Физкультминутка – обязательный элемент организации урока в младших классах

обязательный элемент организации урока в младших классах


Урок – основная форма учебного труда школьников. В урок необходимо включать разнообразные виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического мышления, внимания. Нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата. В недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.
Учащимся младших классов необходимы физкультминутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для её проведения является 15-20-я минута урока.
Двигательность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
Предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий.
Хорошо снимет усталость и благотворно влияет на настроение детей музыка и ритмичные упражнения. Например, в 1 классе могут быть физминутки:
Самолёты.
Самолёты загудели (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели (Руки в стороны, наклоны в стороны)
На полянку тихо сели, (Руки к коленям)
Да и снова полетели. (Руки в стороны, наклоны в стороны)
Слава и Михаил.
Ла-ла-ла (3 хлопка)
(Наклон вперёд, махи руками в стороны)
Лу-лу-лу (3 хлопка)
Слава взял пилу.
(Движение как при пилке дров)
Ул-ул-ул (3 хлопка)
Михаил уснул.
(Присесть, руки под щёку)
На уроках чтения и письма физминутка может проводиться в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных и птиц (заяц испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы, петушок кричит).
Хорошо под музыку провести упражнения для профилактики плоскостопия и правильной осанки: «медвежонок», «пружинки», «балеринки», «котёнок», «цапля».
На уроках математики провести физминутки на развитие логического мышления, внимания, памяти. Это гимнастика ума. «Какая это фигура?» - называют фигуру и делают столько прыжков – сколько углов у фигуры, садятся, если углов нет. В 3-4 классе предлагается начертить в воздухе круг, треугольник, квадрат, нарисовать гриб.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем возрасте имеет особое значение. «Пальчиковая гимнастика» включает в себя 6-8 упражнений. Выполняются так: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. Это такие упражнения в стихотворной форме как: «Апельсин», «Бинокли», «Волны», «Вышел пальчик погулять», «Я в ладоши хлопаю».
Очень важно поддерживать здоровьесберегающую среду в классе. Следует обязательно выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. Упражнения лучше проводить под музыку в течение 3 минут:
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть ладошками)
В классе радугу построим,
Верх по радуге пойдём, (Посмотреть вверх-вправо,вверх-влево)
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть)
Для профилактики близорукости предлагается разного рода траектории, по которым дети «рисуют» глазами:






А так же глазами нарисовать цифры от 0 до 9, сегодняшнюю дату.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино своим длинным любопытным носом рисует.
«Солнышко» - движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
«Дерево» - наклоны вперёд-назад, носом рисуем дерево.
Физкультминутка «Руки за спинку, головки назад»
Руки за спинку, головки назад
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим – на парту глядим
(Вниз.)
И снова наверх – где та муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем её.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного ещё.
Физкультминутка «Часовщик».
Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
Очень полезен самомассаж глаз.
Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд, закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
Ещё ребятам нравятся физкультпаузы «Расскажи стихи руками»:
Осень наступила (Маршируют на месте)
Высохли цветы (Руки в стороны, пальцы растопырены)
И глядят уныло (Кисти рук опущены вниз)
Голые кусты. (Руки вверх)
Одной из основных задач школы по проблеме здоровьесбережения является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Таким образом, комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность младших школьников.

15