Разработка семинара по русскому языку Игровые технологии


Семинар на тему: Игровые технологии на занятиях русского языка в казахских группах
Современный урок рассматривается не как статистическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.
Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования. На современном этапе основная цель преподавания русского языка национальной вузовской аудитории - научить владению русским языком – конкретизируется через выполнение следующих задач:
- научить русскому языку как средству (продолжите фразу)….. межнационального общения;
- научить читать и (продолжите)…. понимать прочитанную литературу;
Практика показала, что решение первой задачи во многом облегчается подготовкой, а также благодаря средствам массовой коммуникации и речевому общению в общественной жизни и быту.
Что такое игра? Дайте свое определение…..
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Какие функции выполняет игра? Перечислите.
- коммуникативную
- диагностическую
- развлекательную
Как помогает игра на уроке, чему способствует?
Игры способствуют расширению кругозора, познавательной деятельности, применению ЗУНов, необходимых в практической деятельности, развитию трудовых навыков, общеучебных умений. Проведение игр способствует развитию памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развивают воображение, фантазию, творческие способности и т.п.
2. Практическая часть. Проведение игр.
1. Конкурс «Знатоков слов». Задание: образуйте как можно больше слов существительных ед. числа из букв слова.
Грамматика (1 команда)
(грамм,кит, мат, гамма,мама, ритм, мир, кара,миг)
Словосочетание(2 команда)
(слово,чета, сочетание, сила,счет,стон, стан, восстание, лото).
2. Лексико-фразеологическая игра «Собери фразеологизм».
Как;Макар;свистит;на языке;ветер;вертится;в карманах;куда;в рукавицах;канул;телят;в воду;не гонял;ежовых.
Ответы:
-Куда Макар телят не гонял.
-Как в воду канул.
-Ветер свистит в карманах.
-На языке вертится.
-В ежовых рукавицах.
3.Игра «Третий лишний».
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи; смыслу и т.д.
Например: лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
Горяч, могуч, плач (лишнее-плач, так как существительное);
Революция, циркуль, нация (лишнее-циркуль);
Смолоду, вкрутую, в следствии (лишнее- в следствие)
Игра «Я работаю волшебником».
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля(планета Земля), вкусный изюм(город Изюм).
Игра «Хлопок». Тема «глагол»
Произведите хлопок в том случае, если услышите глагол: школа, учиться, веселый, первый, оценка, отвечать, рисовать , отлично, два, учитель, книга, кричать, город, писать, играть, тетрадь, лететь.

Вывод: игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно осваивается языковой материал.
Семинар:

Подготовила: учитель русского
языка и литературы
Садбекова А.К.
1 команда
1.Конкурс «Знатоков слов». Задание: образуйте как можно больше слов существительных ед. числа из букв слова.
Грамматика (1 команда)
Лексико-фразеологическая игра «Собери фразеологизм».
Как;Макар;свистит;на языке;ветер;вертится;в карманах;куда;в рукавицах;канул;телят;в воду;не гонял;ежовых.
Ответы:
-Куда Макар телят не гонял.
-Как в воду канул.
-Ветер свистит в карманах.
-На языке вертится.
-В ежовых рукавицах.
3.Игра «Третий лишний».
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи; смыслу и т.д. Объясните.
Например: лимонный, карманный, соломенный (лишнее – соломенный);
Горяч, могуч, плач (лишнее-плач, так как существительное);
4.Игра «Я работаю волшебником».
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные. Например,
Птица орел – город Орел
цветок роза – имя Роза
5.Игра «Хлопок». Разминка – тема «глагол»
Произведите хлопок в том случае, если услышите глагол;
2 команда
1.Конкурс «Знатоков слов». Задание: образуйте как можно больше слов существительных ед. числа из букв слова.
Словосочетание(2 команда)
2.Лексико-фразеологическая игра «Собери фразеологизм».
Как;Макар;свистит;на языке;ветер;вертится;в карманах;куда;в рукавицах;канул;телят;в воду;не гонял;ежовых.
Ответы:
-Куда Макар телят не гонял.
-Как в воду канул.
-Ветер свистит в карманах.
-На языке вертится.
-В ежовых рукавицах.
3.Игра «Третий лишний».
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи; смыслу и т.д. Объясните.
Революция, циркуль, нация (лишнее-циркуль);
Смолоду, вкрутую, в следствии (лишнее- в следствие)
4.Игра «Я работаю волшебником».
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные. Например,
плодородная земля – планета Земля
вкусный изюм – город Изюм
5.Игра «Хлопок». Разминка - тема «глагол»
Произведите хлопок в том случае, если услышите существительное;