МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Р ассмотрено на заседании « УТВЕРЖДАЮ» Методической комиссии И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО Протокол №_ от ______________ / Мельченко В.А./ «__» _______ 2014 г. «____ __» _______________ 2014 г. П редседатель метод объединения ____________ Павельева З.П. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН ДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАН ИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Н А УЧЕБНОЙ Д ИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА» для профессий: 260807.01 «Повар, кондитер», 080110.02 «Контролер сберегательного банка» . г. Раменское 2014г. 2 Методические рекомендации учебной дисциплины Экономика разработаны на основе Федерального государственного образовательного станд арта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профе с сионального образования (далее НПО) 260807.01 «Повар, кондитер» , 080110.02 «Контролер сберегательного банка » . Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п реподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательно го учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя _____________________________________________________ _____________ __ ________________ __________________________________________________ __ «____»____________201______ 3 Содержание Вве дение……………………………………………………………………4 1. Понятие об игре …………………………………………………………...7 2. Виды дидакт и ческих игр………………………………………………….11 3 . Технология и методик а проведения дидактических и нтеллектуальных иг р……………………………………………………. .. 1 3 3 .1 Выб ор игры………………………………………………………… ... 1 3 3 .2 Отбор содер жания игры …………………………………………… .. 1 3 3 .3 Разбивка на команды, группы; распределение ролей в игре………………… ………………………… …………………………….. . 15 3 .4 Развитие игровой ситуац ии………………………………………… . 17 3 .5 Результативность дидактиче ских интеллектуальных игр………... .17 4 . Методика использования дидактическ их игр…........ ..............................18 4.1 Примерное планировани е проведения игровых форм обучения уроках экон омики…………………………………………………………...18 4.2 Рекомендации по подготовке и проведению игры……………… ... 20 4.3 Р екомендации по внедрению и использованию игровых технологий на уро ках экономики………………………………………….22 4.4 Советы преподавателям при подготовке и проведении игр на уроках эко номики…………………………………………………………..39 Заключение……………………………………………………………… ….41 Список литературы……………………………………………………… …44 4 Введение В методической системе профессионального обуче ния сегодня происходят значительные изменения, связанные с реализацией новых образовательных стандартов на всех уровнях профессиональной подготовки. Их реализация предполагает использование , наряду с традиционными, новых педагогических технологий. В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоот ношений между преподавателями и учащимися. Актуальность: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кр оме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием. Игра позволяет заинтересовать уч ащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. Опыт преподавания экономики в лицее показал, что учащиеся, поступающие сюда, недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала; в лицей они приходят с низким уровнем сформированности общих умений и навыков. Поэтому теоретический материал в виде лекций 5 усваивается учащимися слабо. Один из эффективных способов решения этой проблемы - введение в учебный процесс игровых элементов – с первых уроков, постепен но усложняя и гровые приемы и методы обучения. Ц ель использования игровых технологий в учебном процессе – через повышение заинтересованности учащихся к экономическим знаниям добиться лучшего усвоения учебного материала, развития мыслительной де ятельности, аналитических способностей обучающихся и, как результат, – повышения качественной успеваемости. В образовате льной практике учреждений средне го профессионального образования возникают противоречия: 1. Между необходимостью и потребност ью использования дидактических игр в учебно - воспитательном процессе и недостаточной разработкой этого вопроса в образовательных учреждениях; 2. Между ролью экономических знаний на современном этапе и уровнем профессиональной подготовки педагогов, способных грамотно поставить процесс обучения экономике. Сегодня большинство материалов по игровым технологиям обучения предназначено для школьного образования, а систематизированных материалов, раскрывающих возможности, методику и особенности использован ия игровых технологий в средне м профессиональном образовании – немного, еще меньше их – по методике использования игровых форм обучения на уроках экономики. А ведь именно учреждения систем ы С ПО чаще других сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся , у которых не хватает теоретической и практической грамотности. Чтобы устранить этот пробел, мною разработаны методические рекомендации, в которых предпринята попытка обобщить имеющиеся теоретические наработки и практические материалы по использова нию игр 6 на уроках экономики. При составлении рекомендаций я использовала собственный опыт применения игр и игровых приемов на своих уроках. Практическая значимость работы: 1. В разработке новых дидактических игр и методик их применения; 2. В возможности использования ее материалов для оптимизации процесса обучения на уроках экономики в лицее. 7 1. Понятие об игре Развивающие и обучающие возможности игры были подмечены давно. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенны м признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые должны быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью. Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра , организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в т ом, чт о обучающ иеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодо левая при этом определённые трудности. Учащийся воспринимает умственную задачу, как практич ескую, игровую; это повышает его умственную активность. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него ло гического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом , развивается способность к суждениям, умозаключению, уме нию применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса об учения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают 8 именно прави ла и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тре нинговую основу развития учащегося . В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнив ать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать самые разнообразные задачи. Из раскрытия понятия игры можно выделить ряд положений:  Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности учащихся;  Игра – свобо да самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.  В игре решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей;  Игра ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победе, следовательно, о ни стремятся быть находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры;  Через игру и в игре готовится сознание учащихся к предстоящим условиям жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему члену общества;  В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно; 9 Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреп лении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания. Включая элементы игрового обучения в учебный проце сс, необходимо соблюдать основные принципы организации игры:  Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учащихся в игру.  Принципы развития игровой динамики.  Принцип ы поддержания игровой атмосферы .  Принципы взаимосвязи игровой и неигр овой деятельност и. Для преподавателя важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт учащихся .  Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм - комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным». Сущность игрового подхода. И гровой подход - это подход, связанный с активизацией учебной дея тельности за счет эмоциональной компоненты психических функций личности. Учебный процесс организуется в виде игровых ситуаций, дающих возможность стимулировать коллективную учебную деятельность. Игра в это м случае выступает как форма, метод и средство для достижения целей обучения и воспитания. Имеется множество работ педагогических, 10 психологических и методических с теоретическим обоснованием и методикой организа ции дидактических игр. Формула игры : увлечение плюс развитие. Создание такого рода моти вации - мотивации достижения в совместной учебной деятельности - являет ся, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий и соб ственно игр в системе профессионального обучения. 11 2. Виды дидакт ических игр В профессиональном образовании наиболее целесообразно использовать интеллектуальные, ролевые и деловые игры; они могут проводиться в качестве полного урока или его части ( введения, объяснения, закрепле ния, упражнения, контроля знаний). Наиболее просты в использовании интеллектуальные игры, являющиеся действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов. К ним относят ребусы, кроссворды, филфорды, чайнворды, викторин ы, игры - конкурсы, КВН и др. Ребус - изображение какого - либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Кроссворд представляет собой симметричную сетку; он включает в себя слова не только из данно й темы, но и из прошлых тем, что дает возможность учащимся повторить пройденный материал . Разновидностью кроссворда может быть т.н. «Лабиринт» . Основное правило его заполнения – последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова. Для закрепления темы урока или части темы программы, усвоения понятийного аппарата терминов и категорий можно использовать т.н. «короткие игры»: тематические викторины, «Домино», «Лото», «Угадайка», а также кроссворды, чайнворды, филфорды и т.п. Суть инт еллектуальных игр «Домино», «Лото» заключается в том, что к какому - то определению, понятию, вопросу необходимо подобрать из предложенных вариантов правильное значение (ответ). Ф илфорды являются разновидностью кроссвордов; они представляют собой наб ор букв, которые необходимо сгруппировать таким образом, чтобы получились слова по определенной тематике. В интеллектуальной игре «Викторина» реализуется умение учащихся мыслить, проявлять остроту ума, тренируется память, расширяется кругозор. Су ть игры: «Вопрос – ответ». 12 Отличие игр «Правда ли?», «Угадайка» от викторин заключается в том, что в них содержатся «закрытые» вопросы (требующие ответа: «да», «нет»; «правда», «неправда»; «верно», «неверно»…) Интеллектуальные игры - конкурсы, КВН, имеют более сложную структуру , включают, как правило, разнообразные задания и требуют большей предварительной подготовки – как от преподавателя, так и от учащихся. Особое значение в профессиональном образовании имеют деловые ( ситуационные, имитационно - ролевые) игры, которые представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы. Их испо льзование возможно тогда, когда обучающиеся уже приобрели необходимые знания, умения, навыки аналитической, профессиональной деятельности. Поэтому такие игры проводятся на завершающем этапе обучения . 13 3 . Технология и методика проведения дида ктических интеллектуальных игр 3 .1 Выбор игры Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие, воспитательные цели ставит перед собой преподаватель, какие задачи требуют своего разрешения. Важен состав уч ащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровни общения и совместимости т.п. 3 .2 Отбор содержания игры. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует вклю чать четкие, конкретные образы. В работе с учащимися помимо т екста учебного пособия есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений, исторических художественных произведений , великих экономистов прошлого, таких как А.Смит и М.Льюи с. Они использую т те же источники, что и препо даватель. Обратная связь – преподаватель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе. В работе по технологии игровых форм обучения может использовать ся разнообразный спектр средств обучения : а ) работа с учебником; б ) использование аппарата учебника; в ) и ллюстраци и учебного пособия; г ) у чеб ные фильмы, диафильмы, диапозитивы, худ ожественные альбомы и открытки; 14 д ) т ек сты художественных произведений; е ) т ворческие работы самих уч ащихся . Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации: 1 . Мотивы общения: а) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически - оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей. в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений. 2. Мораль ные мотивы: В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. 3. Познавательные мотивы: а ) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к дос тижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). б ) В иг ре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, спосо бностей, выдержки, умений, характера. 15 в ) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса. г ) Ситуация у спеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш). д ) Состязательность – неотъемлемая часть игры – прит ягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры , создает комфортное состояние н а уроках и усиливает желание изучать предмет. е ) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не по иск ответа. ж ) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач. 3 .3 Разбивка на команды , группы; распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив учащихся , созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на группы требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п. Один из ответственных моментов в дидактических играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И 16 щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола учащегося, физических , интеллектуальных особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются кап итаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Возможны следующие приемы при распределении ролей : 1) Назначение на роль непосредственно преподавателем . 2) Назначение на роль через старшего (капитана, водящего). 3) Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (луч ший проект, костюм, сценарий). 4) Доб ровольное принятие роли , по желанию учащегося . 5) Очередность выполнения роли в игре и т.д. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем - то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам , ребятам, сторонящимся ученического коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми. В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, р оль без действия мертва, учащийся выйдет из игры, если е му нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши – белые, красные – фашисты и т.д. 17 3 .4 Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения игр ающих, усложнение правил игры, с мена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В э том заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. 3 .5 Результативность дидактических интеллектуальных игр . Результативность дидактических игр зависит, во - первых, от систематического их использования, во - вторых, от целенаправленнос ти программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие с амостоятельного мышления учащегося . Значит, необходимы группы игр и упражнени я, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Состав ление программ та ких игр – забота каждого преподавателя . «Игровые коллизии вызывают у обучающегося стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. « С обственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». ( К.Д.Ушинский) 18 4 . Методика использования дидактических игр 4.1 Примерное планирование проведения игровых форм обучения на уроках экономики № п \ п Тема программы к - во часо в по прогр Используемая игра Форма проведения 1 Этапы развития экономической науки 4 кроссворды «Домино» (теоретические основы эеономики работа в микрогруппах - ! - 2 Материальное производство – основа жизнедеятельности 10 «Угодайка» (эко номические блага) «Экономика и мы» работа с группой игра – викторина 3 Товарно - денежные отношения в обществе 8 «Деньги, деньги, деньги…» КВН 4 Экономические системы 8 «Лото» работа в микрогруппах 5 Совокупность спроса и предложения 12 1)кроссворды 2) «Лото» 3)Викторина 4)«Спрос и предложение» работа в микрогруппах - ! - - ! - командная игра – соревнование 6 Конкуренция и монополия 6 «По просторам рынка» ситуационно - ролевая игра 7 Предприятие – главный субъект экономики 44 1) «Лото» (товарная политика фирмы) 2)«Формы и системы оплаты труда» 3)«Экономические работа в микрогруппах командная игра - конкурс бинарный 19 показатели деятельности предприятия» 4)»Формы предпринимательст ва» 5)»По ступенькам бизнеса» 6)кроссворды урок : экономика – информатика командная ситуационно - ролевая игра КВН работа в микрогруппах 8 Ценообразование 8 «Ценовой инструмент» командная ситуационно - ролевая игра 9 ВНП. Экономический рост в обществе 8 1)кроссворды 2)»Домино» работа в микрогруппах - ! - 10 Государство в рыночной экономике 14 1)«Правда ли?» (бюджетная политика государства) 2)кроссворд «Лабиринт» работа с группой работа в микрогруппах 11 Негативные явления в экономике 14 1)кроссворды 2)»Правда ли?» работа в микрогруппах работа с группой 12 Итоговый урок 1)«Экономика в жизни» 2)»Мир рыночной экономики» КВН командная игра – конкурс 20 4.2 Рекомендации по подготовке и проведению игры Проведение дидактических игр включает несколько этапов. Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу. Перед проведением игры необходимо:  тщательно изучить индивид уальные характеристики учащихся;  и зучит ь интересы и увлечения учащихся;  предвари тельно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное вр емя, или часть урочного времени ;  хорошо подготовить игровую площад ку и перед игрой напомнить учащимся , что им необходимо принести с собой. Во время игры педагог, поощряя и стимул ируя самостоятельную работу учащихся, должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:  доходчиво объясни ть правила иг ры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;  в нимательно следить за ходом и гры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры ;  п омнить и учи тывать что учащиеся лицея - это взрослые люди, имеющие св оё мнение по различным вопросам;  давать игрокам вести активную дискус сию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки; 21  с ледить за тем, чтобы каждый ученик п ринимал активное участие в игре;  следить за игровым временем;  с тараться проводить игру таким образом, ч тобы были заинтересованы не только в самой игре, н о и в изучаемом предмете;  п ривлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям. После окончания игры  проводить обсу ждение игрового действия, анал из соотношения игровой ситуации с реальностью;  п оощрять победителей . При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования:  постановка цели;  отбор содержания и его структурир ование;  выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;  разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры. Эффективность игры зависит от сте пени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зав исимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний. 22 4.3 Рекомендации по внедрению и использованию игро вых технологий на уроках экономики Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постеп енно усложняя правила игры, формы ее проведения. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10 - 15 минут . Например, для п р обуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, содержащими экономический смысл, а затем, из нескольких альтернативных вариантов развития сюжета предложить выбрать наиболее оптимальный с экономической точки зрения; или из приведенны х ситуаций предложить сделать логический вывод. Например, дается понятие: Экономика – это нечто, связанное с производством материальных и нематериальных благ. Попытаемся это «нечто» конкретизировать: представим себе две ситуации. Ситуа ция 1. Робинзон попал на необитаемый остров и вынужден был вести жизнь первобытного человека. Взяв лиану, палку и камень, он соорудил топор; с его помощью ему удалось поймать попугая, который был тут же съеден. Ситуация 2. Первобытное племя, воору жившись каменными топорами, луками и стрелами забила мамонта. Мяса едва хватило на всех, поэтому его поделили поровну (если бы одному досталось больше, другому бы не хватило). Следующие охоты складывались для племени неудачно, поэтому старейшины приняли ре шение усовершенствовать стрелы: снабдить их железными наконечниками. Несколько охотников успешно переквалифицировались в изготовителей для стрел. Они перестали ходить на охоту, а обменивали свой продукт (наконечники для стрел) на часть мяса забитого мамонт а. Вопрос: в чем состоит отличие второй ситуации от первой? 23 (И там, и там – примитивное производство /охота, изготовление простейших орудий труда/. Но во втором случае представлена примитивная, но уже ЭКОНОМИКА, т.к. речь идет не только об отношен иях людей к вещам – луку, топору, мясу, но и об их отношениях между собой в обществе). Вывод: Экономика возникает не просто из производства, она возникает из общественного производства, т.е. производства по поводу которого люди вступают в общение друг с другом . Аналогичным образом можно проанализировать сказки, например, «Колобок» - при знакомстве с факторами производства (какие факторы производства были использованы при его изготовлении?); «Курочка Ряба» - говоря об альтернативных изде ржках и экономическом выборе (что выгоднее: съедать яйца, снесенные курочкой, или получить из них цыплят ?), и т.д. Такая форма изложения учебного материала позволяет учащимся легко, с интересом его воспринимать и запоминать. При повторени и, закреплении пройденного материала также можно использовать короткие интеллектуальные игры. При этом, используя одни и те же игровые формы, можно менять правила игры, постепенно их усложняя. Например, проводя в первый раз такие интеллектуальны е игры, как «Викторина», «Правда ли?», «Верно ли?» и т.д. ведущий обраща ет вопрос к группе; кто знает ответ, поднимает руку; право ответа дается тому, кто первым поднял руку. При неверном ответе право ответа передается тому, кто первым отреагировал на ошиб ку. За верный ответ учащийся получает жетон. Когда учащиеся приобретают навыки такой игры (после одно - , двукратного проведения), в игру вводятся жетоны двух видов – красные и черные (или других цветов); теперь за верный ответ выдается красный ж етон, а за неверный – черный. При подсчете набранных каждым игроком баллов из количества красных жетонов вычитается количество черных. 24 На следующем этапе проведения п одобного рода игр можно уже спрашивать не только того, кто поднял руку, но и того , кто не поднимает руки (или не знает ответ, или стесняется, или пассивен в игре) Такая игра может проводиться по рядам – каждый ряд представляет команду; игра проходит в соревно вательной форме, более интересно. В качестве примера корот ких игр приведем интеллектуальную игру «Викторина» по теме «Совокупность спроса и предложения»: Правила игры: 1. В викторине участвуют все учащиеся; 2. Каждый вопрос викторины зачитывается 1 - 2 раза; 3. Время на обдумывание – 10 сек.; 4. Отвечает тот, кто первым подня л руку; 5. За каждый правильный ответ дается жетон, соответствующий 1баллу; при неправильном ответе право отвечать передается тому, кто первым среагировал на ошибку отвечающего; 6. По окончании викторины подсчитывается количество жетон ов, набранных каждым участником, выявляется победитель, который получает оценку «отлично»; остальным участникам оценки выставляются в соответствии с количеством набранных жетонов. Вопросы викторины 1. Как называется мера изменения величины спроса при и зменении цены? (эластичность спроса) 2. В какой зависимости находятся цена товара и спрос на него? (в обратной) 3. При снижении налога на бизнес как изменится предложение товаров: возрастет или снизится? (возрастет) 4. Минимальная цена, по которой прода вцы согласны продать данное количество товара, называется...(ценой предложения) 5. Как изменится совокупный спрос при увеличении цены на товар? (уменьшится) 25 6. Каким называют предложение: эластичным или неэластичным, если изменение цены товара привело к значительному изменению его предложения? (эластичным) 7. При повышении доходов потребительский спрос на товары невысокого качества: повышается или понижается? (понижается) 8. Как называ ется цена, по которой продавцы еще согласны продавать свой товар, а покупатели уже готовы купить предложенное его количество? (равновесная цена) 9. В какую сторону сместится кривая спроса на товар, если у покупателей этого товара возросли доходы? (вправо ) 10. Как называются товары, использующиеся в паре, и при росте цены на один из них спрос падает и на второй? (товары - заменители) 11. Принцип, выражающий прямую зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях)? (закон предложения) 12. Величина спроса зависит только от цены товара или и от других факторов? (только от цены) 13. Изменение величины спроса или функции спроса можно проследить, перемещаясь вдоль кривой спроса? (величины спроса) По сле освоения этих простых правил игры можно переходить к более сложным игровым формам: для закрепления, обобщения знаний и умений по теме, разделу учебного материала целесообразнее проводить ситуационно - ролевые игры, игры - соревнования, конкурсы, КВН и др – продолжительностью 1 - 2 часа. В них уже представлены разнообразные задания, охватывающие все основные вопросы изученного материала – как теоретические, так и практические. Эти игры требуют большей предварительной подготовки – как от преподавателя, так и от учащихся. Приведем пример ситуационно - ролевой игры «Инвестирование в будущее» Здесь учащимся придётся самим стать инвесторами и распорядиться своими деньгами. Пройдя эту игру , дети научатся 26 самостоятельно принимать решения и анализировать свои де йствия. В конце игры дети должны буду т сделать вывод по своей работе. Учащиеся делятся на микрогруппы по 2 человека и получают задание. В этой игре участники должны постараться предсказать будущую деятельность нескольких вымышленных компаний и стоимость ак ций этих компаний. В начале у них будет сто тысяч долларов, которые они смогут инвестировать, выбирая из многих альтернативных стратегий инвестирова ния. Цель этой игры для учащихся состоит в том, чтобы заработать как можно больше денег, первоначально имея сто тысяч долларов, в течение двух раундов игры. Первый раунд охватывает период с 2006 по 2010 год; второй раунд происходит с 2013 по 2017 год. Наблюдая за тем, как их решения по инвестициям развиваются в течени е этих периодов времени, учащиеся также узнаю т некоторые важные экономические концепции, связанные с фондовым рынком и с работой экономики в целом. Деловая игра «По просторам рынка» может быть использ ована для контроля знаний по теме: «Конкуренция и монополия». Суть игры: В обстано вке, приближенной к реальности, провести игровое исследование проблемы противодействия и инерции внешней среды конкурентов. Концепция: Группа разделяется на две команды - конкурирующие предприятия, и каждая из них разрабатывает независимую и неиз вестную друг другу стратегию деятельности. «Шаг» игры делается независимо. Преподаватель на основе мкр, принятых каждой командой, формирует входящие6 условия для следующего шага. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не захватит весь рынок (зас читывается победа) или одна из команд будет вынуждена принять решение, противоречащее 27 принятой миссии или корпоративной стратегии (засчитывается поражение). Игровое состязание может быть конкурсом веселых и находчивых (КВН) . КВН включает в себя ш уточные приветствия, небольшие музыкальные выступления, турниры «вопрос - ответ», демонстрацию «домашних заданий» и т.д. Основные правила интеллектуальной игры КВН: юмор, находчивость, эрудиция. В профессиональном образовании часто используются игры в виде соревнования команд. Примеры деловых игр, используемых на уроках э кономики . И нтеллект уальная игра - соревнование «По ступенькам бизнеса»: Условия игры: В игре участвуют две команды. Для проведения игры требуются двое ведущих и ж юри. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, при этом учитываются не только фактические знания но и чувство юмора, находчивость, смекалка игроков. Цели игры : 1. Образовательная - способствовать закреплению и обобщению знаний в области орга низации бизнеса; - способствовать формированию и закреплению общеэкономических знаний; - способствовать формированию экономической и правовой компетенции. 2. Развивающая - способствовать развитию речи, памяти, логического мышления; 3. Воспитательная - спос обствовать развитию чувства ответственности, коллективизма, интереса к профессии. Оборудование : карточки - задания, кроссворды, жетоны, эмблемы команд. 28 Сценарий игры Ведущий 1: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на игре «По ступенькам бизнес а». А что такое бизнес? (Ответы команд) Правильно, бизнес – это хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Бизнесмен выходит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание коньюктуры рынка. И нашим участникам нужно проявить все эти качества, ведь, возможно, сегодня они делают первый шаг в большой мир бизнеса. Итак, представляем команды. (По очереди представляет команды, капитанов команд) А сейчас представим тех, кто будет оценивать ва ши выступления. (Представляет состав жюри.) Ведущий 2: Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». И действительно, сегодня настоящий коммерсант – это высокообразованный специалист. Итак, наш первый конкурс на знание эко номических терминов. Каждой команде предстоит назвать по десять терминов, предварительно выслушав наши определения. (Ведущи ми даются определения, например: « Ежегодный доход, распределяемый между акционерами » . Команда должна назвать термин, соотве тствующий данному определению (дивиденд.) Ведущий 1: А сейчас мы приглашаем капитанов команд. Им посвящен наш второй конкурс. Ваша задача назвать как можно больше экономических терминов на букву «А». За каждый ответ команда получает 1 балл. (Аванс , аудит, авизо, акциз, акция, аренда, аукцион, арендатор, акционер, актив, акцепт, аккредитив, амортизация…) Ведущий 2: Наш третий конкурс заключается в следующем: мы будем задавать вопросы, а вы постараетесь дать на них полные ответы. (Ведущие п оочередно задают вопросы командам) Ведущий 1. А теперь новый конкурс : он условно называется: «Найди антоним». Каждой команде предстоит найти пары слов - антонимов и записать их. (Ведущим предлагаются слова, связанные с экономикой, к которым нужно п одобрать противоположны по смыслу слова) Ведущий 2. А теперь еще одно задание : н а карточках написаны слоги. Вам нужно составить слова, связанные с экономикой. Команда, опередившая другую, становится победительницей. Кре - , - ва - , - денд, век - , об - , - ти - , - сель, - ли - , - ция, - ви - , при - , - за - , ди - , - дит, - ция, - га - . (Кредит, приватизация, дивиденд, вексель, облигация.) Ведущий 1. А сейчас вам предстоит разгадать кроссворд . При выполнении этого задания вам понадобятся не только экономические 29 зн ания, но и смекалка, находчивость, а также информированность в других областях знаний. (Командам выдаются кроссворды. Пока команды выполняют задание, жюри подводит предварительные результаты по итогам всех предыдущих конкурсов.) Ведущий 2. И, нак онец, завершающий конкурс нашей игры. Мы предлагаем разрешить ситуацию: Вы нашли миллион. Ваши действия? На раздумья вам дается 1 минута. Время пошло! (По истечении отведенного времени выслушиваются версии команд. При подведении итогов учитываются юмор и н аходчивость игроков). Ведущий 1. Спасибо всем участникам, которые сегодня в полной мере заявили о себе как о претендентах на бизнесменские кресла. Сейчас мы услышим оценки, вынесенные жюри за последний конкурс, и решение о том, какая из команд пр изнана победительницей. (Выступление членов жюри. Звучит музыка. Награждение победителей.) Интеллектуальная игра – конкурс «Мир рыночной кономики» Цели игры: Обучающая Активизировать процесс изучени я учащимися экономических явлений, свя занных с рыночными отношениями. Развивающая Развивать самостоятельность, предприимчивость, ответственность. Воспитательная Воспитывать экономическую культуру, интерес к предмету. Тип урок : урок обобщения и систематизации знаний. Оснащение : п лакаты, справочный материал (учебники по экономике, словари, справочники), лицевые счета команд, таланты (деньги, которые работают в процессе игры достоинством 1т., 2т., 3т., 5т., 10т.). Ход игры Вступительное слово ведущего: Мир эконо мики – увлекательный, удивительный мир со своими радостями, огорчениями, проблемами и удачами. Чем только не одаривает 30 бизнес тех, кто взялся за него с конкретной целью – заработать. Легче в этом мире тому, кто образован и организован, кто знает механизмы рыночной экономики, кто владеет языком экономических терминов. Представление команд – участниц игры. В подготовительный период каждая команда выбирает девиз. 1) «Легче прожить деньги, чем нажить» 2) «Ничто не дается даром» 3) «Бережлив ость – лучшее богатство» Представление жюри ( В жюри входят преподаватели и учащиеся группы) Банк В банке работают контролер и кассир. Контролер просчитывает результаты каждого тура, переданные ему жюри. Кассир выдает заработан ные таланты и принимает взятые в кредит согласно списку. Каждая команда имеет возможность взять в банке кредит в размере от 10т. под 30% при условии: если вернуть после первого тура – 11т.; после второго тура – 12т.; после третьего тура – 13т. Справочное бюро Здесь собран весь необходимый справочный материал по игре. За каждую справку, консультацию команда платит 3таланта. ПЕРВЫЙ ТУР В первом туре команды имеют возможность заработать таланты на знаниях осно в экономической теории. За каждый правильный ответ участникам начисляется 2т. Ведущий: Каждый из нас выступает в роли потребителя, покупателя и продавца, каждый имеет дело с товаром. А что такое товар? (Товар – продукт труда, предн азначенный для продажи или обмена) Ведущий: Наш труд, способности, таланты, ум – тоже товар, но товар «невидимый». Особый товар – деньги. Какие функции выполняют деньги? (меры стоимости, средства платежа, средства обращения, нак опления) Какие бывают деньги? (по форме расчета) (наличные и безналичные) Деньги – это наиболее ликвидные активы. Меньшую ликвидность имеют ценные бумаги. 31 Назовите типы ценных бумаг, известные вам. (Облигации, векселя, акции, ГКО ) В приведенном стихотворении найти экономические термины и слова. За каждое найденное слово команда получает 1т. Настоящий риск с деньгами! Можно их держать в копилке На постройку лесопилки. Можно в доллары вложить, Чтоб потом богаче жить. Кто - то держит деньги в Банке, Кто - то их в консервной банке Зарывает под сосной на окраине лесной. Что ж, они, наверно, правы… Только лучше для державы, Если ты куешь успех. Если доллары в работе, То владелец их в почете И страна богаче всех. (Риск, деньги, копилка, доллары, банк, успех, работа, владелец). Ведущий: Грамотный человек – не тот, кто знает все: все знать невозможно, важно знать, где найти нужную информацию. При использовании справочников, словарей вы обращали внимание, что слова там расположены в алфавитном порядке, и чтобы быстро найти нужное слово или определение, надо знать алфавит. А знаете ли его вы? Сейчас мы это проверим. Прочитать зашифрованную фразу. (Каждому числу соответствует буква алфавита). 31 12 16 15 16 14 10 12 1 – 15 1 21 12 1 3 1 8 15 1 33. (Экономика – наука важная). За правильный ответ команда получает 5т. Жюри считает заработанные таланты и передает сведения в банк, где каждый участник получает их под роспись. Во время работы б анка болельщикам предлагается назвать экономические термины и понятия на букву «Б». (Бартер, биржа, бизнес, брокер, банк, банкнота, банкротство, безработица, бедность…). За каждый правильный ответ болельщики получают жетоны, на которых они пишут н азвание команды, в пользу которой отдается заработанный талант. 32 ВТОРОЙ ТУР Во втором туре команды покупают задания. За правильный ответ начисляется определенное количество талантов. Первый конкурс в этом туре – на з нание экон омических терминов. Команды покупают карточки по цене 1т. за штуку. В карточке – экономический термин, которому нужно дать определение. За правильный ответ – 5т. Каждая карточка содержит один из следующих терминов: б рокер, цена, бартер, инфляция, эмиссия, рынок, налог, импорт, бизнес. Следующий конкурс – работа с карточками, в которых указаны экономические термины и ряд определений. Задание: п одобрать каждому термину верное значение. Участникам предлагаются карточки ст оимостью 5т. За каждый правильный ответ – 1т. Карточка №1. 1. Аванс 4. Инфляция 2. Биржа 5. Дефицит 3. Взятка 6. Налог а) рост цен, связанный с большим количеством денег; б) ситуация , когда покупатели готовы купить товара больше, чем его имеется на рынке; в) подкуп или подарок чиновнику; г) место массовых сделок по продаже товаров; д) часть заработной платы, которую выплачивают до окончания работы; е) доля доходов, которая отдается го сударству. (Ответ: 1д, 2г, 3в, 4а, 5б, 6е.) Карточка №2 1. Банк 4. Конкуренция 2. Ссуда 5. Предприниматель 3. Себестоимость 6. Прибыль а) человек, который организует собственное дел о; б) величина затрат фирмы на производство товара; в) организация, которая за плату одалживает деньги; г) соперничество коммерческих фирм; д) временно одолженные деньги; е) доход предпринимателя. (Ответ: 1в, 2д, 3б, 4г, 5а, 6е.) 33 Жюри подводит ит оги второго тура, передает сведения в банк для выдачи командам заработанных ими талантов. ТРЕТИЙ ТУР Проходит под девизом: «Риск – благородное дело». Нужны определенные знания и интуиция. Командам зачитывается текст и дается д ва его значения. Нужно выбрать правильный. Каждый вопрос стоит 3т. За правильный ответ команда получает 5т. 1. Процент, который взимается с лица или фирмы банком за пользование кредитом. Как он называется: депозитный или ссудный? (Ссудный) 2. Управление производством. Что это, менеджмент или маркетинг? (Менеджмент) 3. Посредник между продавцом и покупателем, который действует от имени третьего лица и за его счет. Кто это, брокер или дилер? (Брокер) 4. Акция, дающая право её владельцу на часть имущества фирмы, доход и участие в ее деятельности путем голосования. Как она называется: простая или привилегированная? (Простая) Следующий конкурс называется « Отгадай слово » . Этот конкурс сложнее предыдущего: здес ь не дается вариантов ответов, ответ участник должен назвать сам. Командам предлагаются определения – значения слов, которые нужно отгадать по данным определениям. Каждая карточка стоит от2т. до4т. За правильный ответ команда получает вдвое больше . 1.(2т) Денежная единица страны, используемая и узаконенная в стране. (Валюта) 2.(3т.) Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, каждое из которых принимает на себя определенные обязательства. (Договор) 3.(4т.) Государств енная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров через границу страны. Она еще взимает пошлины. (Таможня) 4.(3т.) Это слово в переводе с английского языка означает «дело». А вообще это деятельность человека или группы людей, проводимая за собств енный счет, под свою ответственность. (Бизнес) 5.(4т.) Продажа с публичного торга, способ продажи товаров на основе конкурса покупателей. (Аукцион) 6.(2т.) Ежегодный доход, распределяемый между акционерами. (Дивиденд) 7.(3т.) Пер едача земли, зданий, имущества в наем их хозяином, владельцем на определенный срок за плату. (Аренда). 34 Жюри подсчитывает количество талантов, заработанных каждой командой, передает сведения в банк. Кассир выдает командам их таланты под роспись. Подводятся общие итоги игры, выявляется команда – победитель. Ведущий благодарит за игру участников, а также всех, кто в ней принимал участие, болельщиков, гостей. В завершение проводится рефлексия, выявляются сильные и слабые стороны урока – игры. Ситуационно - ролевая имитационная игра « Формы предпринимательства » Цели урока: 1. Образовательная: - способствовать закреплению и обобщению знаний о деятельности предприятий различных организационно - правовых форм собс твенности; - способствовать формированию экономической и правовой компетентности; 2. Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления; 3. Воспитательная: Способствовать воспитанию чувства коллективизма, интереса к профессии. Тип уро ка: обобщения и систематизации знаний и умений. Метод урока: репродуктивный, практический. Оборудование: карточки - задания, таблицы, схема, задачи, тесты. Ход урока Из группы учащихся выбирается 3 команды, каждая из которы х представляет предприятия разных организационно - правовых форм деятельности . Остальные учащиеся, не вошедшие в состав команд, представляют их болельщиков. I. Основная часть . Командам выдаются задания : на основании исходных данных рассчитать результ ат финансово – хозяйственной деятельности своего предприятия и сделать выводы об эффективности его деятельности. 35 1 команда представляет акционерное общество , преобразованное из государственного предприятия. АО «Автомобилестроительный завод » выпускает автомобили – 2000штук в год. Его имуще ство оценено в 250 млн. рублей. Акции должны быть выпущены на всю сумму уставного фонда. Стоимость и число акций должны быть определены «учредителями» (участниками команды) самостоятельно. Цена 1автомобиля 200 тыс. рублей, издержки – 140 тыс. рублей. Банковский процент по депозитам 10%. Процент за кредит 20% На основании этих данных необходимо определить: - количество выпущенных акций и номинальную стоимость 1акции; - ставку дивиденда и сумму дивид енда, приходящуюся на 1акцию; - балансовую и чистую прибыль предприятия. 2 команда представляет полное товарищество , являющееся малым предприятием. С ним автомобилестроительный завод связан кооперативными поставками узлов. Автомобилестроител ьный завод может сам производить эти узлы с себестоимостью 3000рублей. Но моно заказать их на смежном предприятии, если это обойдется дешевле. Предприятие выпускает 2000 узлов, но на 1000 узлов есть заказ другого предприятия; следовательно, заводу оно может поставить 1000 узлов. Себестоимость 1 узла уже определилась – 1500 рублей. Расходы на оплату труда превысили их нормируемую величину на 200 тыс. рублей. Собственные инвестиционные ресурсы 3млн. рублей. Численность персонала предприятия 150 чело век. Необходимо определить: - цену узла (но не выше 3000рублей); - будет ли иметь предприятие прибыль; - в случае получения прибыли рассчитать чистую прибыль и распределить ее между фондом развития и доходом. Т.к. автомобилестроительному заводу не обх одимо 2000 узлов. А предприятие - смежник (2команда) может обеспечить заказ только в 1000 узлов, ему необходимо заключить договор на поставку еще 1000 узлов. 3 команда представляет общество с ограниченной ответственностью . Численность ООО составляет 350 человек (т.е. оно не является малым предприятием). Каждый из них внес в уставный фонд предприятия по 4тыс. рублей. Еще 1млн. рублей внесла смежная организация, которой выгодно создание ООО (автомобилестроительный завод). Эти средства составляют уставны й фонд предприятия. ООО приняло заказ на 1000шт. 36 узлов. Цена их уже определена малым предприятием – 2000 рублей, себестоимость узла определилась в 1700рублей. Определить балансовую прибыль, налогооблагаемую прибыль, чистую прибыль или убытки; р аспределить чистую прибыль 9если таковая имеется) между учредителями пропорционально их вкладам. Пока команды выполняют задания, болельщикам предлагаются задания по теме урока. Баллы, полученные болельщиками каждой команды, засчитываются как в общие резу льтаты команды, так и в индивидуальный зачет каждого отвечающего – болельщика. Задания болельщикам: Задание 1. Из предложенных вариантов ответов на вопросы выбрать один верный: 1.Инвестиции – это… а) запасы сырья производственного назначения; б) долгос рочные вложения капитала в отрасли экономики; в) денежные средства, высвобожденные из хозяйственного оборота. 2. Средства, вложенные в бизнес для приобретения производственного оборудования, называются: а) оборотным капиталом; б ) капиталовложениями (инвес тициями) в) издержками производства. 3. Вид предпринимательской деятельности, когда организат ором бизнеса и его владельцем является один человек, который несет полную ответственность по обязательствам фирмы: а) индивидуальная фирма; б) товарищество; в) кооператив. 4. Создание кооператива предполагает: а) объединение денежных средств его участников; б) объединение граждан для ведения общего дела; в) объединение предпринимателей для решения общих задач. 5. Чем ограничена ответствен ность ООО: а ) личным имуществом его учредителей; б ) прибылью; в ) имуществом фирмы. 37 6. В каком товариществе все участники несут солидарную ответственность по обязательствам фирмы - в полной мере: а) в полном; б) в коммандитном; в) и в полном и в коммандитн ом. 7. Обладатели обыкновенных (простых) акций получают дивиденды: а) в фиксированном размере; б) в зависимости от результатов деятельности фирмы; в) не получают дивиденды вообще. Задание 2. «Занимательные задачки»: Задача 1 Зарплату выдали 11 - ю тысячными, 11 - ю сотенными и 11 - ю рублевыми купюрами. Чему равна зарплата? (12111 рублей) Задача 2 Если товар сначала подорожает на 20%, а потом подешевеет на 20%, как изменится после этого цена: повысится или снизится? ( снизится) За дача 3 Ленивому работнику объявили, что он будет получать по 24 су за каждый отработанный им день, но по 6 су с него будут удерживать за каждый прогуленный день. По истечении 30 дней оказалось, что ему получать нечего. Сколько дней он работал и сколько прогуливал? (6 дней работал, 24 дня прогулял) II. Групповая защита расчетов. Защита проходит в следующей форме: Каждая команда а) дает характеристику организационно – правовой формы предприятия, которое она пр едставляет; рассказывает об особенностях его деятельности, степени ответственности по обязательствам. б) представляет результаты расчетов по своему предприятию и дает оценку эффективности эго деятельности. 38 III. Подведение итогов. Экспертная групп а в составе жюри проверяет правильность расчетов, оценивает устные выступления представителей команд, делает выводы об уровне подготовки обучающихся, на основании которых командам присуждаются соответствующие места. Преподаватель выставляет оц енки участникам команд и обучающимся, не вошедшим в состав команд, работавшим по индивидуальным заданиям. Оценки объявляются обучающимся. В заключении игры преподаватель благодарит обучающихся за участие в конкурсе, активную работу на уроке , высокий уровень знаний по теме урока; благодарит всех присутствующих за внимание и поддержку. 39 4.4 Советы преподавателям при подготовке и проведении игр на уроках экономики Проводить игру, можно на разных этапах учебного п роцесса:  П ри объяснении нового учебного материала (например, педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а учащиеся попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.). Особенно эффективно использование игровых элементов на первых уроках, когда учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, принципами функционирования экономики. Здесь основной целью являет ся развитие познавательного интереса у учащихся через игровые формы обучения. Примеры подобных приемов приведены в п. 4.3: при объяснении понятий «экономика», «факторы производства», «ограниченность ресурсов», «альтернативные издержки» и пр. я предлагаю иг ровые ситуации, в которых в доступной, интересной форме иллюстрируются теоретические положения.  П и усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает л учший доклад на заданную тему?» . Педагог может ввести критерии, по которым группы будут оценивать доклады друг друга ). Такая форма закрепления учебного материала не только способствует более прочному его усвоению, но позволяет расширить кругозор учащихся через использование дополнительных экономических источников. Эффективны на этой стадии обучения такие игры, как «Викторина», «Правда ли?», «Угодайка». Эти игры могут проводиться с разбивкой группы на команды , в ми нигруппах или со все й группой , когда за с читывают с я индивидуальные ответы учащихся . Такая форма закрепления изученного 40 материала может быть исполь зована вместо устного опроса, тестирования или письменной работы. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала – основная образовательная цель использования игр на д анном этапе учебного процесса. Соревновательная форма, положенная в основу этих игр, повышает активность учащихся, стимулирует их мыслительную активность.  П ри повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее акт уальных и нуждающихся в методах и средствах и гровой педагогики). Здесь учащийся должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в ус ловиях, отличных от стандартных. При повторении, как и при закрепле нии учебного материала, целесообразно использование ситуационно - ролевых игр, где необходимо воспроизвести реальную ситуацию в игровой форме, и принять решения, соответствующие данной ситуации. Цель таких игр : способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках. Примеры ситуационно - ролевых игр приведены в п. 4.3 41 Заключение Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познав ательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий учащимся эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. Игра помогает общению, она м ожет способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения , эмоций ; таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдат ельность, внимательность и т.п. Экономика довольно сложный предмет для восприятия его учащимися, но, как показывают современные реалии, - очень необходимый. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости м ожет превратиться в увлекательное путешествие в мир экономических знаний. Одним из этих подходов является игра, как сильнейший фактор психологической адаптации учащегося в новом экономическом пространстве, который может решить проблему его естественного не насильственного внедрения в мир современных экономических отношений. Использование игровых методов и приемов обучения на уроках экономики позволяет учащимся вместо «скучного» заучивания программного материала в игровой, соревновательной форме закреплять п олученные теоретические знания, что способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний. В процессе игры учащиеся раскрепощаются, становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога. 42 Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, о стаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программно го материала , опросе или тестировании , что способствует повышению как общей, так и качественной успеваемости. Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, и недостаток урочного времени на проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Ес ли мы с детьми будем играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащи хся. Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность. В данных методических рекомендациях я попыталась обобщить опыт использования игровых форм обучения, раскрыть возможности и ресурсы использования различных видов обучающих иг р на уроках экономики. Опыт использования игровых технологий представлялся мной на разных уровнях: 43 - на педагогических чтениях я выступала с докладом об использовании игровых технологий в учебных заведениях начального профессионального образования (в рамках ознакомле ния педагогического коллектива с современн ыми образовательными техн ологиями); - на курсах повышения квалификации по этой теме я подготовила творческий отчет, с которым выступила на итоговом занятии; - своим опытом я обмениваюсь с п реподавателями других д исциплин, и спользуя такую форму обмена опы том, как взаимопосещение уроков, о формление выставок методических разработок, создание и пополнение папки «Педагогическая копилка» . 44 Список литературы 1. Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организ ация [ Текст ] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург, 1999. 2. Аванесов, В.С. Рейтинг студента [ Текст ] / В.С. Аванесов // Школьные технологии. – 2006. - №5. – с.179 - 181. 3. Безголева, Г.В. Игровые педагогические технологии [ Текст ] / Г.В. Безголева, Е.В. Беловодченко, Н.В. Буянова. – М, : ИРПО, 2000. 4. Игровые технологии в профессиональном образовании [ Текст ] : методические рекомендации / авт. – сост. Л.Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общей ред. Т.С. Паниной. – Кемерово: изд - во ГОУ «КРИРПО», 2007. – 94с. 5. Леви на, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [ текст ] / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001. – 272с. 6. Минский, Е.М. От игры к знаниям [ Текст ] / Е.М. Минский. – М., 1982. С. 30 - 56. 7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [ Текс т ] / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256с. 8. Столяренко, Л.Д. Педагогика [ Текст ] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н / Д: Феникс, 2000. – 444с. 9. Торгашев, В.К. Рейтинговая система на уроках экономики [ Текст ] / В.К. Торгашов. – М. : ИНФРА - М, 2000. – 430с.