Статья Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении грамматическим навыкам в младших классах.


Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении грамматическим навыкам в младших классах.Информационные и коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Использование средств ИКТ при обучении иностранному языку способствует реализации известных дидактических принципов:
– принцип сознательности: обеспечивается возможностью осмысленного выбора обучаемым собственной стратегии учения;
– принцип прочности: достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи;
– принцип доступности и посильности: реализуется за счет возможностей предоставления обучаемым справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, обеспечения вариативности содержания и различных форм представления учебного материала;
– принцип активности: обеспечивается вовлечением в учебный процесс всех обучаемых, организацией их самостоятельной учебной деятельности;
– принцип учета индивидуальных особенностей: реализуется путем предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения, темпа работы; наглядность обеспечивается на базе технологии мультимедиа.
Пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:
1. они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
2. обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;
3. повышать сознательность и интерес к изучению языка;
4. обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых;
5. обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
Разработкой методических рекомендаций и программ проведения уроков с использованием ИКТ по иностранному языку занимаются такие учёные, как О.Г. Андриянова, Григорьев С.Г., А.С. Числова, Э.С. Скородумова , Г.М. Ишкова , И.И. Звягина, Т.М. Боровикова и многие другие. Ими были выделены следующие рекомендации по подготовке и проведению компьютерных уроков.
Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема грамматических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Методика разработки занятий с использованием ИКТ была создана С.В. Панюковой и А.С. Байковым:
Определить тему, цель и тип занятия;
Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
Продумать этапы, на которых необходимы ИКТ;
Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;
Отобранные материалы оцениваются по времени;
рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
Составляется поминутный план урока;
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа;
На основе найденного материала разрабатывается и составляется программа;
Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием ИКТ;
Апробация урока.
Ознакомление с грамматикой с помощью компьютера включает различные упражнения с грамматическими конструкциями. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык. Развитие грамматических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении грамматикой. При обучении грамматике компьютер позволяет создавать комбинированные упражнения. Это серия упражнений, сменяющих друг друга на экране компьютера. Учитель может составить комбинированное упражнение для каждого школьника, проанализировав его продвижение в изучении грамматики.
При обучении с использованием компьютера ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Преподаватель, использующий компьютер, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил грамматический материал. Компьютер фиксирует количество ошибок каждого ученика при выполнении каждого упражнения. Просмотрев компьютерный журнал успеваемости, учитель сразу же видит, как формируется грамматический навык у того или иного школьника.
Таким образом, компьютер создаёт условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения грамматике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.
Итак, использование ИКТ, безусловно, играет важную роль в обучении иностранному языку, а индивидуализация процесса обучения обеспечивает значительное повышение качества усвоения знаний.