«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»


Выступление на педсовете по теме:
«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»
Управлять - значит вести других к успеху (слайд 2)
« С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков». 
Ю.А. Конаржевский
(слайд 3)
Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.  В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта  происходит переход от «знаниевой» парадигмы образования  к «компетентностной».
Основными результатами  начального образования являются:
- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.
Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания -  формирование универсальных учебных действий (УУД).  Происходит  смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация» (слайд 4)
У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.
Меняется роль учителя: он играет роль наставника или как сейчас модно говорить - тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.
Педагог, ориентируясь на виды УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы, технологии. Уроки носят чаще интегрированный характер (слайд 5)
Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование (слайд 6): форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. 
Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире (слайды 7-14)
Урок на основе групповой технологии (слайд 15) : работа в микрогруппах; по вариантам; в парах.
Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.
Уроки дифференцированного обучения (слайд 16): строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний.
Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке (слайд 17-18)
Урок-тренинг (слайд 19): организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. 
Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной технологии – для конкретного учащегося (слайд 20-22)
Формирование УУД также происходит и во внеурочной деятельности младших школьников (слайд 23 - 28)
На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным  является формирование мотивации к дальнейшему обучению. И на выходе из начальной школы у нас должен получиться вот такой выпускник начальной школы (слайд 29)
Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.
Выступление подготовила:
учитель начальных классов
Коломыцева Н.В.
2016 г.