Методические рекомендации по русскому языку (игровые технологии)


Медицинский колледж города Караганды
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у обучающихся.
(методические рекомендации)
Караганда 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………
Классификация педагогических игр……………………………………
Урок с дидактической игрой. Требования к подбору игр……………
Виды дидактических игр…………………………………………………
Приложения………………………………………………………………...
Вывод………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
Введение
       В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у учащихся к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
  Это говорит о том, что принцип активности учащихся в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
     Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
    Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.  К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их нужно использовать на уроках русского языка.
    Девиз нашей педагогической деятельности: « Учение без принуждения». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
    Мы систематически совершенствуем и углубляем знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновляем методическую литературу, стараемся использовать новые технологии в своей работе.
Использование игровых технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого обучающегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания ( учащиеся это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).
В целях активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
     как технологии внеклассной работы.
     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
     Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
     Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не сумма знаний, умений и навыков сама по себе, а обладание, владение набором заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой и прочих сферах соответствующей компетенции. Достижение именно этого результата и обеспечивает компетентностный подход в образовании.
 Цель: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
   1. Раскрытие особенностей педагогических игр;
2. Показ возможной методики организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определение места игровых технологии в учебно-воспитательном процессе.
1.Классификация педагогических игр.
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные  и  психологические;
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
2.Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
  Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
      Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
     Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
     Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
    Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
    Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
    Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
    Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
     Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
   Требования к подбору игр следующие:
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
3.Виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
 
Урок – деловая игра.
    Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
    Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
Наличие конфликтных ситуаций;
Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
Контроль игрового времени;
Элементы состязательности;
Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Урок – ролевая игра.
   В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
   Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
   Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.
   Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций , правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости студенты обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. По правилам игры запрещается отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита участниками игры своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
    Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы обучающихся.    1." Разброс мнений".          " Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.      Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает выступающему в первый момент разговора.     Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.         2. "Вытащи вопрос".         Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Преподавателю необходимо объяснить учащимся, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.    Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос.
Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?     Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".     После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:     - какие вопросы учащимся понравились,
   - какой ответ показался более удачным,     - какие вопросы были трудными,     - доставило ли учащимся удовольствие придумывать вопросы.
        3."Незавершенность".         Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого учащегося открыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.    Итак, Вы как преподаватель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Учащимся требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;2) доступность для учащихся данного возраста;3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между студентами разных групп одной параллели. Приложение№1.
Урок – конкурс по теме “Имя прилагательное”.( Повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры)Цель урока: 1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”; повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях;2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;3) воспитание интереса к урокам русского языка;4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.
Предварительная подготовка к уроку такова. За две недели до урока студентам было дано задание:
разбиться на группы, команды (по интересам, личной симпатии, по желанию и т.д.) по 3-4 человека ,выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто – учит правила, кто – подыскивать примеры и т.д.);
подготовиться к конкурсам
а) “Нарисуй схему, таблицу”;
б) “Загадки”;
в) “Пунктуация”;
г) “Кто красивее” (распространить предложения прилагательными, чтобы получился текст) ;д) “Орфография”.
Все условия конкурса обговариваются заранее.
Оборудование и оформление урока.
Сдвигаются парты, члены команд садятся вместе, на парте каждой команды порядковый номер (№ 1,№ 2 – красиво оформленные), подготовленная к работе доска;
подготовленные таблицы, схемы (на ватмане, красочно оформленные), листы с загадками.
Выбирается жюри (достаточно одного человека. Можно пригласить кого-нибудь из учителей.)Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.
Победители награждаются медалью с надписью “Лучшему знатоку русского языка”.
Ход урока-конкурса.
Объявляется 1-й конкурс. “Нарисуй таблицу, схему”
Предоставляется таблица (или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идёт речь, назвать вид орфограммы, рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.
Первая команда даёт задание второй, вторая – первой.
Задание (1-я команда даёт задание 2-й)
Есть краткая форма суффикс
Буквы к, ч, ц -к-
В остальных случаях –ск-
Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Написание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.
-ян- -онн н +н-ан- -енн-
-ин-
Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.
Задание даёт 2-я команда 1-й.
Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме “Буквы О – Е после шипящих и Ц окончаниях и суффиксах прилагательных”. Рассказывают правило, приводят примеры.
Не пишется
Слитно Раздельно
Не употребляется без не - Есть
противопоставление с
Можно заменить синонимом без не - союзом а;
Есть слова
далеко не, вовсе не и др.
Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Не с прилагательными». Рассказывают правило, приводят примеры.
Жюри подводит итог по 1-ому конкурсу.
Конкурс № 2 “Загадки”
Отрабатывается навык правильного написания прилагательных. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была найти или придумать 3 загадки, использовав в тексте изученные орфограммы по теме “Имя прилагательное”. Каждой команде предлагаются загадки, правильно написанные и красиво оформленные на большом листе бумаги.
Задание предусматривало:
Загадку отгадать, рассказать, на какое правило загадка, объяснить написанное в тексте.
Загадки, найденные учащимися:
Комочек пуха, дли…ое ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) Маленький мужичок – костя…ая шубка. (Орех.) В деревя_ой рубашке ч_рная душа. (Карандаш.) (1 команда)
(Не)грамотен, а весь век пишет. (Карандаш.) Золотое яблочко по серебря_ому блюдечку катится.(Месяц на небе.) Коровка деревя_ая, рожки оловя_ые.(Ухват.)(2 команда)
Конкурс № 3 «Пунктуация».
Задание, придуманное 1-ой командой.
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
1)Современная педиатрия изучает физиологию патологию и гигиену детского возраста.
2)Дети-ровесники жизни на земле однако педиатрия является молодой медицинской наукой и специальностью.
3)По мнению врача свежий воздух благотворно влияет на общее состояние больного.
4)Употребление острой обильной горячей и холодной пищи злоупотребление алкогольными напитками причины возникновения острого гастрита.
5)Лечение шло успешно и больной стал быстро поправляться.
Задание, придуманное 2-ой командой.
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
1)Чаще всего хирурги лечат те заболевания которые невозможно вылечить медикаментозно.
2)Постановка диагноза врачом-терапевтом осуществляется на основании сбора анамнеза он расспрашивает больного о симптомах проводит осмотр использует инструментальные методы диагностики- пальпацию аускультацию при необходимости направляет пациента на сдачу анализов и к врачам узкой специализации.
3) Но тут кровля с треском рухнула и вопли утихли.
4)Преподаватель сказал студентам чтобы они написали реферат.
5)Русский хирург Н.В.Склифосовский блестяще проводил сложные операции на желудке печени желчных путях.
Конкурс №4
Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записаны предложения без прилагательных. Нужно было дополнить предложения прилагательными, делая их более выразительными и красивыми. Затем один представитель от каждой команды зачитывал полученный текст.
1 вариант. Мы идём. Встаёт солнце. Искрится озеро. Стоят сосны. Луч не пробьётся. Тишь и глушь.
2 вариант. Стоит избушка. Живёт охотник. Он разбирается в повадках.
Конкурс №5
Каждая команда получает карточку с тремя заданиями. Каждый участник команды по очереди выходит к доске, объясняет выполненное задание.
Задание для первой команды.
 
1.Втавить пропущенные буквы.
Реч…вой, морж…вый, свинц…вый, ситц…вый, плюш…вый, камыш…вый, глянц…вый, песц…вый.
2.Вставить пропущенные буквы.
Утре…ий, песча…ый, цели…ый, тума…ый, оловя…ый, серебря…ый, экскурсио…ый, лебеди…ый.
3.Раскрыть скобки, написать слитно или раздельно.
(Не)красивый поступок, (не)ряшливый вид, (не)широкая, а узкая дорога; гора отнюдь (не)велика; (не)высокий кустарник.
Задание для второй команды.
 
1.Втавить пропущенные буквы.
Скольз…ий, сибир…ий, близ…ий, свет…ий, город…ой, молодец…ий, горняц…ий, матрос…ий.
2.Вставить пропущенные буквы.
Карти…ая, деревя…ый, ветре…ый, соловьи…ый, серебря…ый, стари…ый, багря…ый, дли…ый.
3.Раскрыть скобки, написать слитно или через дефис.
Бледно(лиловый), древне(русский), русско(немецкий), меде(плавильный), фабрично(заводской), тёмно(зелёный), лево(бережный).
 
Итоги конкурса: Преподаватель выясняет у учащихся, понравился ли им урок, что больше всего понравилось, а что вызвало затруднения.
Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Затем называем лучших знатоков русского языка по теме “Имя прилагательное”.
Приложение №2.
«Путешествие к Синтаксисграду». (Урок-игра)
Цели:
         обобщить знания по синтаксису и пунктуации;
         отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;
         развивать интерес учащихся к предмету.
Тип урока – обобщение материала.
Оборудование: указатели станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, диплом для награждения.
Ход игры.
Здравствуйте. Сегодня мы совершим путешествие к Синтаксисграду. На пути у нас четыре станции. На каждой станции вы будете получать задание, которое нужно будет выполнить. За каждое задание вы получите оценку, которую занесёте в свой маршрутный лист. Тот, кто первым выполнит все задания, получив при этом лучшие оценки, и попадёт в Синтаксисград, получит диплом победителя. Желаю вам удачи, в путь!
1.Станция «Теоретическая». ( Учащиеся вытягивают карточки с вопросами. Даётся две минуты на подготовку. Каждый учащийся отвечает, другие могут дополнять. Выставляются оценки в маршрутный лист).1) Что изучается в синтаксисе? Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
2) На какие группы делятся предложения по цели высказывания, интонации и наличию второстепенных членов?
3) Чем сложное предложение отличается от простого? На какие две группы делятся сложные предложения по способу соединения?
4)Какие члены предложения называются однородными? Когда между однородными членами запятая не ставится?
5) Что такое обращение? Выделяется ли обращение запятыми?
6) Что такое прямая речь? Рассказать о знаках препинания при прямой речи.
2.Станция «Подумай-ка». (Каждый учащийся получает карточку, на которой записаны предложения. Они должны найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, выписать их номера и мотивировать свой ответ)1)Будучи уже знаменитым Н.И Пирогов однажды, в Париже посетил открытую лекцию в медицинском институте. 2) Существует и другой гораздо менее известный символ отображающий внутреннюю сущность врачебной деятельности. 3)Медицинская эмблема «кадуцей» напоминает врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания. 4) Эта эмблема характеризует объективную сторону, врачебной профессии, которая символизирует добрые силы противостоящие силам, несущим болезни, и страдания. 5)Человека узнаёшь, когда с ним пуд соли съешь. 6) Медсестра глазного кабинета должна уметь закапывать капли определять остроту зрения и помогать врачу в подборе очков.
3. Станция «Сообразительная».
Задание: выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.
А. Анатомическо-арифметический парадокс.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
Б. Рогатый скот?!
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
В. Охотники и рябчики.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Г. Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Д. Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Е. Кто же пришел?
– Все ли здесь?– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя, еще не пришли.4. Станция «Практическая». (Учащиеся должны сделать синтаксический разбор одного простого и одного сложного предложения. Знаки препинания в предложениях не расставлены.)Варианты предложений: Роберт Кох родился в 1843 году. Он мечтал стать корабельным врачом и совершать далекие путешествия. Но когда закончил медицинский институт Геттингенского университета поступил на должность ассистента в больницу для умалишенных. Кох быстро завоевал доверие и уважение своих пациентов.
Главной особенностью медицинской профессии является величайшая ответственность за свои действия, работу. Речь идёт о жизни людей.
Преподаватель подводит итоги игры, награждает победителя. Все учащиеся получают оценки.
Маршрутные листы и диплом выглядели так:
ФИО Станция
«Теоретическая». Станция «Подумай-ка». Станция «Сообразительная». Станция «Практическая». Итог
           
Приложение № 3
Айтыс – импровизированное соревнование акынов.
Суть этой формы соревнования в том, что одна группа (команда) сочиняет, а другая выполняет задание, заключенное в ней.
Например, первая команда поет:
Отчего же плачет Ерик,
Смыл все на своем пути?
Просто не нашел он корень
В слове простеньком «уйти».
Вторая команда после исполнения , ищет корень в слове «уйти». Затем команды меняются местами.
Варианты :1.Тим фонетику не любит,
Ох, сложна наука!
Он не знает, в слове «ясный»
Сколько гласных звуков.
2.«Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор».
Помогите Гуле сделать
Предложения разбор.
4.Посмотрите, сосед МараСнова к маме побежал.
Он не может слово «туфли»
Изменить по падежам!
5.Мадияр наш преодолел
Барьер психологический –
Решил сделать слова «съел»
Разбор морфологический!
6.Не ругайте мама с папой,
Что не помогаю.
Глагол вредный «победить»
Я с утра спрягаю.
Также можно использовать сказки, как для перевода, так и для развития творческих способностей. Такие задания как например продолжи, сочини зачин, в форме уроков ролевых игр.
Приложение № 4
№1
Кiрпi мен қарға
Ёж и ворона.
Баяғыда кiрпi мен қарға дос болыпты.
Давным-давно ёж и ворона друзьями были.
Бiр күнi кiрпi қарғаға келдi.
Однажды ёж к вороне пришёл.
– Қарға, менiң тоным жаман, тiкенек. Сенiң тоның жақсы, жұмсақ, үлпiлдек. Маған тоныңды бершi.
– Ворона, моя шуба плохая, колючая. Твоя шуба хорошая, мягкая, пушистая. Мне свою шубу дай, пожалуйста.
– Ал мен не киемiн?
– А я что одену?
– Сен менiң тонымды киесiң.
– А ты мою шубу оденешь.
– Жарайды, – дедi қарға.
– Хорошо, – сказала ворона.
Олар тондарды айырбастады.
Они шубами поменялись.
Бiрақ кiрпi алма жинай алмады, түлкiден қорғана алмады. Ал қарға ұша алмады. Кiрпi қайтадан қарғаға келдi.
Но ёж яблоки собирать не мог, от лисы защищаться не мог. А ворона летать не могла. Ёж снова к вороне пришёл.
– Қарға, менiң тоным жақсы екен. Мен алма жинай алмаймын, түлкiден қорғана алмаймын.
– Ворона, моя собственная шуба хорошая, оказывается. Я яблоки собирать не могу, от лисы защищаться не могу.
– Ал мен ұша алмаймын, барлық қарғалар менен қашады.
– А я летать не могу, все вороны от меня убегают (избегают меня).
Әркiмнiң өз тоны өзiне жақсы.
Каждому своя шуба хороша.
№2. Переведите текст и составьте к нему диалог.
Қалқанша безінің ұлғаюы
Ер адамдардың мойынның алдыңғы бетіндегі тері астынан, көмейді жауып жататын, қалқанша тәрізді шеміршекті қолмен женіл басып көруге болады. Осы шеміршекті халық аузында қыдық немесе жұтқыншақ деп атайды. Шеміршектің төменгі жиегінде, көмейдің екі жағында қалқанша безі орналасады. Ол бір-бірімен қылта арқылы байланысқан акі бөліктен тұрады. Пішіні таға тәріздес, ересек адамда оның салмағы 25-30 грамм. Егер қалқанша бездің қызметі күшейіп, гормон көп бөлінсе, онда ағзада зат алмасу процесі қалыпты жағдайдан күшейеді. Соның салдарынан ағза тиреотоксикоз ауруына шалдығады. Ал қалқанша бездің жұмысы әлсірегенде, баланың бойы өспей қалады және ақыл-ойының дамуы төмендейді. Қалқанша безде гормонның түзілуіне йод шешуші қызмет атқарады. Егер ағзада ұзақ уақыт йод жетіспесе, қалқанша бездің көлемі ұлғайып, адам бұғақ ауруына шалдығады.
Сөздік:
Көмей - гортань
Қалқанша тәрізді - щитовидка
Шеміршек – хрящ
Қыдық немесе жұтқыншақ – глотка или кадык
Қалқанша безі – щитовидная железа
Қылта – перешеек
Таға тәріздес – дугообразная
Күшейеді – усиливается
Әлсіреу –слабеть
Даму- развитие
Гормонның түзілуі – образование гормонов
Қоректік заттар – питательные вещества
Көлемі ұлғаю – увеличивается форма
Бұғақ ауруы – болезнь зоб
Вывод
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Образовательная функция
Игра облегчает овладение знаниями, навыками, умениями. Она создаёт условия для активной мыслительной деятельности, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебным материалом, представляя собой одну из форм отчёта, контроля и самоконтроля учащихся.
Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, в развитии мыслительной деятельности и инициативы. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности. Игра развивает память и воображение, учит управлять эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приёмами обучения.
Воспитательная функция
Благодаря игре у учащихся формируется ответственное отношение к учёбе, повышается требовательность к себе, игра воспитывает культуру общения и развивает коммуникативность. Желание не подвести товарищей позволяет включиться в игру даже самым пассивным. Складывается новый демократический тип отношений как между учащимися, так и между педагогом и учащимися.
Развивающая функция
В процессе игры учащиеся продолжают учиться соотносить исторические события и процессы с определённым периодом истории, анализировать и обобщать исторические факты и явления, составлять сравнительные характеристики исторических деятелей, памятников и достижений культуры. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, монографиями, справочной литературой.
Таким образом, вышеназванные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся;
4) в составе команды каждый участник несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Список литературы
1. Журнал «Русская словесность». Издательство «Школа-Пресс», 2007.
2. Исакова С.С. Жаумитова В.К. Қазақ тілің үйренейік ( Медицина саласы қызметкерлеріне арналған оқу құралы).- Алматы: « Алаш» баспасы, 2010.
3. Кулагина Г. А. Сто игр по истории. М.; 1983
4. Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык».
Издательский дом «Первое сентября», 2008.
5.Учебники русского языка. / под ред. М.М.Разумовской и П.А. Леканта./,
М., « Дрофа», 2008.
6. Учебное пособие по русскому языку для учащихся факультета подготовки специалистов среднего профессионального образования . Сост.Амандыкова С.Х., Адырбекова Н.А.- Шымкент,2008.