы.


Развитие компенсаторных возможностей слабослышащих детей через использование групповых форм работы.
Групповые занятия – это форма организации слуховой деятельности в процессе РСВ в 6-10-х классах школ глухих и слабослышащих. Проведение групповых занятий является рекомендацией, а не обязательной формой организации работы по РСВ. Можно по-прежнему проводить индивидуальные занятия, если этого требуют индивидуальные особенности ученика, уровень овладения материалом и др. Изменение формы организации учебной деятельности дает возможность: повысить интерес к РСВ, интенсивнее включать такие виды речевой деятельности, как диалог, монолог; развивать речевое общение между учителем и учащимися и друг с другом и т. п. Задачей групповых занятий является усиление слухового компонента в комплексном слухо-зрительном восприятии речи с индивидуальной ЗУА в учебном и воспитательном процессах с целью организации общения с окружающими людьми как условия адаптации неслышащих и слабослышащих людей в среде слышащих.Группы комплектуются по возрастным признакам. В 6-8-х классах группы состоят из2-3-х человек, а в 9-10-х классах из 3-4-х человек. В группы подбираются дети с приблизительно одинаковым: состоянием слуха, уровнем произношения, уровнем развития речи, уровнем общего развития обучающихся.
Занятия проводятся, как правило, не реже двух раз в неделю продолжительностью 30 минут. Содержание работы определяется программой. В процессе работы используются тексты, адаптированные и неадаптированные статьи из газет, журналов, книг. В ходе занятий используются различные речевые единицы: предложение, словосочетание, слово, слог, звук.
Особенностью групповых занятий является то, что необходимо обеспечить активное участие всех детей группы в работе по РСВ. Для этого организуется диалог в таких формах общения, как учитель –ученик, ученик – учитель, ученик – ученик. Поэтому используются текст, прочитанный в классе, материал с общеобразовательного урока. Можно предложить детям задавать вопросы учителю, затем ученикам задать по одному – два вопроса друг другу.
Другой особенностью является отбор речевого материала для группы исходя из их индивидуальных особенностей. Для более сильной группы подбирается речевой материал ( текст, статья) большего объема и с более сложными речевыми конструкциями, для другой группы - несколько облегченный материал как по объему, так и по речевым конструкциям; поэтому одну и ту же статью или текст из книги нужно адаптировать в зависимости от особенностей детей.
Следующей особенностью является использование приема «вытягивание расстояния», особенно для сл/сл детей. Сначала материал различается с рабочего расстояния, а затем с резервного, т. е. отодвигаясь на оптимальное расстояние (индивидуальное для каждого ученика).
На групповом занятии, как и на индивидуальном, используется догадка, ситуация, контекст, которыми следует учить пользоваться учащихся.
В процессе групповых занятий нужно учить детей воспринимать речь не только учителя и учеников, но и других людей. С этой целью можно успешно использовать магнитофонные записи и другие виды записи речи знакомых, родных и близких детям людей.
Как для глухих, так и для слабослышащих учащихся целесообразно использовать в групповых занятиях различение не только таких речевых единиц, как фраза, но и более мелких ( слогов, звуков).Для этого можно подбирать слова, близкие по звучанию, отличающихся слогом, звуком, например рама-мама, сор- сон и др., а для сл/сл 1-2 степени – слова с меньшей противопоставленностью типа: точка, бочка, кочка, мочка, дочка, ночка и т. д.
Основным видом восприятия речи в школах глухих и слабослышащих может быть слуховое. Слухозрительное восприятие используется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, от особенностей речевого материала, в виде помощи.
Проведение группового занятия не исключает проведение индивидуального занятия, особенно с теми детьми, у которых сохраняются дефекты произношения. Поэтому нужно предусмотреть с ними проведение индивидуальных занятий по формированию и коррекции произношения.
Как и индивидуальное, групповое занятие оснащается дидактическими материалами, схемами, таблицами, техническими средствами и другими пособиями.
Структура группового занятия.
Организация начала занятия.
Проверка слуховых аппаратов. Приветствие. Сообщение темы, задачи занятия.
Организация диалога

Диалог организуется на материале разговорно-обиходного характера или по теме с общеобразовательного урока.
Различение текста или другого материала по теме занятия.
Здесь могут быть использованы различные речевые единицы, различные виды работы ( с таблицей, схемой, карточками, конструктивными картинами и т. д.). Это основная часть занятия, когда учитель может раскрыть все возможности детей: речевое развитие, мыслительные способности, включить активно в процесс обучения слуховое восприятие у детей.
Различение материала на ухо без ЗУА.
Как и в индивидуальном занятии, работа по восприятию речи и элементов речи без усиленного слухового контроля. Для этого можно предложить различать отдельные наиболее легкие фразы, слова, сл/соч., слоги и звуки. При этом используется материал разной сложности. Нужно исходить из индивидуальных, речевых и слуховых возможностей детей.
Организация окончания занятия.
Учитель выясняет у учащихся , что они узнали нового, чем занимались на занятии; оценивает их участие в работе, мотивирует оценку их деятельности.
Таким образом, групповое занятие является одной из форм организации учебной деятельности детей, имеет определенные задачи и структуру. Однако структура занятия может меняться. Зависит это от содержания материала, индивидуальных особенностей детей и мастерства учителя.