Педагогическая концепция «Инновационные образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников


Педагогическая концепция
(Слайд 1) «Инновационные образовательные технологии
как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»
В «Законе Российской Федерации об образовании» сказано, что «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Государственная политика в области образования основывается на гуманистическом характере образования, на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» говорится, что «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
«Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Государственный стандарт начального общего образования утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребёнка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования.
Учитель, который реализовывает принципы государственной политики в области образования в практической деятельности, должен не стоять на месте, идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться в профессии.
     При разработке данной педагогической Концепции, я сформулировала для себя следующие  мотивы и цели:
                       МОТИВ                          ЦЕЛЬ
1. Стремление достижения оптимальных результатов в деятельности, используя передовой педагогический опыт и личностный творческий потенциал. 1. Овладение мастерством преподавания и использования инновационных образовательных технологий как необходимым средством формирования познавательного интереса и творческой активности младших школьников.
2. Анализ и систематизация накопленного педагогического опыта в соответствии с требованиями Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года и образовательных стандартов нового поколения. 2. Осуществление компетентностного подхода в обучении.
3. Конкурентноспособность на рынке образовательных услуг. 3. Стремление к личностному профессиональному росту.
С первых лет своей профессиональной деятельности я пытаюсь решать проблемы начального общего образования, которые волнуют меня всегда:
1.     Создание комфортных условий для обучения.
2.     Обучение без принуждения.
3.     Развитие устойчивого интереса к знаниям и потребности в самостоятельном поиске.
4.     Как сделать учение радостным.
5.     Формирование фундамента умения учиться (принимать учебную задачу, намечать план действий, контролировать себя).
Решение этих проблем идёт через создание комфортной образовательной среды. Понятие образовательной среды включает в себя и материальные ресурсы, и организацию образовательного процесса с использованием инновационных образовательных технологий, и объём учебных нагрузок, и состояние здоровья учащихся, и психологический климат.
Комфортная образовательная среда особенно важна, когда речь идёт о младших школьниках.
Моя педагогическая Концепция родилась не на пустом месте.  Она явилась результатом моей педагогической деятельности и практики преподавания в начальных классах. Я пришла к убеждению, что есть особый фактор, от которого зависит конечный результат деятельности учителя.
Этим фактором является использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе, которые способствуют активизации познавательной и творческой активности школьника, дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Чтобы осознавать и решать проблемы начальной школы, нужно иметь опыт деятельности и владеть педагогическими технологиями.
(Слайд 2) В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos – учение, то есть «технология» переводится как «учение о мастерстве».
Моё стремление к различным педагогическим технологиям обусловлено с одной стороны потребностью извне, диктуемое изменениями, происходящими в обществе и обусловливающая необходимость в модернизации современного образования, с другой стороны, это внутренняя, профессиональная потребность, стремление найти наиболее эффективные способы образовательной деятельности.
(Слайд 3) К современным инновационным образовательным технологиям относятся:
- технология проектно-исследовательской деятельности;
- технология дистанционного обучения;
-технология развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- разноуровневое обучение;
- технология модерации (технология активных методов обучения, АМО)
- технология профессионально-ориентированного обучения (Кейс-метод);
- технология интеллект-карт;
- информационно-коммуникационные технологии (IT –технологии);
- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- обучение в сотрудничестве;
- технология использования в обучении игровых методов;
- технология развития критического мышления;
- здоровьесберегающие технологии
Наиболее эффективными в системе педагогической поддержки я считаю следующие образовательные технологии: технологию модерации (технологию активных методов обучения), технологию интеллект-карт.
(Слайд 4) Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Технология модерации построена на применении АМО.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Все это является одним из главных требований ФГОС.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.
Технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в активное обсуждение темы, выполнение заданий. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.
Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.
(Слайд 5) АМО начала образовательного мероприятия: «Поздоровайся локтями», «Улыбнемся друг другу», «Подари подарок другу», «Галерея портретов».
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.
(Слайд 6) АМО выяснения целей, ожиданий и опасений: «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», Фруктовый сад», «Солнышко и туча», «Осенний сад».
Эти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
(Слайд 7) АМО на этапе актуализации знаний: «Магазин», «Светофор», «Парный выход».
Метод «Светофор» позволяет выразить мнение групп, умение начать беседу.
Участники: весь класс.
Время: 15 – 30 мин.
Материалы: подготовленные тезисы, по красной, желтой, зеленой карточке каждому ученику.
Каждый ученик получает карточки. Учитель зачитывает тезисы по одному. Ученики, согласные с тезисом, поднимают зелёную карточку. Несогласные – красную. Сомневающиеся и воздерживающиеся от решения – жёлтую. Всякий раз необходимо предоставлять ученикам несколько минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения, учеников просят обосновать их положительную или отрицательную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходит к следующему тезису.
(Слайд 8) АМО на этапе объяснения нового материала: «Ульи», «Кластер», «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм».
Один из методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. От которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
(Слайд 9) АМО на этапе закрепления изученного материала: «Автобусная остановка», «Инсерт», «Инфо-карусель».
Приведу пример работы метода «Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:
«+» - все понятно;
«-» - не знаю;
«?» - непонятно;
«!» - узнал новое.
После применения метода «Инсерт», когда у ученика появились эти знаки, он может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, использую учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.
(Слайд 10) АМО на этапе обобщения и систематизации знаний: «Творческая мастерская», «Синквейн».
На этапе обобщения знаний используем прием синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса». На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна: рыжая, хитрая. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия относящиеся к теме синквейна: бежала, притворилась, обманула. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы: «На тропинке Лиса повстречала Колобка».
Последняя строчка – это слово-синоним, свое отношение к данной теме, чувство или сравнение: «Плутовка».
(Слайд 11) АМО на этапе подведения итогов: «Ромашка», «Итоговый круг», «Мудрый совет».
Этими методами можно завершить урок, внеклассное мероприятие.
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее
АМО на этапе рефлексии: «Незаконченное предложение», «Телеграмма».
Суть метода «Незаконченное предложение» заключается в том, что в конце занятия на экране (доске) проецируются незаконченные фразы, которые ученики должны продолжить, исходя из личных впечатлений о своей работе на уроке. Фразы могут быть такими:
- На этом уроке я узнал…
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- У меня вызвало затруднения …
- Мне надо поработать над… и т.д.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. В этом поможет АМО "Четыре стихии" (Слайд 12).
"Четыре стихии" – это упражнение. Это земля, вода, воздух, огонь. Если учитель говорит "земля" - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. Если говорит "вода" - дети вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. Если учитель произносит слово "воздух" - дети поднимаются на носочки и поднимают руки вверх. Когда учитель говорит слово "огонь" – ученики вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.
Следующая технология, которую использую я в своей работе – это технология интеллект-карт. В основу этого метода положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт – Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.
(Слайд 13) Интеллект – карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Интеллект – карта или карта мышления – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Иногда в русских переводах термин может переводиться как карта ума, карта разума, интеллект – карта, карта памяти. Наиболее удобный перевод – карта мышления.
Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект – карта – это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.
Чтобы создать собственную интеллект – карту, необходимо знать основные принципы построения.
В своей работе с учениками мы прежде всего усвоили шаги построения интеллект-карт: готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры; лист кладём горизонтально; в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1-2 ключевых слова); от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами; каждую ветку подписываем 1-2 словами, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их; устанавливаем связи между понятиями. В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемы, символы и т.д. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее – для этого интеллект-карты и были придуманы. (Слайд 14) Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала (Русский язык – темы: «Части речи», «Правописание имен существительных»; Литературное чтение – составление характеристики героя литературного произведения), при изучении нового материала (Окружающий мир – темы: «Растениеводство», «Животноводство», «Природные зоны», «Организм человека»).
Опыт моей работы показывает, что применение интеллект – карты дает целостную картину изучаемого предмета, привлекает внимание детей, позволяет ученикам быстрее вносить коррективы в свою работу, улучшат память, развивает творческое мышление, снимает стресс, позволяет увеличить объем и эффективность усвоения материала.
Кроме того, по мнению Бьюзена, на основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит учащегося самым важным умением – умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.
Таким образом, на основе применения инновационных технологий на современных уроках в начальной школе обеспечивается новое качество образования. Современный учитель просто обязан владеть современными средствами обучения. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования инновационных технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает научить детей применять эти технологии самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Обучая детей, внедряя в свою работу инновационные образовательные технологии, я руководствуюсь следующими принципами:
1. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю глубже изучать современные технологии и методики образования.
Начиная с этого учебного года, начала изучение технологии дифференцированного обучения, технологии профессионально-ориентированного обучения (Кейс-метод).
2. «Учитель—друг и помощник ученика в его развитии   и самосовершенствовании».
Для того, чтобы достичь желаемых результатов обучения, развития, воспитания, необходимо создать условия, при которых дети с разными способностями могут добиваться успеха в учении на максимально возможном для них уровне.
3. «Всё без принуждения».
В начальных классах очень большое значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. Учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными.
4. «Научи детей думать, рассуждать!»
5. «Ищи в детях хорошее».
Ситуация успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к учению. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые организовывает учитель, а сам успех – результат подобной ситуации. Я забочусь о том, чтобы организуемая мной деятельность скрывала в себе ситуацию успеха. Это относится к деятельности как индивидуальной, так и групповой.
6. «Ни дня без новинки!»
Я тщательно продумываю основные моменты урока: содержание, структурную подачу на уроке; применяю эффективные формы и методы обучения: занимательность, проблемные ситуации, игровые моменты, средства обратной связи, что способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся. Одно задание сменяется другим, но каждое заставляет учеников думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
  Только педагог – мастер может синтезировать идеи, разрабатываемые в отечественной и зарубежной литературе, провести углубленный анализ передового педагогического опыта, реализовать идею гуманизации школы в практике своей работы:
1.     Отношение к педагогической деятельности как к призванию, миссии.
2.     Доверие и уважение к детям, уверенность в их способностях и возможностях, в том, что каждый из них «равноценен» учителю.
3.     Понимание внутреннего мира ребёнка, его проблем, переживаний.
4.     «Идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету». (Е. Н. Ильин)
5.     Стремление и умение обеспечить детям позицию «соавторов учебного процесса».
  Только учитель, обладающий педагогическим мастерством, способен к творческой самореализации, самовыражению посредством педагогической деятельности. Именно на этой основе вырастает неповторимость педагогического почерка, становится возможным чудо импровизации, и учитель предстаёт перед воспитанниками как личность, как Мастер своего дела.
   В течение всей жизни в роли учителя, я стремлюсь к совершенствованию своего педагогического мастерства на основе использования ведущих педагогических идей, лучшего педагогического опыта и умелого использования личностного потенциала.  Моё педагогическое кредо – предстать перед детьми Мастером педагогического труда.
                
                 
Список, используемых источников:
Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.: ил.
Образовательный портал «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ»
www.moi-universitet.ru4. Бершадская Е., Соколова И. Мыслить системно с первого класса //интернет – журнал Лицей [Электронный ресурс] – 2014. – URL: http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart/6485-uchimsya-myslit-sistemno-s-pervogo-klassa
5. Борискина Ю.М., Грибова Е.В. Ментальные карты как современная информационно-педагогическая технология в системе образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина.
6. Бьюзен Т., Бьюзен Б., Супермышление /Т. Бьюзен; пер. с англ. Самсонов Е.А. Минск:ООО «Попурри», 2003. 304 с.