«Значение изобразительного и декоративно-прикладного искусства в воспитании положительных личностных качеств обучающихся»


ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В свете новых событий Министр образования и науки Ольга Васильева обещает перемены в системе образования, на мой взгляд в лучшую сторону.
И лейтмотивом выступления Ольги Васильевой на всех площадках является установка на возвращение воспитательной компоненты в образовательный процесс. «Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время было направлено на воспитание и формирование школьника как человека», — заявила Васильева, ну и эти же вопросы и проблемы не минуют и дополнительное образование.
За основу своего выступления я возьму Концепцию развития дополнительного образования в условиях которой дополнительное образование осознается не как освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Согласно К О Н Ц Е П Ц ИИ развития дополнительного образования детей утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Целями Концепции являются:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
В условиях реализации Концепции дополнительного образования содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на создание необходимых условия для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Личностное развитие формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании. Формирование культуры личности происходит с помощью эстетического, этического, патриотического, физического, экологического, экономического, политического воспитания.
Рассмотреть влияние всех аспектов культуры на личность мы не сможем из-за недостатка времени. Мы сегодня поговорим о том, как использовать сведения об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в воспитательных целях.
Благодаря искусству воспитывается эстетическое отношение к человеку, природе, обществу, зарождается чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей действительностью.
В объединениях по вязанию, вышивке, лепке и т.п. вы же тоже знакомитесь с произведениями великих художников, с народными игрушками (глиняными, деревянными), с народными костюмами и т.п.
При знакомстве с произведениями искусства можно решить большое количество воспитательных задач:
Воспитание патриотизма – целенаправленный процесс, направленный на формирование преданности и любви к своему отечеству, к своему народу.
Воспитание духовно-нравственное – целенаправленный процесс формирования моральных качеств личности, характера, поступков, навыков, привычек поведения, формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.
Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.
Воспитание художественно-эстетическое — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Воспитание интеллектуальной культуры – целенаправленный процесс развития мыслительных операций: сравнение, различение, абстрагирование, систематизация, конкретизация, развитие внимания, памяти, речи, воображения и т.д.
Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
Одно и тоже содержание учебного материала, в зависимости от целей педагога может служить формированию различных качеств у обучающегося.
Например, при просмотре экспозиций «Третьяковской галереи» мы,
- формируем чувство патриотизма на примере выдающихся меценатов 19 века братьев Третьяковых Павла Михайловича и Сергея Михайловича, собравших одну из лучших в мире коллекций живописи и передавших ее в дар Москве;
- воспитываем чувство прекрасного на примере работ русских пейзажистов, одновременно осуществляя экологическое воспитание, формируя бережное отношение к природе, окружающему нас миру;
- в процессе изготовления сказочных персонажей на занятиях ДПИ знакомим с русской фольклорной культурой (былины, сказания, сказки). Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло. Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного человека. Чувство толерантности, интернационализма можно воспитывать, используя биографические данные великих деятелей мировой культуры.
Например, провести беседу об Антуане Сент-Экзюпери. Все его знают как французского писателя, автора повестей «Военный летчик», «Планета людей», аллегорической сказки «Маленький принц». Это его слова: - «Мы в ответе за тех, кого приручаем», - стали афоризмом. Кроме этого он был профессиональным летчиком, изобретателем. Владел даром живописца, сочинял стихи, играл на скрипке. Участник 2-й мировой войны, летчик. Погиб в разведывательном полете над Южной Францией в июле 1944 года.
В настоящее время многие воспитательные проблемы решает музейная педагогика. Не только на базе образовательного учреждения можно создать функционирующий музей, но и на базе одного объединения. Это могут быть музеи моды и живописи, техники и декора, музей боевой славы и музей нашего города. Такой музей может состоять из нескольких экспозиций, обновляющихся по мере накопления материала. Хранителями, собирателями, реставраторами, декораторами, экскурсоводами в таких маленьких музеях должны быть сами ребята.
При небольшом объеме материалов функции мини-музея может исполнять регулярно обновляющийся информационный стенд, витрина, компьютерный сайт. Создателями подобных средств информации должны выступать ученики.
И если будет на этом стенде в течении недели висеть какая-то информация, сопровождаемая красочной иллюстрацией, то ребенок непроизвольно остановится и прочтет ее.
Лучше чтоб дети сами оформляли стенд, подбирали информацию, можно сделать конверт, куда собирать всю интересную информацию, а затем, оформив её, помещать на стенд.
Кроме предложенных идей достаточно много других вариантов использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в воспитании положительных личностных качеств обучающихся на занятиях дополнительного образования.