Статья «Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении».


«Изучение, обобщение, распространение ивнедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении».
Пояснительная записка.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МДОУ. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.
Данные рекомендации позволят зам.зав. по ВМР или заведующей систематизировать свою работу по этому направлению методической работы и могут быть применены в любом МДОУ, проработавшем не менее 1 года, где есть опытные педагоги.
Объективные предпосылки обобщения опыта:
Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.
В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.
В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.
Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа.
Задачи:
1.Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.
2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.
Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по обобщению и распространению передового педагогического опыта предполагает осуществление ряда последовательных этапов.
I этап - выявление прогрессивного опыта. На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Очень важно на первом этапе отобрать наиболее существенное, дать предварительную оценку собранному материалу. Поэтому необходимо определить критерии оценки по показателям.
Таблица 1 - Критерии оценки передового педагогического опыта.
Критерии оценки опыта Показатели
I  Критерий - высокая эффективность Опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта
II  Устойчивость результатов Мгновенное улучшение или единичный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога
III  Сбалансированность и комплексность результатов Данный критерий позволяет установить не только слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.
IV Рациональность затрат времени, условий, средств. Критерий оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому; ППО предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени.
V Соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе Критерий определяет насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов
Примечание: Все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно
В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.
1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)
2. Проведение консультаций по накоплению материала.
3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
5. Опрос детей, беседа, проведение контрольных занятий с детьми.
6. Отчёт воспитателя в ходе работы
7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.
II этап - выделение прогрессивного опыта из массовой практики на основе разработанных критериев.
Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.
Тема «Формирование грамматически правильной речи»
Форма работы содержание
РАБОТА НАД СЛОВОМ РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
сентябрь
Занятия по развитию речи Занятия по ознакомлению с окружающим Другие занятия Дидактические игры Дидактические упражнения Индивидуальная работа Другие формы работы октябрь
Тема «Ознакомление с художественной литературой, использование театрализованной деятельности»
Форма работы Содержание
сентябрь
Фронтальные занятия Часть других занятий по ознакомлению с окружающим Часть занятия по другим разделам Экскурсии, целевые прогулки Беседы Рисование, лепка, аппликация, ручной труд Чтение художественной литературы Аудиовизуальные средства Развивающие игры Творческие игры Праздники и развлечения Другие формы работы Тема «Ознакомление с изобразительным искусством»
Форма работы содержание
живопись графика Архитектура
Фронтальные занятия Часть занятия по другим разделам Часть других занятий по ознакомлению с окружающим Экскурсии, целевые прогулки Беседы Рисование, лепка, аппликация, ручной труд Чтение художественной литературы Аудиовизуальные средства Развивающие игры Творческие игры Праздники и развлечения Другие формы работы III этап - научно обоснованное обобщение передового опыта. Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с  помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта. В практике нашего ДОУ опыт  обобщается по-разному: в виде буклетов, плакатов, докладов. На данном этапе не исключается работа самого педагога по описанию личного опыта.
Таблица 2 - Примерный план описания педагогического опыта воспитателя

п/пПункты плана Содержание
1. Тема педагогического поиска Она должна отражать проблематику, например: «Использование развивающих игр в совместной деятельности с детьми раннего возраста».
2. Обоснование темы Обосновывается актуальность разработок педагога и раскрывается противоречие в практике работы ДОУ, на разрешение которого направлен творческий поиск педагога.
3. Цель и задачи педагогического опыта Цель - основной конечный результат работы. Задачи раскрывают, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
4 . Сроки работы Период, за который реализуются конечные результаты
5 . Достигнутые результаты работы Указывается новое, оригинальное
6 . Форма обобщения опыта  
Формы представления опыта:
Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например:
Показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.
Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.
Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.
Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
Коллективный просмотр;
Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
IV этап-распространение и организация ППО . Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.
         Что означает - внедрить опыт в  практику работы? Это значит повысить качество воспитания и обучения в детском саду. О внедрении можно говорить тогда, когда уже достигнуты его результаты, а может быть, улучшены. Опыт может внедряться полностью, а может только то,  что является необходимым и  может привести к результатам, или исходя из трудностей.
Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:
-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);
-составление перспективного плана внедрения на каждый месяц;
-проведение коллективного просмотра (2 раза)
-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.
         С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
-проведение семинара после изучения опыта;
-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,
-изучение новинок литературы по данному вопросу;
-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,
-показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;
-проведение консультации «Как работать с докладом».
-осуществление контроля за внедрением после того, как научили внедрению (может быть проведена тематическая проверка по внедрению).
         Работа по изучению, обобщению и внедрению опыта планируется ежемесячно. С этой целью в планах заведующей и старшего воспитателя на месяц выделен раздел «Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта».
         В ходе реализации работы по распространению передового опыта составляется информационная карта «О педагогическом поиске».
Таблица 4 - Информационная карта № __ «О педагогическом поиске»
Направление поиска: Содержание опыта:
Предмет:  
Автор: Публикации и рукописные материалы:
Условия формирования опыта: Распространение опыта:
Достигнутые (или предполагаемые) результаты: Подпись автора-Подпись эксперта
  Дата:
         Таким образом, созданная в ДОУ система работы по обобщению и внедрению передового педагогического опыта способствует повышению профессионализма педагогов, их  мастерства и творческих возможностей.
Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.
С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.
Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план
Возрастные группы 2008-2009 уч.г. 2009-2010 уч.г. И т.д.
2 мл.группаИ.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим О.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим Р.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим
Средняя старшая В.
Интегрированный подход в работе с детьми по теме «Космос» С.
Развитие творческих способностей на занятиях по лепке
Подготовительная С.
Ознакомление детей с циферблатом и определением времени по часам Условные обозначения:
С – создание опыта.
И – изучение опыта
О – обобщение опыта.
Р – распространение опыта.
В – внедрение.
Тематический план по изучению, обобщению, распространению ивнедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.
№ п/пНаправления деятельности
  Содержание деятельности
1.
 
 
  Выявление образцов
педагогической деятельности
или педагогического опыта.
  Методы выявления:
- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;
- просмотр занятий в образовательном учреждении;
-оперативный и тематический контроль;
- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.
- анализ анкет педагогов.
 
2. Изучение педагогического опыта
  Методы изучения:
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.
2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении
5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.
3. Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни.
(практический, научный, методический) Соотнесение уровней и формы обобщения:
1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. 2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.
3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.4. Распространение педагогического опыта
  Методы распространения:
- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
- Коллективный просмотр;
- Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
- Творческий отчёт, в процессе которого проходит:• Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;• Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);• Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;• Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;• Изучение методических материалов и деловой документации;• Тематические и персональные выставки автора опыта;• Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;• Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;• Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.• Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.