Курсовой проект на тему: «Обобщение передового педагогического опыта Костровой Н. И. преподавателя дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики




Курсовой проект
на тему: «Обобщение передового педагогического опыта
Костровой Н. И. преподавателя дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»

Выполнила:
Петрова Елена Николаевна
методист Новочебоксарского
политехнического техникума
Минобразования Чувашии






Новочебоксарск
2016
СОДЕРЖАНИЕ

Введение..3
Глава 1. Условия становления опыта..5
Глава 2.Теоретическое обоснование опыта..7 2. 1. Сущность кейс-метода .7
2.2. Материалы для создания кейса и их классификация.9
2.3. Ментальные карты: сущность методики11
2.4. Особенности построения ментальных карт...13
Глава 3. Технология опыта.....16
Глава 4. Результаты опыта..20
Заключение23
Список литературы..24
Приложение..25






























ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут обучающемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого обучающегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы обучающийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Будущее наших ребят потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, профессии, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении студентов учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Актуальность определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества. Исходя из выше сказанного тема данного исследования: «Обобщение опыта работы Костровой Н. И. преподавателя дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер».
Цель работы: заключается в обобщении опыта работы Костровой Н. И. преподавателя дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер».
Цель конкретизировалась в следующих задачах:
- рассмотреть условия возникновения опыта;
- изучить теоретическое обоснование опыта;
- раскрыть способы, приемы, посредством которых достигнуты положительные результаты личности студента, степени его обученности, развития и профессиональной подготовки;
- показать формы и методы, способы изучения, которые способствуют достижению высоких результатов труда.
Объект исследования: передовой педагогический опыт.
Предмет исследования: формы и методы, используемые педагогом в образовательном процессе.
Методы исследования: изучение опыта, анализ научной и методической литературы, наблюдения, самооценки, из плановой документации.
Цель и задачи определили структуру проекта, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.












Глава 1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Становление опыта Костровой Н. И. осуществлялось в условиях Новочебоксарского политехнического техникума Минобразования Чувашии. Это многопрофильное учебное заведение, осуществляет подготовку специалистов для автомобильной промышленности, строительной отрасли и сферы обслуживания. Выпускники техникума востребованы на рынке труда.
В техникуме работает высококвалифицированный педагогический коллектив, который постоянно повышает свое профессиональное мастерство, изучает новые педагогические технологии, ищет и внедряет новые формы и методы обучения, средства активизации познавательной деятельности студентов, организует самостоятельную и творческую работы студентов.
Цель образования техникума – подготовка мобильного специалиста, способного адаптироваться в новой социальной производственной среде и умеющего решать производственные задачи.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности студента. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно - насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.
В этих условиях у Костровой Н. И. и возникла идея использования кейс-технологии и методики ментальной карты для формирования компетенций на уроках дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер».
Основными задачами системы профессионального образования в условиях реализации ФГОС является:
- подготовка мобильного специалиста, способного адаптироваться в новой социальной производственной среде и умеющего решать производственные задачи;
- формирования на уроках дисциплин профессионального цикла общих и профессиональных компетенций.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов.
Для формирования компетенций студентов в своей деятельности Н. И. использует новые образовательные развивающие технологии: кейс-технологию и методику ментальной карты.
Кейс-технология и методика ментальной карты имеют некоторые преимущества для формирования ОК И ПК.
Суть кейс-технологии в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Ментальные карты (Mind Mapping) - это способ систематизации знаний с помощью схем. Использование ментальных карт результативны в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, конспектированию книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих и профессиональных задач.

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА
2.1. Сущность кейс – метода.
Кейс - метод возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США), а внедрение его в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейс-метод представляет собой целую группу образовательных приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем и поставленных задач. Его относят к интерактивным методам обучения, которые позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя.
Название метода произошло от латинского термина – «казус» - запутанный или необычный случай, а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Кейс имеет несколько определений:
-Кейс - это описание реальной ситуации.
-Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
-Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".
-Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Суть метода в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Основная функция метода – учить обучающихся решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Особенностью кейс - метода является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.
Выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:
- Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
- Процесс отбора: содержание должно быть реальным для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес.
- Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Цифрового материала должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.
- Проверка в группе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе для диагностики его последующего использования (дополнить, изменить, уменьшить, не использовать вовсе)
- Процесс устаревания: большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня.
Кейс - метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
К кейс - методам, активизирующим учебный процесс относятся:
- метод инцидента, особенность которого заключается в том, для принятия решения имеющейся информации недостаточно, поэтому обучающийся сам находит информацию для принятия решения и анализирует ее.
- метод разбора деловой корреспонденции, в котором обучающиеся получают от преподавателя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.
- метод ситуационного анализа, является самым распространенным методом, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
2. 2. Материалы для создания кейса и их классификация.
Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Разработка кейса является сложной задачей, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени. Кейс – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми нужно овладеть обучающимся.
Кейс как интеллектуальный продукт имеет свои источники. Они делятся на первичные – общественная жизнь во всем её многообразии, образование и наука, а также вторичные – художественная и публицистическая литература, статистические материалы, научные статьи, местные материалы, Интернет-ресурсы.
В практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. Данный подход положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников:
-практические, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
-обучающие, основной задачей, которых выступает обучение;
-научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Так кейс с доминированием обучающей функции отражает:
-во-первых, типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться в процессе деятельности;
-во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, ситуация, проблема такие, какими они могут быть в жизни.
Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция кейса, в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше для работы с небольшой творческой группой обучающихся.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести те, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать обучающихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время».
Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить обучающихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
- учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
2.3. Ментальные карты: сущность методики.
Ментальные карты - это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. В некоторых переводах приводится другое название данной методики: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».
Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Психолог исследовал мыслительные системы, которые были предпочтительными в эпоху античности и Ренессанса. После этого ученый и предложил замечательный способ помочь своему мышлению вместо того, чтобы бороться с собой. Опираясь на опыт великих мыслителей прошлого, Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они следовали ассоциативным связям и даже фантазии. Поэтому их записи были живыми и «говорящими», способными донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому иному человеку, даже через толщу веков. Отсюда же психолог почерпнул и значение рисунка для передачи и оформления собственных мыслей (в частности, после изучения записей Леонардо да Винчи).
Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше - больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Никакого сухого материала, длинных умных фраз, стенографии и иных способов сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более того, с ними будет работать интересно и продуктивно.
Основана данная методика на принципе «радиантного мышления», связанного с ассоциативными мыслительными процессами. Отправная точка в таком процессе - центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант - это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отображает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяет запечатлеть их на различных носителях.
Чтобы полученные результаты не выглядели слишком умозрительными, создав при этом дополнительные проблемы, предлагается их запечатлеть на бумаге или ином носителе информации. Чтобы мозг лучше воспринимал и усваивал информацию, рекомендуется оформлять все записи по-разному, с помощью различных цветов или форм, с использованием картинок и иных изображений. Такое наглядное оформление мыслительного процесса позволяет продолжать работу с информацией, структурируя ее, группируя или выделяя новые положения.
В пользу методики «ментальных карт» говорит и то, что это метод целостного мышления. Как известно, за логическое мышление отвечает левое полушарие мозга. Следовательно, при ведении классических линейных записей будет активизировано именно оно. Зато правое, отвечающее за творчество и образное мышление, будет отдыхать. Но метод майндмэппинга позволяет одновременно задействовать оба. Это и означает целостность мышления.
2.4. Особенности построения ментальных карт.
Можно сказать, что ментальная карта представляет собой особый род диаграммы, представленной в виде древовидной схемы. На ней запечатлены слова, задачи и иные понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центральной ветки. Центральная ветка представляет собой основную идею или понятие.
Для составления ментальной карты, особенно первый раз, лучше всего подойдет лист бумаги, не менее чем стандартного размера А4. В дальнейшем размер поля для создания карты может быть и безграничным. Но начинать лучше с малого.
В центре листа следует разместить вашу центральную идею, мысль, концепт. Лучше его разукрасить или выполнить в виде рисунка. Далее следует провести линии к углам листа. Их следует «обозначить», т.е. подписать ключевыми словами, существительными или глаголами. Не все слова подойдут. Использовать нужно такие слова, которые будут достаточно «говорящими», чтобы заставить вас создать или восстановить ассоциативную цепочку, вспомнить определенные образы или мысли. Это основные ветви.
Заметим, что линейный и радиальный методы записи во многом близки. Но если в линейном используются заголовки, подзаголовки, схемы и таблицы, то в радиальном - ключевые слова более высокого (крупного) уровня, которые можно рассматривать как заголовки для более низкого.
Дальнейшее дробление на ветви будет отображать все более и более мелкие детали. Для того чтобы схема воспринималась максимально эффективно, лучше использовать различные цвета, особые обозначения, значки, картинки. Играйте с буквами, их формой и размером. Однако писать следует разборчиво, иначе вы просто потеряете ценную информацию, разбирая свои каракули. Также необходимо избегать повторений, которые могут возникнуть, когда вы с головой уйдете в творческий процесс. Итог такого творчества - не линейная, а радиальная запись.
Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование. Структурирование в майндмэппинге возникает как результат работы вашего ассоциативного мышления. Как говорится, все начинается с чистого листа.
Первую ментальную карту не следует делать слишком сложной. Сначала лучше потренироваться, сделав карту для простой и немудреной идеи или небольшой лекции. Дальше усложняйте. Использовать карты широко, для различных сфер своей деятельности, можно только после того, как получите определенные навыки в их построении.
Помнить нужно и о том, что у каждого человека свой, неповторимый способ мышления. Ментальная карта должна отображать эту особенность. Кроме того, намного приятнее смотреть на красивую карту, подходя к ней как к творчеству. Но пространство ментальной карты нужно использовать максимально эффективно и рационально, не оставляя пустых мест, но и не склеивая информацию. Оптимальное расположение карты горизонтальное.
Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.





















Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Ведущая педагогическая идея. Определение путей формирования общих и профессиональных компетенций студентов через внедрение в учебный процесс кейс-технологии и методики ментальной карты.
Цель опыта - поиск эффективных технологий, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций студентов.
Задачи опыта:
1. Проектирование содержания, методики и форм обучения дисциплин профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер».
2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс - технологии и методики ментальной карты.
3. Создание условий для успешной социализации студентов.
Объект работы. Общие и профессиональные компетенции.
Предмет работы. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов при помощи кейс-технологиии и методики ментальной карты.
Новизна опыта. Изменение подходов к содержанию, формам, методам обучения, и роли преподавателя дисциплин профессионального цикла; в развитии умения преподавателя управлять познавательной деятельностью студентов, используя для этого современные образовательные технологии.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются кейс-технологии.
Суть кейс-метода в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
По шести профессиональным модулям Костровой Н. И. разработаны кейсы. В процессе теоретического обучения для закрепления знаний Надежда Ивановна вместе со студентами разбирает кейсы. Именно кейс-технология развивает активность студентов, формирует познавательный интерес, умения оценивать возможности, развивает самостоятельность.
Костровой Н. И. кроме теоретических занятий проводятся и практические занятия с использованием кейсов. Практические занятия проводятся в лаборатории поваров. Студенты самостоятельно готовят несколько блюд по программе.
В течение технологического процесса студенты сталкиваются с проблемными ситуациями, и вот как раз здесь к ним приходят на помощь кейсы, которые разбирались на прошлых занятиях. Нужно не только знать, где ты допустил ошибку, но и уметь устранить причину возникновения брака.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать поставленной цели создания;
быть актуальным по содержанию;
иллюстрировать аспекты обыденно-практической жизни или предполагаемой профессиональной деятельности;
предусматривать возможность альтернативных вариантов решения обозначенной проблемы.
Особенности деятельности обучающихся при работе с кейсом состоят в:
поисковом характере;
групповой форме взаимодействия;
самостоятельности на всех этапах работы;
необходимости аргументации вариантов решения.
Особенности деятельности педагога при реализации кейс-технологии заключаются в:
поощрении самостоятельности и инициативы обучающихся;
создании доброжелательной атмосферы на занятиях;
обеспечении сотрудничества в группах;
организации диалоговой формы общения.
После разбора кейса для закрепления знаний, студенты рисуют ментальную карту. Создание ментальной карты - это один из самых распространенных способов сортировки и развития информационного потока. Большое время на создание ментальной карты уделяют дома. На сегодняшний день в учебной копилке Костровой Н. И.– 50 ментальных карт, созданных студентами.
С помощью ментальных карт можно решать различные проблемы наиболее эффективно, например, изучить темы пропущенных дней, провести устный опрос по пройденным темам. Таким образом, ментальная карта развивает логическое мышление, творческий подход, развивает память.
Правила создания ментальных карт:
Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими.
Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :)
Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы  А3.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна какая-то корявая и путаная.









Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА
Позитивная динамика уровня обученности студентов за последние 2 года.
2014-2015 учебный год
Результаты входного контроля за 1 семестр
Средний балл - 3,4.
Результаты обученности студентов за 2 семестр - 3,7.
Средний балл:
по ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов -3,7.
по ПМ. 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста - 3,7.
по ПМ.03 Приготовление супов и соусов – 3,8.
2015-2016 учебный год
Результаты входного контроля за 3 семестр
Средний балл - 3,8.
Результаты обученности студентов за 4 семестр - 3,9.
Средний балл:
по ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы – 3,8.
по ПМ. 05 Приготовление блюд из мяса и домашней птицы – 3,7.
по ПМ. 06 Приготовление и оформление холодных блюд и закусок – 4,1.
Результаты участия студентов в конкурсах, научно-практических конференциях.
Внутри техникума:
2014-2015 учебный год - Егорова Яна и Скобелева Анастасия с исследовательской работой на тему: «Рестораны нашего города» - 1 место.
13.04.2015 г. - Гордеева Анастасия, ХIII внутри техникумовская научно – практическая конференция студентов: «Первые шаги в науку» - сертификат.
2015-2016 учебный год - Потапова Анастасия с исследовательской работой на тему: «Моя профессия – мое будущее» - 1 место.
Республиканский уровень:
2014-2015 учебный год - Егорова Яна и Скобелева Анастасия с исследовательской работой на тему: «Рестораны нашего города» - лауреаты, дипломы.
2015-2016 учебный год - Скобелева Анастасия, Межрегиональная научно - практическая конференция «Проектно-исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности обучающегося системы профессионального образования» - лауреат, почетная грамота.
25.11.2015 г. - Кобыльских Екатерина, II Научно-практическая республиканская конференция по основам предпринимательских знаний, организуемой в рамках «Всемирной недели предпринимательства» - лауреат, диплом.
2015-2016 учебный год - Потапова Анастасия, Республиканский конкурс электронных презентаций обучающихся профессиональных образовательных организаций ЧР на тему: «Моя профессия – кулинар». Номинация «Технология приготовления мучных кондитерских изделий», тема: «Сладкая жизнь» - 3 место.
Кострова Н. И. выступает на научно - практических конференциях в порядке обмена опытом работы на различных уровнях:
06.04.2015 г. - участник международной научно – практической конференции «Инновационные педагогические технологии как фактор обеспечения качества профессионального образования» с докладом по теме: « Применение кейс – технологии и методики ментальной карты как способ формирования общих и профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер» - диплом.
2015-2016 учебный год - участник межрегиональной научно – практической конференции «Проектно – исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности обучающегося системы профессионального образования» - сертификат.
Принимает участие в конкурсах различного уровня:
2014-2015 учебный год - Республиканский конкурс по методической разработке «Экскурс мир профессий». Методическая разработка урока на тему «Горячие напитки» - сертификат.
15.12.2014 г. - Общероссийский проект дистанционных конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов и обучающихся «Внеурочная деятельность» - сертификат.
2015-2016 учебный год - Республиканский конкурс. Мастер – класс на тему: «Применение кейс – технологии и методики ментальной карты как способ формирования общих и профессиональных компетенций» по профессии «Повар, кондитер» - сертификат.
2015-2016 учебный год - внутри техникума. Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» - III место.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив опыт работы Костровой Н. И., можно сделать следующие выводы:
- кейс-технология и методика ментальной карты являются реальным средством повышения профессиональных компетенций педагога, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении;
- эффективность используемых Костровой Н. И. методов в том, что они достаточно легко могут быть соединены с другими методами обучения;
- применение кейс-технологии и методики ментальной карты помогают установить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными проблемами в знаниях (неуспевающих на уроках нет), способствуют формированию общих и профессиональных компетенций.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андюхов Б. Кейс - технология - инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова//Директор школы, 2010. - №4. - С.61-65.
2. Валеев Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. – 2005, №5. – С.39-44.
3. Википедия Тони Бьюзен. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
4. Гладких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент, 2005. - Выпуск 2. С. 169-194.
5. Думайте эффективно. Тони Бьюзен. Минск: «Попурри», 2009 год
6. Зырянов Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. – 2002. - № 10. - С. 74 – 82.
7. Интеллект - карты. Практическое руководство. Тони Бьюзен и Барри Бьюзен. Минск: «Попурри», 2010 год.
8. Карты памяти и разума Mind Мар. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: И [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Карты - ума. В. И. Копыл. Минск: Харвест, 2007 год.
10. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е. И. Михайлова / Маркетинг, 1999,-№1.
11. Михайлова Е. И. Кейс и кейс - метод: процесс написания кейса// Маркетинг, 1999. №5.С.113-120; №6.С.117-123.
12. Самигуллин Г. Объект изучения – педагогический опыт /Г. Самигуллин, И. Багавиев. - Народное образование. – 2007. - №9.
13. Терегулов Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения /Ф. Ш. Терегулов. – М.: Педагогический центр. – 1992.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Дата: 22.03.2016
Группа: №24
Курс: 2
Преподаватель: Кострова Надежда Ивановна
МДК 06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок.
Тема раздела: «Технология приготовления и оформления салатов».
Тема урока: «Приготовление салатов из вареных овощей».
Методическая цель: активизация учебно-познавательного процесса.
Тип урока: комбинированный.
Обучающая цель: систематизация знаний учащихся по приготовлению салатов из вареных овощей.
Задачи:
- разобрать конкретную ситуацию;
- рассказать технологию приготовления салатов их вареных овощей;
- углубить знания.
Развивающая: развитие учебно-познавательной компетенции.
Задачи:
- развивать способности самостоятельного решения проблемы;
-развивать способность выслушивать собеседника, аргументированно убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- формировать коммуникативную компетенцию.
Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и к дичциплине.
Задачи:
- прививать студентам любовь к профессии;
- воспитывать способность адекватно оценивать обстановку и взаимодействовать в коллективе.
Межпредметные связи: учебная дисциплина «Техническое оснащение и организация рабочего места», «Физиология питания с основами товароведения пищевых продуктов».
Место проведения: кабинет спецтехнологии.
Методы обучения: проблемное изложение, частично - поисковый.
Материально-техническое оснащение: проектор, презентация, раздаточный материал,
Форма организации учебной работы: индивидуальная, групповая.
Основные этапы урока.
I. Организационный момент.
1. Взаимное приветствие.
2. Проверка присутствующих (рапорт дежурного).
3. Распределение по группам.
II. Вызов.
1. Актуализация опорных знаний. Работа в малых группах Работа с кейсом «Выбор». SWOT-АНАЛИЗ .
2. Сообщение темы урока и целевая установка на урок.
3.Мотивация.
4. Взаимопроверка домашнего задания.
III. Совершенствование и систематизация знаний. Работа индивидуально в малых (больших) группах.
1. Викторина.
IV. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Оценка деятельности.
V. Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
Организационная часть.
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.
Преподаватель знакомит с ходом работы на уроке. В группах определяем лидера, который возьмёт на себя руководство группой, распределение обязанностей и представление своей работы.
Во время работы каждый участник получает жетоны, за ответы. Группа, набравшая большее количество фишек получает «5».
Мотивация.
Сегодняшний наш урок посвящен приготовлению салатам. Салаты готовят из овощей, грибов, рыбы, мяса. Их подают на стол для возбуждения аппетита.
Салат-ну, просто объеденье, Вкусный, сытный и простой, Всем поднимет настроенье И украсит стол любой! Берем грибы, лук, помидоры, Яйца и майонез. И вот из этого набора И будет чудо из чудес. Лук, шампиньоны мы обжарим Это будет первый слой, Майонеза добавляем Сверху тоненькой струей. Яйца кубиками крошим, Нужно будет их штук пять. На грибы все это ложим, Сверху майонез опять. Четыре средних помидора - Здесь они последний слой. Режем кубиком, с задором, Праздник-то у всех какой! Осталось майонезом крупно "Решеточку" нарисовать. Салат готов. Совсем не трудно!
Актуализация опорных знаний.
Для того чтобы приготовить салат необходимо соблюдать все нормы СанПина. Салаты подают на соответствующих тарелках. Давайте для начала разберем кейс. Внимательно прочитайте.
Кейс на тему «Приготовление салатов».
В нашем сегодняшнем понимании «салат» - это сборное холодное блюдо, приготовляемое быстро, на скорую руку. Отсюда и в переносном смысле мы нередко употребляем слово «салат» (или еще чаще «винегрет») как синоним путаницы, соединения разнородных частей. Однако первоначально «салат» означал совсем иное. И даже нечто противоположное тому, как мы понимаем его сейчас, ибо его основным признаком были такие качества, как единообразие и цельность. Первоначально под «салатом» понималось исключительно растительное блюдо, притом только из сырых зеленных листовых овощей и огородных трав, которые вплоть до XX века и называли салатными растениями. Салаты как блюдо пришли в международную кухню из Италии, а точнее из Древнего Рима, где под салатом понималось одно-единственное блюдо, состоявшее из эндивия, петрушки и лука, приправленных медом, перцем, солью и уксусом.
Салаты готовят из сырых и вареных овощей, мяса, рыбы. Заправляют и оформляют салаты не ранее чем за 2 часа до подачи. Для оформления салатов используются листья салата, зелень петрушки и сельдерея, зеленый лук, зеленый горошек, продукты, входящие в состав салата. Укладывают овощи очень осторожно. При оформлении салатов стремятся к тому, чтобы показать полнее входящие в них основные продукты. Поливают оформленной салат майонезом или сметаной так, чтобы продукты, уложенные в качестве украшения, были видны и не залиты соусом. Основным условием получения доброкачественных холодных блюд является использование высококачественного сырья для их приготовления. В салатах овощи должны сохранять соответствующую форму нарезки. Консистенция сырых овощей - мягкая, вареных - упругая. При подаче салаты выкладывают в виде невысокой горки, украшают зеленью и овощами. В салате из краснокочанной капусты недопустим синий оттенок. Вкус, запах, цвет салатов должны соответствовать входящим в них продуктам. При оформлении салатов не допустима увядшая зелень, помятые овощи. Для подачи холодных блюд и закусок используют: глубокие столовые тарелки, розетки, закусочные тарелки, менажнице. Холодные блюда и закуски приготавливают за 2 часа перед подачей. До подачи хранят при температуре 14 С, полуфабрикаты для блюд - при температуре 0 - 10° С.
Согласны ли вы информацией. Если нет, то, какие нарушения вы нашли. Дайте правильные ответы.
Выступление студентов.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Цель сегодняшнего занятия освоить технологический процесс приготовления салатов из вареных овощей.
Одной из самых легких и хорошо возбуждающих аппетит закусок является салат. Салаты – это идеальное начало трапезы и достойное ее завершение. В настоящее время существуют сотни рецептов салатов, выбор компонентов для которых зависит от особенностей национальной кухни, вкуса, имеющихся под рукой продуктов и, конечно, назначения.
Различают салаты низкокалорийные, способствующие похуданию, и высококалорийные, питательные. В соответствии с этим меняется и набор продуктов. Наиболее популярны овощные и фруктовые салаты, однородные, т.е. из продуктов одного вида и смешанные.
Выбор овощей и фруктов – свежих, отварных или консервированных – определяется временем года и вкусовыми пристрастиями. Часто готовят салаты с кукурузой и бобовыми: горошком, фасолью, бобами и даже с чечевицей. Калорийные салаты делают с мясом, менее сытные, но легкоусвояемые – с рыбой, морепродуктами: крабами, кальмарами, морской капустой и т.д. Популярны салаты из сыра, творога, брынзы, яиц или с добавлением этих продуктов. Изысканным вкусом отличаются салаты с грибами.
Разновидностью салатов считаются винегреты, обязательным компонентом которых является свекла вареная, печеная или сырая.
Праздничные салаты отличаются от обычных прежде всего своим видом: они, как правило, украшены цветами, фигурками из овощей и фруктов, зеленью. Праздничные салаты отличаются еще и потому, что их может приготовить любая хозяйка, проявив свою фантазию при составлении необычных вкусовых композиций.
Салаты хорошо возбуждают аппетит, их можно готовить круглый год. Они являются хорошим украшением праздничного стола. Для приготовления салатов отбирают зрелые овощи и фрукты хорошего качества. Кроме овощей и фруктов для салатов используют мясо, рыбу, яйца, грибы.
Заправляют салаты майонезом, сметаной, растительным маслом, уксусом, солью, перцем, сахаром, а также разными соусами, украшают теми же продуктами из которых они приготовлены. Для украшения отбирают красивые и ровно нарезанные ломтики яблок, огурцов, помидор, моркови, используют дольки яиц, листья зеленого салата, зелень сельдерея, петрушки и укропа, а также различные ягоды.
Салаты используют также как гарнир к холодным мясным и рыбным блюдам и к горячей жареной птице. Подают салаты в салатниках, а также в фарфоровых и фаянсовых вазах.
Приготовление салатов осуществляется в холодном цехе. Холодные цехи предназначены для приготовления, порционирования и оформления холодных блюд.
V. Предварительное определение уровня знаний – работа в группах.
Викторина. Салаты.
1. Что в переводе с итальянского означает «салат»?
а) холодное б) соленое в) пестрое
2. У какого древнего народа встречался обычай есть салат?
а) у кельтов б) у римлян в) у египтян
3. Как по большей части подается салат?
а) к мясу б) как основное блюдо в) к рыбе
4. Когда обычно готовят салаты?
а) за пару часов перед подачей на стол б) непосредственно перед подачей на стол в) их готовят с вечера
5. Что делают практически со всеми салатами перед подачей на стол?
а) перчат б) солят в) охлаждают
6. Почему салаты обычно содержат среди компонентов зелень?
а) для красоты б) чтобы вызвать аппетит перед основным блюдом в) чтобы они были сочными
7. Почему дыню не принято смешивать с другими ингредиентами?
а) она перебивает вкус. б) она вредит пищеварению. в) она задерживает чувство насыщения
8. Что часто используют в качестве основы для теплого салата? а)цветную капусту б) кабачки в) баклажаны
9. Какой из перечисленных видов салатов подается как основное блюдо?
а) зеленый салат б) фруктовый салат в) теплый салат
10. Чем заправляют салаты из достаточно нежных овощей и пряной зелени?
а) растительным маслом б) уксусом в) лимонным соком».
Правильные ответы 1. «Соленое 2. У римлян 3. К мясу 4. Непосредственно перед подачей на стол 5. Солят 6. Чтобы вызвать аппетит перед основным блюдом 7. Она вредит пищеварению 8. Баклажаны 9.Теплый салат 10. Лимонным соком.
А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы ответили на вопросы. За каждый правильно ответ получаете балл.
Холодные блюда находят широкое применение в питании нашего населения. Они входят в состав завтраков, ужинов, их подают в качестве закусок к обедам.
Холодные блюда отличаются большим разнообразием вкусовых качеств и оформления. Многие повара достигли высокого художественного мастерства в придании им красивой формы, яркости и оригинальности рисунка.
VI. Рефлексия.
Понравилась ли вам урок.
Были ли трудности.
Что вы узнали сегодня на уроке.
О чем бы вы еще хотели узнать.
VII. Оценка деятельности.
Ну, а теперь самое время посчитать жетоны. Капитаны посчитайте, сколько вы сегодня заработали. Какая же группа самая эрудированная, та получит отличную оценку.
VIII. Домашнее задание.
1. Создать ментальную карту на тему «Изысканные салаты из вареных овощей»










13PAGE \* MERGEFORMAT14215




 $
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 315