Урок по русскому языку Словари и словарики


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «СМОЛЕНСКИЙ ФЕЛЬДМАРШАЛА КУТУЗОВА КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
Словари и словарики
(урок, посвященный работе со словарем, 8 класс)
Разработала учитель
русского языка
и литературы
Белоусова Н.Н.
Смоленск
2015
Цели урока:
повторить и изучить знания учащихся по лексике
(о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);
2) совершенствовать навыки работы со словарями;
3) воспитывать интерес к книге, к слову.
Оборудование:
выставка словарей, необходимых для занятий
карточки с занятиями для всех учащихся.
Ход урока:
Орг. момент. Сообщение темы урока. Запись числа и темы урока в тетрадь.
Синтаксическая пятиминутка.
Запишите эпиграф к нашему уроку и сделайте пунктуационный разбор предложений.
Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке. (А.Франс)
Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений. (Декарт)
Фронтальный опрос.
Учитель: Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и ее применения. Сегодня мы проведем экскурсию в мир слов.
Вопросы:
Как человек может получить информацию? (С помощью органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.)
Что помогает нам найти информацию о словах? (Словари.)
Какие словари вам известны?(Толковый, фразеологический словарь,орфографический словарь, словарь иностранный слов, биографический словарь, словарь синонимов, орфоэпический, терминологический и другие.) По способу подачи какие бывают словари? (Словари бывают печатные, иллюстративные, виртуальные, на электронных носителях, аудиословари и смешанного типа.)
Учитель: как же пользоваться словарями? Очень просто. Все они составлены по принципам, облегчающим поиск нужной информации. Обычно слова расположены по алфавиту, реже - по тематики. В словарях часто присутствует оглавление.
Знакомство со словарями.
А теперь попробуйте угадать, какой перед вами словарь?
Выходят ученики и представляют словари.
Фразеологический словарь. «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и помчался на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.
Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Виктора Гусева. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова ... Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
Словарь антонимов. Антонимы - это слова с противоположным значением. Правда - ложь. Они являются сильным художественным средством, оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.
Лучше горькая правда, чем утешительная ложь.
V. Тренировочные упражнения.1) Учитель: теперь поговори о словаре иностранных слов. Как вы думаете, зачем он нам нужен?
(Ребята отвечают.)
На самом деле в русском языке очень много слов, пришедших из других языков. Нужно знать точное их значение, форму употребления, иначе можно допустить ошибки. Именно для этого и существует словарь иностранных слов.
Задание записано на доске. Найдите, пожалуйста, в словаре иностранные слова, дайте их расшифровку и назовите языки, из которых они пришли.
Задание.
Мадригал. (Из французского. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.); любезность, комплимент (устар.))Инкогнито (Из итальянского. Скрытно, тайно, не открывая своего имени; лицо, обычно официальное, скрывающее (не с преступными целями) свое настоящее имя.)Репродукция, (из латинского. Воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии, клише и т.п.; картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом. Альбом с репродукциями картин известных художников; воспроизведение того, что удержано в памяти (психол.).)Клише (Из французского. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.); шаблонное выражение, избитая мысль (книж.).)Резюме (Из французского. Краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения.)Фойе. (Из французского. В театре зал для прогулок во время антракта.)Алиби. (Из латинского. Нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте как доказательство его невиновности.)(Ребята выполняют задание.)
2) Ученик представляет фразеологический словарь и дает задание классу. Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений. «Большой толково-фразеологический словарь русского языка» М.И. Михельсона включает в себя огромное количество устойчивых выражений.
Многие народные высказывания, а также выражения классиков попали во фразеологический словарь. Эти выражения стали крылатыми, часто имеют переносное значение и употребляются без всяких изменений. Сейчас я буду называть вам устойчивые выражения, а вы должны объяснить их значение.
Задание.
Держать нос по ветру. (В зависимости от обстоятельств беспринципно менять свои убеждения, свое поведение.)
Играть с огнем. (Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно, не думая об опасных последствиях.)
Камень на душе. (Испытывать тяжелое, гнетущее чувство.)
Нести свой крест. (Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжелую судьбу.)
Переливать из пустого впорожне. (Бесполезно, бесцельно проводить время.)
Рубить с плеча. (Действовать опрометчиво, прямолинейно, необдуманно.)
Через пень колоду. (Без усердия, небрежно и неумело, кое-как.) (Ребята отвечают.)
Ученик представляет орфографический словарь и дает задание классу. Теперь пришла пора поработать с одним из самых важных словарей - орфографическим.
Орфографический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение, формы окончаний в различных падежах и так далее.
Из орфографических словарей можно выделить следующие:
«Орфографический словарь современного русского языка» под редакцией В.В. Славкина, В.П. Ситникова;
«Русский орфографический словарь» (ответственный редактор В.В.Лопатин).
Орфографический словарь помогает нам определить правильную форму написания слова.
Сейчас я выдам каждому из вас карточки с различными словами, в которых пропущены буквы. Вам нужно вписать недостающие буквы. Если вы в чем-то сомневаетесь, можете воспользоваться орфографическим словарем.
Задание.
Арх_тект_р, бесчу_ств_н_ый, возвыш_н_сть, захлусный. к_ртоф_ль, не_быкн_ве_но. (Архитектор, бесчувственный, возвышенность, захолустный, картофель, необыкновенно).
Ученик представляет орфоэпический словарь и дает задание классу.
И последний словарь, с которым вы будете сегодня работать, - орфоэпический. Я выдам каждому из вас различные карточки со словами, в которых нужно правильно поставить ударение.
Визави, замшелый, двунадесять, инок, каверзный, кирзовый. (Визави, замшелый, двунадесять, инок, каверзный, кирзовый).
Учитель. Я хочу вам представить очень важный и нужный словарь строения слов.
В этом словаре все слова разделены на морфемы, и можно узнать из скольких частей состоит слово, есть ли в слове приставка, суффикс, какой корень?
Предлагаю вам, пользуясь школьным словарем строения слов выполнить следующие задания.
В каком слове нет суффикса -к- ? соломка, головоломка, загадка, булка. (Булка).
В каком слове нет суффикса -щик- ?
табельщик, кровельщик, подлещик, мусорщик. (Подлещик).
(Ребята выполняют задание.)
VI. Работы проверяются, выставляются оценки за урок. Дается домашнее задание.
VII. Итог урока.
Вот вы и познакомились с различными видами словарей. Теперь вы понимаете, что словари - очень полезная вещь, и без них не обойтись человеку, который хочет хорошо знать свой родной язык.