Обобщение передового педагогического опыта «Повышение мотивации к узучению русского языка у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационных технологий»


Обобщение передового педагогического опыта
«Повышение мотивации к изучению русского языка у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационных технологий»
Выполнила:
учитель русского языка
Лисевская Ольга Сергеевна
Ст. Теприкинская, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..5
1.1. Основные понятия проблемы активизации познавательной деятельности…………………………………………………………………..5
1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в учебной деятельности…………………………………………7
II. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. ИКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Работа по данной теме осуществляется в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Я работаю с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта. Без специального обучения и воспитания эти дети в основной своей массе могли бы стать беспомощными, невостребованными в обществе, живущими только в своем уязвленном мире.
Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена.
Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.
Поэтому задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Большим потенциалом в преодолении недостатков психического развития умственно отсталых детей, в том числе и недостатков социальной перцепции (восприятие человека человеком), обладают уроки русского языка. Русский язык является одним их основных предметов в специальной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Но для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Считаю, что именно использование ИКТ вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности. Поэтому я пришла к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к изучению русского языка посредством ИКТ.
Исходя из выше сказанного, поставлена цель работы:
Теоретически обосновать, практически подтвердить эффективность использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности на уроках.
Для выполнения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические источники по данной проблеме.
Выявит наиболее эффективные способы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.
Проверить на практике позитивное влияние ИКТ на активизацию познавательной деятельности, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.
Разработать серию уроков, внеклассных занятий с использованием ИКТ, направленных на решение поставленной цели.
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку.
Предметом исследования – использование компьютера при обучении русскому языку учащихся с нарушением интеллекта.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные понятия проблемы активизации познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Т.К. отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.
Объяснение понятия «познавательная деятельность» можно начать с определения, которое дает Щукина Г.И.: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством».
Близкие по смыслу к познавательной деятельности это понятия «учения» и «учебная деятельность», содержание которых раскрывается в следующих научно-педагогических подходах:
- деятельная теория учения (Гальперин П.Я. – поэтапное формирование умственных действий, учение понимается как специально организованный вид деятельности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих поколений);
- когнитивная теория (учение понимается как вид информационного процесса; фактическая деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах. Либо – процесс учения остаётся в пределах психологии и описывается с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления);
- психологический подход (учение – фактор внутренней активности субъекта. Учение трактуется как основная предпосылка развития);
- кибернетический поход (процесс учения – сложная динамическая система. Деятельность ученика протекает по схеме: получение информации, её переработка, получение информации о ходе познавательной деятельности от учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости – внесение в деятельность определённых корректив).
В психолого-педагогической литературе данные определения отражены следующим образом:
- учение – процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида. Психологический словарь 1990;
- учение – целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, приобретенных умений и навыков для последующей практической деятельности. Педагогический словарь.
В определениях отдельных авторов:
- учение связано с усилием индивидов, усваивающие знания. Данилов М.Л.
- учение есть частный случай познания, познания облегченного, совершаемого под руководством учителя. Эрдниев П.М.
- учение как сложный познавательный процесс, в котором мыслительная деятельность учащихся носит характер овладения знаниями. Харламов И.Ф.
Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная деятельность». Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности школьника, чем учение.
Известно, что для познавательной деятельности характерны три уровня развития.
Непосредственный интерес к новым фактам.
Интерес к познанию сущностных свойств предметов и явлений.
Интерес к причинно-следственным связям, установлению общих признаков действия, выявлению закономерностей, проявляющихся в разных условиях.
Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта отличается наличием всех уровней. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания это естественная потребность учащихся. Но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению её в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие ученые-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д.
Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Психолого-педагогическое обоснование использования ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в учебной деятельности.
В процессе обучения необходимо активизировать умственную деятельность детей, подводя их к самостоятельному определению причин и следствий. Для этого необходимо умелое сочетание наглядных и словесных средств обучения; больше ставить перед детьми конкретных практических задач; вовлекая их в практическую деятельность.
Особенности восприятия и осмысления умственно отсталыми детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Необходимым условием преднамеренного запоминания является осмысливание материала, установление существенных связей между отдельными приемами запоминания. Надо сравнивать сходные между собой объекты, расчленять материал на составные части, устанавливая связь между ними, вырабатывать умение сопоставлять результаты своей работы с оригиналом.
У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений. При проведении коррекционной работы надо иметь в виду, что на сохранение образа положительное влияние оказывает сочетание словесного описания и наглядных средств.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе коррекционной школы VIII вида сможет стать не только новым средством обучения, но важным средством коррекции психических функций аномального ребенка. Их использование обеспечит:
- мотивацию учащихся и активизацию их познавательной и умственной деятельности;
- усилит визуализацию восприятия учебного материала;
- предоставит каждому ученику свободу выбора темпа, средств и форм деятельности;
- сможет показать уровень и виды необходимой помощи учащимся в процессе решения учебных задач;
- даст умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения;
Использование компьютера и компьютерных технологий в работе учителя (обучение и коррекция), воспитателя (использование коррекционно-развивающих компьютерных игр) обеспечит реализацию личностно-ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, что в свою очередь скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и расширении сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию детей с нарушенным интеллектом;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
Остановлюсь на некоторых положениях стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:
- умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;
- умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;
- умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- умение извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или иной форме;
- умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.
Эффективность формирования познавательных интересов детей с нарушенным интеллектом на уроках русского языка и чтения достигается через использование ИКТ.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:
- узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;
- динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
- продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;
- оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора;
- оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
Различное восприятие информации учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала.
Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно.
Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:
- информация на экране должна быть структурирована;
- визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
- темп работы должен варьироваться;
- периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;
- содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
Следует иметь ввиду, что визуальная среда на экране монитора является искусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественным для человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовые характеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора.
Объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона значительно отличаются от кривой относительной видности, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект “психологического пятна”, когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительных зрительных усилий. Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В презентациях целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. Вместе с тем, в большинстве существующих электронных ресурсов, размещенных в глобальных телекоммуникационных средах, доминирует именно обратный контраст.
Предпочтительной же является работа в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Всегда следует помнить, что комфортность восприятия информации с экрана достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.
Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.
Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный). Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.
В целях оптимизации изучения информации, на экране рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:
- изображение главного объекта более ярким цветом,
- изменение размера, яркости, расположения,
- выделение проблесковым свечением.
Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.
Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача учителя сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.
Учителю полезно знать о методических достоинствах компьютерного обучения:
- способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;
- компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения;
- компьютер лучше соответствует принципам индивидуального обучения;
- систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий.
Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
1. Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.
2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).
Урок с мультимедийной поддержкой.
Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.
В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.
Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- для обобщения, систематизации знаний.
Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Мультимедиа презентации на уроках
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Используя возможности программы Power Point, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки.
Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
Преимущества использования ИКТ:
возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
К результативности своей деятельности я отношу:
- положительную мотивацию на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;
- повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока;
- преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Применение ИКТ способствует развитию познавательной деятельности учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. ИКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Познавательная деятельность - это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Помогают развитию познавательной деятельности уроки с использование ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня нормой работы.
Очевидно, что ИКТ – мощный инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Организация учебного процесса в коррекционной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. На моих уроках ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Работу с использованием ИКТ стараюсь четко продумывать и дозировать, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. Планируя урок, тщательно продумываю: место и способ использования ИКТ.
На своих уроках применяю различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-проблемный, элементы поискового, коллективной познавательной игры для повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков, а также расширение кругозора учащихся.
Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами, хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к образовательно-воспитательному процессу в школе. Составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом строе, материал располагаю в нужном порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка, чтения достаточно проблематично, но возможно. Я разрабатываю мультимедийные презентации и успехом использую на различных этапах урока. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, игровой среды.
Организационному моменту, эмоциональному настрою на урок уделяю особое внимание, так как от его результатов зависит эффективность последующих частей урока.
Учитывая трудную переключаемость умственно отсталых детей с одного вида деятельности на другой, во время организационного момента стараюсь снять у них излишнюю возбудимость, настраиваю на изучаемый материал.
Например, вначале урока развития речи в 4 классе по теме «Зимующие и перелетные птицы» (приложение 1), я использовала элементы аутотренинга. Под спокойную музыку эмоционально читала стихотворение, которое посвящено природе, на слайде в это время картина с изображением природы. (Приложение 1, диск CD)
Природа землю нежно пожалеет,
Дождями вымочит, ну а потом согреет,
Обдует ветром, солнцем опалит,
И вылечит всё, что на ней болит.
Как человеку,- мне всего дороже,
Природа матушка, со всей её красой,
Зимою, летом, осенью, весной.
За всё благодарю тебя, природа,
Ты, жизнь моя, в любое время года!
На уроке внеклассного чтения по теме «В гости к зиме» в 5 классе (приложение 2), для организационного момента использовала фоном негромкую задорную музыку, на слайде улыбающиеся дети и слова, которые все вместе читаем. (Приложение 2, диск CD)
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те,
кто готов работать сегодня с полной отдачей...
Здравствуйте!!!
Таким образом, использование музыки, подобранного иллюстративного материала, моя эмоциональная речь настраивает учащихся на интересный и познавательный урок. Вместе с тем сокращает время на организацию начала урока.
Традиционно сложившаяся часть урока – актуализация знаний подготавливает к изучению нового материала. От этой части урока непосредственно зависит познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу.
Так на уроке русского языка в 4 классе по теме «Простое предложение» (приложение 3), на втором этапе урока использовала поэтический материал – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Стихотворение написано на слайде, где фоном выступает картина с изображением осени. (Приложение 3, диск CD). Дети читают стихотворение про себя, затем вслух. Далее ведется беседа по прочитанному стихотворению.
- О каком времени года идет речь в стихотворении?
- По каким признакам вы узнали осень?
- Вы любите осень?
- Какой период осени вы любите?
- Как вы понимаете выражение «золотая осень»? появляется на экране картина с изображением «золотой осени».
- Сегодня на уроке мы будем составлять предложения об осени, работать с деформированным текстом.
При этом использовала наглядный принцип обучения в сочетании со словесными методами.
На обобщающем уроке чтения в 5 классе по теме «Спешите делать добро» (приложение 4) для постановки цели и задачи урока использовала анимацию, созданную в программе Power Point. (Приложение 4, диск CD)
- Вот семя фасоли. Что надо сделать, чтобы оно выросло и превратилось в растение?
- Правильно нужно посадить, ухаживать за ним, это очень долгий процесс.
- Так и мудрым человек может стать не сразу. Представьте себе, что это семя мудрости. Мы его посадим. Вот оно уже выросло и в дерево превратилось.
- Из чего же состоит мудрость?
- Что мы должны развивать, какие качества человека?
Таким образом, дети включаются в мыслительную деятельность, готовятся к восприятию материала урока.
На уроке развития речи в 4 классе по теме «Дикие животные. Лось» (приложение 5) на этапе урока актуализация знаний использовала частично-проблемный метод обучения.
- Я предлагаю отправиться в путешествие за новыми знаниями. Готовы?
- Для этого нужно получить пропуск в загадочный мир природы.
- У вас в цветных конвертах осколочная картинка, её нужно собрать.
Одновременно на слайде появляются части картинки, которую должны собрать дети. (Приложение 5, диск CD)
После выполнения задания, дети сравнивают свою, получившуюся картинку с картинкой на экране.
На данном этапе этого урока использую принцип дифференцированного подхода в обучении. Класс разделен на 3 группы по способностям и степени обучаемости. Дети об этом не должны догадываться, поэтому на своих уроках использую цветные конверты: зелёный цвет – 1 группа, более сложные задания; жёлтый цвет – 2 группа, задания на среднем уровне; синий цвет – 3 группа, упрощенные задания.
Таким образом, актуализация знаний как этап урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся, для формирования познавательного интереса к изучаемому материалу.
Широко применяю компьютерные презентации при изучении нового материала. На экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит объяснение нового материала. Я координирую, направляю, руковожу и организую учебный процесс. Для этого этапа урока для учащихся интересны презентации, созданные в программе Power Point.
При изучении имени существительного в 5 классе важнейшими являются понятия: предметность, одушевленность и неодушевленность, родовая принадлежность и изменение по числам. На начальных уроках, посвященных имени существительному дается представление о предметности, понимаемое не только как конкретный предмет, но и о предметах выделяемых абстрагированием мышления, что вызывает затруднения в понимании. Наибольшее понятие достигается путем комбинированного использования вопросов и, конечно же, ИКТ как форма наглядности. Вопросами побуждаю учащихся осмыслить новое для них явление, выделить в нём основные признаки и сформулировать правило. ИКТ служит «внешней опорой внутренних действий», то есть на начальном этапе позволяет яснее представить характерные особенности изучаемых явлений.
На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам вывести правило, что имя существительное обозначает предмет. (Приложение 6, диск CD)
- Что вы видите? (Картинки)
- Что на них изображено? (Различные предметы)
- Назовите их. (Ёжик, бабочка, дом, цветок, солнце, цыплёнок)
- Какие вопросы мы можем поставить к данным словам? (Кто? Что?)
- Запишите слова, обозначающие названия этих предметов в 2 столбика: Что? Кто?
- Сделаем вывод.
Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.
При объяснении такого понятия как одушевленность – неодушевленность имен существительных использую только бесспорный материал, который требует лексического определения категории.
На экране появляются парами картинки, и дается задание сравнить, при этом использую частично-проблемный метод обучения в сочетании с наглядным принципом обучения.
- Сравните предметы кот и дом. (Приложение 7, диск CD)
- Может ли кот совершать действия? Докажите это.
- Может ли дом совершать какие-то действия самостоятельно? Дом может строиться, стоять, ломаться, но все эти действия совершаются кем-нибудь.
- На какой вопрос отвечают слова кот и дом?
Делается вывод и одновременно понятие выводится на экран.
- Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевленными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Сравните слова:
Кот – машина
Конь – самолёт
- Чем они отличаются? (по способу передвижения)
Кот – сам
Машина – кто-то
Конь – сам
Самолёт – кто-то
Вывод: Если предмет передвигается сам в пространстве, то он одушевленный (живой) и отвечает на вопрос кто? (кот, конь). Если предмет не может сам продвигаться в пространстве, то он неодушевленный, отвечает на вопрос что? (самолёт, машина).
Понятие числа имени существительного, формирую через понятия один – много. На экране по очереди появляются предметы. (Приложение 8, диск CD). Сначала по одному: птица, звездочка, яблоко. Дети называют: одна птичка, одна звездочка, одно яблоко – одновременно высвечивается на экране. Делается вывод, что один предмет – это единственное число. Затем появляется несколько: птиц, звездочек, яблок. (Работа ведется аналогично).
Делается вывод: единственное число указывает на один предмет, множественное указывает на два или более предметов. Таким образом, с помощью ИКТ, наглядных образов учащиеся под моим руководством делают вывод о числе имени существительного.
Принцип наглядности обучения и метод рассказа применила на уроке чтения в 7 классе по теме «Пушкин А.С. – великий русский поэт». Свой рассказ дополнила, созданной презентацией. В ней отразила основные этапы жизни Пушкина в детстве и юности, показала иллюстрации, портреты близких людей Пушкина. (Приложение 9, диск CD)
Дети внимательно слушали, затем правильно отвечали на вопросы по данному материалу. Этот урок активизировал познавательный интерес детей. Многие посетили библиотеку и взяли книги о жизни и творчестве Пушкина А.С. На следующих уроках поделились новой информацией с одноклассниками о жизни Пушкина.
При изучении темы «Состав слова» в 5 классе использовала элементы мультипликации. (Приложение 10, диск CD). Созданный анимированный слайд в программе Power Point, позволяет учащимся усвоить понятие «приставки», как части слова, служащей для образования новых слов. Герой мультфильма Винни Пух идет в гости к ослику Иа. Детям дается задание по этому эпизоду «Придумайте новые слова при помощи приставок от слова шёл». Следующий слайд позволяет учащимся проверить себя и наглядно увидеть, как при помощи приставок образуются новые слова. К корню «шёл» по очереди присоединяются приставки, выделенные другим цветом. На основе этого делается вывод: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Анимированные презентации активизируют непосредственный интерес учащихся с нарушением интеллекта к новым фактам.
Использую различные схемы, таблицы. (Приложение 11, диск CD) Опорные схемы значительно облегчают работу ученикам и мне как учителю. Пользуясь ими, ученики извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая ее, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объему. Схема должна быть емкой, краткой и яркой. Они нужны при выполнении практических упражнений, во время проверочных и даже контрольных работ, для самопроверок, взаимопроверок и при выполнении самостоятельных работ.
При проведении грамматического разбора дети постоянно путают понятия названия предмета, название действия, названия признака, забывают на какие вопросы отвечает каждая категория слов, и как эти слова подчеркиваются. Составленная схема сразу облегчает работу и делает ее более интересной. Те дети, которые по уровню своего развития понимают схему и могут пользоваться схемой, с большой охотой занимаются грамматическим разбором предложений, почти не допускают ошибок. Слова обозначает, отвечает, которые учащиеся находят на схеме, облегчает им рассказ о частях речи.
В схеме «Предложение» сконцентрированы основные сведения о предложении. Здесь дети находят все, что они выучили о типах предложений по интонации, и все, что они знают о членах предложения. Можно впоследствии дополнить сведениями об однородных членах предложения и о знаках препинания перед союзами и, а, но.
Схема «Имя существительное» отражает все теоретические понятия, связанные с темой «имя существительное». Число, род, падеж и склонение являются понятиями отвлеченными, и учащиеся их не связывают в целостное понятие об имени существительном как части речи. Предлагаемая схема дает детям возможность соединить в целое разные признаки, отражающие особенности данной грамматической категории.
Работа над рассказом с опорой на схему способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковый материал.
Имея перед глазами схему, школьники научаются последовательно излагать сведения, имеющиеся у них по данной теме.
Основное назначение схем – помощь в практической деятельности при выполнении практических письменных работ. По этим схемам ученики воспроизводят в памяти все, что нужно для выполнения задания, и проверяют правильность написанного.
При этом ученики не чувствуют себя беспомощными, у них исчезает скованность, страх перед ответом.
При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу учащихся, учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность – залог того, что занятие пройдет успешно.
Использование схем создает резерв времени на уроке, что позволяет больше заниматься практической работой, а также готовить учащихся к восприятию следующей темы.
В этап урока изучение нового входит работа со словарными словами. Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами. (Приложение 12, диск CD)
Презентация построена таким образом:
- сначала ребята отгадывают слово с помощью загадки;
- проговаривают слово, находят ударный слог;
- ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму;
- затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова);
- делят слово на слоги;
- подбирают к слову однокоренные слова;
- следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом;
- составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. В эмоционально окрашенных текстах, как правило, встречается несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствуют лучшему запоминанию слова – “запоминание с пониманием”. Использование загадок, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.
Таким образом, доступная для умственно отсталых школьников логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения, применение ИКТ являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала.
Закрепление – этому этапу урока уделяю особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений специальных заданий использую после объяснения нового материала.
Так, на уроке развития речи по теме «Дикие животные. Лось» (приложение 5), на данном этапе урока использовала составление рассказа с опорой на вопросы и схематический план.
На другом уроке развития речи по теме «Зимующие и перелётные птицы» (приложение 1), дети работают индивидуально, селят в «домики» птиц: перелётные и зимующие. Затем свою работу проверяют по слайду, где постепенно появляются птицы в соответствующих домиках.
На уроке русского языка по теме «Простое предложение» (приложение 3), проводится игра «Собери предложение». На экране появляются слова двух цветов вразброс, дети должны составить предложения и записать их, затем проверяют себя по слайду. Здесь так же ведется дифференцированная работа по группам обученности. Из слов зелёного цвета составляют предложения дети 1, 2 групп; из слов оранжевого цвета предложения составляют дети, относящиеся к 3 группе обученности.
Для закрепления темы «Имя существительное» в 5 классе использую тесты, созданные Антоновой Еленой Анатольевной, учитель МОУ гимназия № 26 г. Челябинск. С целью совершенствования умения учащихся определять род и число имён существительных, распознавать падеж по вопросу и предлогу. (Приложение 13, диск CD)
Для закрепления темы «Парные согласные» использую тесты-тренажёры, созданные Жакулиной Ириной Валентиновной, учителем города Чапаевска Cамарской области. (Приложение 13, диск CD)
Цель:
- закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли парных звонких/глухих согласных;
- отработка навыка в различении парных согласных по звонкости и глухости; - нахождения парных звонких/глухих согласных на конце слова, требующих проверки;
- подбора проверочных слов;
-развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка.
В процессе закрепления сосредотачивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков.
Повторение – это систематизация, сообщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность этого этапа урока в том, что умственно отсталым детям в силу особенностей их познавательной деятельности трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Поэтому для повышения эффективности процесса повторения использую разнообразные его формы.
Так, при повторении темы «Состав слова», использовала игру «Отгадай слово» (приложение 14, диск CD). Описание игры.
Учитель. Загаданное слово имеет такой же корень, как и в слове, сказка (появляется на слайде с выделенным корнем), суффикс такой же, как и в слове извозчик (также появляется слово с выделенным суффиксом), приставка такая же, как и в слове расход (слово появляется на слайде). По выделенным частям дети читают слово – рассказчик. Аналогичная работа проводится и с другими словами, но уже в начальных словах части не выделяются. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый (выносливый) и т.д. ведется работа, пока не угадают все слова. Игра «Грамматические примеры» проводилась при повторении темы «Состав слова». Я буду показывать примеры, а вы должны отгадать, какое слово в них спрятано. «Примеры» появляются на слайде, подкрепленные картинками. (Приложение 14, диск CD) БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА 19 БУКВА АЛФАВИТА + ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР При повторении темы «Одушевленные – неодушевленные имена существительные» использовала картинки и слова на слайде, дети должны записать слова в два столбика.
После выполнения работы дети проверяют по следующему слайду.
На уроке по теме «Части речи», на этапе повторения использовала работу по картине с опорой на вопросы.
С целью развития познавательного интереса, мыслительных операций на уроке по повторению имени существительного применила работу с поэтическим материалом (связь с уроками чтения), дети по опорным словам и картинкам должны вспомнить стихотворение, в этом стихотворении выделить имена существительные.
Таким образом, используя различные формы и методы повторения изученного материала, стараюсь добиться системы в знаниях детей и гарантированных результатов обучения.
Итак, уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет и на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Информационные технологии применяю не только в образовательном процессе, но и в воспитательной работе. Я являюсь классным руководителем 7 «б» класса. Тематические классные часы планирую и провожу при поддержке ИКТ. Это позволяет обеспечить положительную мотивацию, создать условия для получения полной и доступной информации по выбранной теме. Вместе с тем положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Дети с интересом принимают участие в классных часах с использованием ИКТ. (Приложение 15, диск CD)
Для разработки классных часов использую материалы интернет-сайтов: «Завучинфо», «1 сентября», «Сеть творческих учителей» и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, реализуются творческие возможности.
Использование ИКТ на уроках русского языка, чтения и во внеклассной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал учащихся. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, анимации, различных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Мой личный опыт применения ИКТ и опыт коллег нашей школы позволяет мне с уверенностью судить об эффективности воздействия ИКТ на развитие детей с нарушением интеллекта. Анализируя результаты диагностики познавательной деятельности учащихся 4 - 6 класса можно сделать вывод о том, что увеличилось число учащихся с развитым словарным запасом активной лексики русского языка. Повысились показатели общего и речевого развития, необходимых для хорошего развития познавательной деятельности учеников. (Приложение 16, 17,18,19, 20)
ИК-технологии позволяют осуществить более индивидуальный подход к ребенку и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, адекватных лично для его темпа и способа усвоения знаний.
Наблюдения показали, что ИКТ формирует у наших школьников умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом. ИКТ способствует развитию творческих способностей, воображения, практических умений. Расширяет кругозор представлений об окружающем мире, обеспечивается взаимодействие и общение с окружающим миром. Под воздействием ИКТ происходит преодоление негативных качеств формирующегося характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений. Дети с нарушением интеллекта лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. Компьютер позволяет улучшить качество предложенной наглядности. Использование ИКТ помогает мне эффективно использовать пространство урока. ИКТ способствует:
-стимулированию речемыслительной деятельности учащихся;
-развитию речи, расширению словарного запаса;
-повышению интереса к изучаемому материалу;
-стимулированию развития воображения;
-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;
-развитию эмоциональной сферы учащихся;
- активизированию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
Подводя итоги работы по теме, могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, чтения представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности учащихся применительно к грамматике и правописанию остаётся актуальной и по сей день. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я предлагаю использовать следующие методы и способы активизации учебной деятельности.
Методы и способы активизации учебной деятельности
Использование частично исследовательских технологий; ведущий метод – частично-проблемное обучение;
Использование нетрадиционных типов уроков;
Межпредметная интеграция;
Использование игровых технологий; ведущий метод-игра;
Использование информационных технологий;
Использование коммуникативных технологий; ведущий метод-общение;
Использование блок-схем, опор;
Творческая работа учащихся.
Только комплексное применение этих способов и методов обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся не только на уроках русского языка, но и во всей учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.
Баранов С. П. Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.
Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «Издательство АРГО», 1996.
Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2005.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Коджаспирова Г. М., Петров К. В.. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. – Информатика. - 2005. - №6.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 – с.5-13.
Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика: Издательский центр "Академия", 2002.
Словарь синонимов и антонимов русского языка. Санкт-Петербург, 2005.
Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.
Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении - М., 1995.
Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.

ИНТЕРЕНТ САЙТЫ
http://festival.1september.ruwww.informika.ru
http://www.shishkova.ruhttp://www.it-n.ru
www.zavuch.info
www.edu.ru
www.ucheba.com/met_rus
www.ucheba.com/ur_rus
www.ucheba.com/pos_rus