Патриотизм и героизм — личностные качества, которые формируются в результате работы сознания

Отношение к патриотизму в истории России

По мнению учёных, зачатки патриотизма появляются ещё в первобытнообщинной формации. В те времена патриотизм опирался на кровнородственные связи, носил эмоционально-чувственный характер. Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях: из инстинктов размножения (продолжения вида) и питания (сохранения вида) вырастают инстинкты охраны и защиты потомства и территории обитания.

Патриотизм и героизм - личностные качества, которые формируются в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей человека в изменяющейся обстановке. Они тесно связаны с потребностью в безопасности, которая служит своеобразным связующим звеном между естественными потребностями и потребностями социальными.

Родоплеменная организация общества, основывавшаяся на чувстве коллективного своего (общие для членов племени добыча, скот, дети), настоятельно требовала защиты, прежде всего, своих сородичей. При этом ценность территории обитания зависела от наличия необходимой для поддержания жизнедеятельности флоры и фауны. По мере перехода к оседлому образу жизни возникла потребность и в охране своей территории. Именно тогда возникают зачатки государственности: вооруженная охрана как необходимая форма защищенности территории племени; героизм и патриотизм как идеология выживания человеческой общности.

Появление частной собственности, закрепление территорий в рамках отдельных государств, многочисленные войны за передел территорий настоятельно диктовали необходимость развития у населения страны патриотизма и героизма. Именно тогда чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, что усиливает социальная связь личности с Отечеством. [4, с.59]

В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. В нормально развивающемся обществе патриотизм - такое же естественное чувство личного самоуважения и достоинства человека как любовь к своей семье. Любовь к Родине, обязанность служить своему народу и Отчизне формируются в повседневной жизни по мере расширения связей отдельного человека с другими людьми - сначала с земляками, а потом - с народом всей страны. При этом частота обращения государства и общества к патриотизму прямо пропорциональна величине внешней угрозы, а его содержание напрямую зависит от господствующей идеологии.

В памяти россиян патриотизм и героизм в полной мере ассоциируются с именами князей А. Невского и Д. Пожарского, крестьянина И. Сусанина, полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова, адмирала А.В. Колчака, маршалов Г.К. Жукова и В.К. Блюхера, летчика Н. Гастелло, рядового А. Матросова и сотен тысяч других россиян.

Анализ древнерусской истории показал, что в те времена эквивалент слову "патриотизм" отсутствовал, а слово "Родина" не употреблялось. Это, по-видимому, связано с княжескими междоусобицами, отсутствием национального единства. Тем не менее, во многих произведениях Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы: гордость за свою землю, восхищение её красотой и величием, осуждение пагубных раздоров.

Условия для формирования общерусского патриотического сознания возникли лишь с образованием Российского государства в конце XV века. Бурные события начала XVII века ("Смутное время") нашли отражение в исследованиях В.И. Даля, Н.М. Карамзина, В.В. Максимова и обозначили контуры понятия "патриотизм", близкие к современному пониманию.

В годы правления Петра I патриотизм принял характер государственной идеологии, а главным девизом россиян становится девиз: "Бог, Царь, Отечество!".

В основу системы воспитания защитников России было положено требование воспитывать в воинах преданность Отечеству. Крупнейшие военные деятели России, такие как А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.А. Драгомиров, утверждали, что патриотическая работа должна вестись с опорой на историю, воинские традиции и ритуалы, использование военной символики, материального и морального стимулирования. Большое значение они придавали личному примеру командиров. [9, с.44]

Системно-генетический анализ принципов, оказывавших влияние на массовое общественное сознание, показывает, что российское государство, влияя на общественное сознание, использовало триаду приоритетных ценностей:

1) идеология (православие - в дореволюционный период; марксизм-ленинизм - в период советской власти);

2) государственность, ассоциируемую либо с самодержцем, либо с партийным вождем, либо с центральным органом компартии;

3) народность. Последняя часть триады при царизме воплощалась в приоритете русского народа, при советской власти - в гегемонии сначала пролетариата, затем рабочего класса над остальными классами и социальными группами, затем - в провозглашенной идеологами КПСС единой социальной общности под названием "советский народ". [1, с.116]

Сегодня острая потребность в патриотизме населения страны в как государственной идеологии объективно обусловлена острой необходимостью заполнения идеологического вакуума, образовавшегося под влиянием распада СССР.

Новые социально-экономические условия жизни россиян, становление новой государственности, гражданского общества дали основание для пересмотра изучаемых понятий с позиций общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов.

Важным является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка - "раньше думай о Родине, а потом о себе" - уступает место другому пониманию: "Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?".

К главным особенностям российского патриотизма в современном обществе можно отнести:

Ш глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту;

Ш державность, отражающая тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась военным государством, оплотом которого были силовые структуры: армия, флот, казачество, жандармерия;

Ш интернациональный характер, ибо Россия - многонациональное государство;

Ш деятельностная направленность, ему чужд созерцательный характер, он всегда выступает мощным духовным фактором в решении практических задач развития нашего общества.

Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств

2.1 Процесс героико-патриотического воспитания в России

Само управление процессом героико-патриотического воспитания связано с выявлением влияния на этот процесс следующих компонентов: факторов, условий, а также методов, форм и средств воспитания. Так как в процессе воспитания возникает множество связей между внутренним состоянием и внешними условиями, то мы имеем дело с множеством факторов.

Анализ основных внутренних факторов показал, что: эмоциональный фактор выражается в устойчивых эмоциональных состояниях, любви к Родине, верности Отечеству, уважении к традициям, культуре, родному языку, гражданам, правопорядку; когнитивный фактор отражает мыслительную деятельность личности, ее познавательную активность; волевой фактор связан с готовностью к правоохранительной деятельности, приложением целенаправленных усилий защитного характера в процессе учебной, исследовательской, практической деятельности; праксиологический фактор характеризуется включением в активную защитную деятельность.

Наряду с внутренними факторами действуют и факторы внешние. К ним относится политика государства. Высшей задачей государства является создание условий для обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, укрепления их уверенности в завтрашнем дне. Другим внешним фактором выступают общественные потребности, выраженные в типе образования личности и адаптивности системы образования. Доверие граждан государству определяется тем, как оно "защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников", и если в чем-то недорабатывают органы законодательной и исполнительной власти, суды, правоохранительные структуры, то подрывается авторитет власти в целом. К внешним факторам процесса воспитания следует отнести и тот или иной коллектив, социокультурную среду, в которой существует индивид. Следующим внешним фактором выступают родители, родственники, друзья как референтная группа. Их социально-экономические предпочтения, интересы, образ жизни и сфера деятельности, отношение к рыночным реалиям, современной социально-экономической ситуации, в целом во многом определяют процесс воспитания. И, наконец, нельзя игнорировать такой внешний фактор, как семья. Этот фактор для многих стал доминирующим в условиях перехода к рыночным отношениям.

Функционирование факторов всегда связано с наличием необходимых условий, которые делятся на внешние и внутренние. К внешним условиям воспитания следует отнести: осознание педагогами целей воспитания; их подготовленность к своей профессиональной деятельности; наличие программы (плана) героико-патриотического воспитания; управленческий подход к нему.

Эффективность внешних условий повышается при сочетании их с внутренними условиями, что выражается в степени согласованности деятельности педагогов и воспитуемых. К этим условиям относят:

1) осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;

2) наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;

3) включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;

4) коррекция патриотических потребностей и их возвышение. [10, с.30]

Итак, факторы выступают как движущая сила героико-патриотического воспитания, а условия создают среду, в которой реализуются эти факторы. Их взаимосвязь придает процессу воспитания динамический характер.

Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются:

ь Конституция РФ;

ь Федеральные законы РФ: "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";

ь Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О концепции национальной безопасности РФ";

ь Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы";

ь иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Таким образом, нормативно-правовая база позволяет создать общегосударственную систему патриотического воспитания.

Эта система включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Эта система охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских коллективов и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуальной воспитательной работы.

Система призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь, а также побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

Ответственность за функционирование системы лежит на государстве, как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества, его групп и слоев и каждого гражданина.

Основными идеями концепции героико-патриотическом воспитании определены:

Ш идея защиты интересов граждан России;

Ш идея сохранения целостности страны;

Ш идея взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества;

Ш идея педагогического сопровождения процесса становления объекта-субъекта воспитания.

Понятийный аппарат концепции включает такие понятия, как: патриотизм; героизм; героико-патриотическое воспитание.

В теоретическое ядро концепции можно поместить:

Ш общие законы развития высших психических функций, открытые Л.С. Выготским (закон перехода от натуральных к культурным формам поведения (опосредования), закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (социогенеза), закон перехода функций извне во внутрь (вращивания), закон осознания и овладения (высшей ступени развития));

Ш следствия общих законов развития высших психических функций (интериоризация, источник развития, движущие силы развития, предпосылки развития, зоны актуального и ближайшего развития, социальная ситуация развития, идеальная форма, новообразование, социализация и индивидуализация, взаимосвязь сознания, самооценки, саморегуляции и базовых потребностей в самоутверждении и самовыражении в процессе развития индивидуального потенциала);

Ш общие законы педагогической антропологии;

Ш общие законы педагогической деятельности (взаимодействие, взаимопонимание, выбор, другодоминантность, инновационный потенциал, развитие);

Ш законы и постулаты самоактуализации личности, сформулированные в гуманистических концепциях личности.

Принципы построения системы героико-патриотического воспитания объединены в три группы:

1) принципы, характеризующие требования к формированию системы героико-патриотического воспитания (обусловленности функций воспитания его целями, оптимальности соотношения интра- и инфрафункций героико-патриотического воспитания, комплексности, оперативности, простоты, оптимальности, научности, согласованности, многоаспектности);

2)принципы, определяющие направление развития системы героико-патриотического воспитания (концентрации, преемственности, адаптивности, непрерывности, ритмичности);

3) принципы, положенные в основу теории и практики героико-патриотического воспитания и обеспечивающие этот процесс (новая система ценностей - человек; развитие как общий и доминирующий принцип; защита - один из важнейших принципов личностно-ориентированной педагогики, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь воспитуемому в критических ситуациях развития; культурное самоопределение - принцип, отражающий характер процесса создания и реализации системы представлений индивида о пространстве социальной культуры, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве; личностная ориентация; партнерство; технологизация; персонолизация; принятие и самопринятие; рефлексия; самоопределение; саморазвитие; субъективность как базовая категория антропологической педагогики и психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственное самобытие человека). [10, с. 86]

Модель педагогической системы героико-патриотического воспитания включает цели, педагогические задачи, способы и технологии, условия воспитания, формы организации педагогической деятельности по воспитанию, социальный и хронологический интервал воспитания, критерии эффективности концептуальной модели воспитания. Она задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы и имеет структурную организацию. Архитектоника модели педагогической системы представлена в четырех базовых подструктурах:

Ш концептуальной - основания, ценности, закономерности, принципы;

Ш нормативной - цели, программы, критерии, стандарты;

Ш технологической - средства, условия, формы, способы;

Ш процессуальной - задачи, действия, оценки, результаты.

Ядром модели системы героико-патриотического воспитания является структурно-функциональный инвариант педагогической деятельности, который как единица анализа и проектирования педагогической деятельности позволяет выделить частные модели проектирования и реализации процесса: модель блока информации, модель блока проектирования и регуляции, модель блока внутренних условий деятельности, модель процессуального блока, модель блока способов деятельности, модель внешних условий деятельности.

Героико-патриотическое воспитание предполагает переход от простейших форм поведения - порывов, влечений, желаний, потребностей, интересов, мотивов - к культурным формам поведения и деятельности, связанным с реализацией социальных идеалов, убеждений и мировоззрения в целом. Подобный переход не может осуществиться без опоры на закон вращивания. Это означает, что при содействии педагога представитель молодого поколения последовательно проходит освоение усложняющихся ролей своей социальной деятельности: наблюдатель - исполнитель - творец - организатор и инициатор. Освоение этих ролей осуществляется в процессе решения различных задач, а в последствии - в процессе практики.

2.2 Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи

Формирование и воспитание патриотизма, становление патриотических чувств происходит не само по себе, а результате целенаправленной деятельности. На современном этапе развития России происходит масса событий, оказывающих влияние на формирование патриотического воспитания, любовь или нелюбовь к своей Родине, готовность или отказ служить Отечеству. Идеологию современного общества, особенно молодого, строят средства массовой информации: телевидение, газеты, интернет. Не всегда это "строительство" идёт в правильном направлении, но нет сомнений в том, что современные СМИ оказывают на него определённое - и даже очень сильное - влияние. И если у старшего поколения уже сложились определённые установки в отношении патриотизма, так что материалы прессы могут только соответствовать или противоречить ему, то поколение молодых людей всё ещё находится в стадии самоопределения, а следовательно воздействие печатных и электронных изданий на него носит наиболее ярко выраженныё характер.

Средства массовой информации, однако, не стремятся приобщить молодёжь к патриотическому воспитанию. В прессе, в телевизионных передачах наблюдается явный упадок популярности патриотических, научно-популярных, исторических программ. В первую очередь это объясняется тем, что если такие передачи на телевидении и есть, то они идут рано утром или далеко за полночь, поэтому их может посмотреть очень малое количество зрителей, так что чаще всего аудиторией таких программ становятся люди старшего возраста. Кроме того, очень незначительное количество молодых людей имеют время или заинтересованы в просмотре таких телепередач или чтении политических и научных статей. И современные СМИ никак не стремятся поднять авторитет передач или публикаций на подобную тему, сделать их более привлекательными и интересными для поколения молодых людей.

Низкий уровень культуры и нравственности ведет к плохому воспитанию, что в последствии может привести к очень печальным последствиям. Уже сейчас у некоторого количества молодых людей вызывает удивление вопрос, когда началась вторая мировая война. Главная задача телевидения и прессы - просвещать, но они со своей миссией не справляются. Конечно, в вопросах рэкета, криминальных группировок, наркотиков все превосходно осведомлены, но вот в исторических вопросах, культуры речи, поведения и других важных проблемах редкий человек может блеснуть своими знаниями. [7, с.211]

Воспитание патриотизма в молодежи является стратегической необходимостью для России. В настоящее время общество нашей страны находится в состоянии концептуальной неопределенности. Необходимо изменить ситуацию, характеризующуюся социально-правовой незащищенностью ветеранов, несправедливым использованием природных богатств, отсутствием стабильности и единства в обществе. Кроме того, особенно важным воспитание патриотизма подрастающего поколения представляется в условиях угрозы глобального терроризма. Сложившиеся условия диктуют необходимость развития программ, которые должны обеспечиваться государством.

Очевидно, что государство одно не может справиться со столь сложной задачей. В этом вопросе ему потребуется помощь средств массовой информации, отвечающих за распространение пропаганды политического и патриотического воспитания, и самого поколения молодых людей, стремящихся поддержать и реализовать программу.

Для активизации работы в области подготовки молодежи для решения новых задач, стоящих перед обществом, необходимо:

§ Разработать и внедрить методологические и учебно-методические материалы по формированию у молодежи стремления к созидательной деятельности, направленной на обеспечение безопасности России.

§ Разработать систему переподготовки кадров, осуществляющих руководство в молодежной среде на всех уровнях, используя структуры Министерства образования РФ.

§ Создать информационную среду по формированию созидательной деятельности молодежи в интересах безопасности России.

§ Разработать предложения по созданию специализированной программы на телевизионном российском канале "Культура" по освещению деятельности Министерства образования РФ в сфере молодежной политики.

§ Организовать выпуск всероссийского научно-популярного журнала "Молодежь и безопасность России".

§ Создать электронный сайт Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ "Молодежь, устремленная в будущее", содержащий базу данных методологических и учебно-методических материалов, а также организовать тематические конференции с использованием сети Internet.

§ Сформировать серию учебных и научно-популярных видеофильмов для обязательного показа в воспитательных целях в системе образования.

§ Организовать комплекс мероприятий по подготовке молодежи к созданию семьи и воспитанию детей.

§ Создать новые и переориентировать уже существующие информационно-аналитические центры при администрациях субъектов РФ по моделированию социально-экономических и организационно-технических процессов государственного управления страной, обучая и привлекая для этого молодежь.

§ Обобщить и распространить опыт работы молодежи в политических клубах, молодежных правительствах, Народных университетах, центрах и клубах ветеранов и т.д. [2, с.69]

Учитывая негативное влияние введения института цензуры в средства массовой информации и одновременно констатируя факт опасного воздействия бесконтрольного потока информации на несформировавшуюся личность, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций должно выдвинуть качественно новый подход к регулированию информационного пространства РФ на основе матрицы сбалансированного комплекса вещания и информационного кода.

Реализация концепции информационного обеспечения самообразования молодежи на основе методологических знаний, подготовки управленческих кадров в молодежной среде, активного вовлечения молодежи в разработку моделей общественного и государственного устройства в России, практического вовлечения наиболее подготовленной части молодежи в управленческие структуры, позволит России обеспечить собственную национальную безопасность в XXI веке и войти в число лидеров "Нового мирового порядка".