Защита опыта Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности


Шевчук А. И .Выступление на педсовете.
Тема: Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности
При личностно-ориентированном подходе в обучении мы не в праве просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Мы, педагоги, стараемся выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование учебной мотивации.
Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.
Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.
Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.Наша задача — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новомуДети этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.Известно, что даже самые совершенные методы и приемы активизации познавательной деятельности школьников по осмыслению и освоению изучаемого материала не всегда приводят к желаемой цели.Ситуация успеха — самый эффективный стимул познавательной деятельности.У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей, в том числе и достаточно высокий уровень школьной мотивации. Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Какие способы повышения работоспособности на уроке я использую .Важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели , а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.
Примерное содержание таких заданий:
- определите собственные цели занятия (его этапа);
- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;
- определите важность, значимость изучаемого материала;
- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
- определите способ решения своей учебной задачи;
- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
- определите свои затруднения во время занятия;
- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От  того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебеПоэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутретреннее побуждения к знаниям, напряженному умственному труду.Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:
Учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.);
Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
Перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственность и др.). Я считаю что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов которые проявляются, например, в повышенной тяги познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям), наличие которых свидетельствуют об осознании учеником своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.
У детей успешных в учебной деятельности, развиты как познавательные, так и широкие социальные мотивы. Беседа с их родителями выявлено, что они, как правило, сами социально успешны, имеют четкие и ясные представления о будущем своего ребенка, прогнозируют получение детьми специальности, часто – высшего образования.
У детей, имеющих трудности в обучении наблюдается другая структура мотивации, которой узко личные мотивы являются ведущими. Стимулами к их учебной деятельности являются получения хорошей оценки, похвала учителей и родителей, а зачастую избегание наказания. Родители смутно представляют себе будущее своего ребенка, слабо ориентируют его на выбор какой-либо профессии или придают будущей взрослой жизни отрицательную негативную окраску.
В соответствии с выше изложенным я виду целенаправленную работу не только с учениками, но и с их родителями, так как необходимо соблюдать единство требований и действий учителя и родителей в отношении ученика, что способствует полноценному развитию личности.
В связи с этим провожу тематические родительские собрания, на которых знакомлю родителей с возрастными психологическими и физиологическими особенностями развития младших школьников, раскрываю, их роль в формировании положительной учебной мотивации детей при необходимости провожу индивидуальные беседы и консультации с родителями, которые направлены на формирование положительного образа будущего их детей.
Работа со школьниками в этом направлении ведется как через содержание учебного материала, так и с помощью межпердметных связей. На уроках анализируется значимость изучения определенных наук для овладения профессиями, раскрывается многообразие трудовой деятельности взрослых. Во внеурочное время проводятся профориентационные беседы и классные часы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на производственные предприятия .В проведении таких мероприятий участвуют и родители. Я стремлюсь к тому, чтобы младшие школьники участвовали в посильном общественно полезном и значимом труде, как, например, уборка класса, изготовление подарков ветеранам войны, подготовка и проведения праздников для родителей.
Таким образом, совместно с родителями я стараюсь перед каждым ребенком раскрыть целостную картину окружающего мира, помочь ему сориентироваться в нем, показать прямую зависимость между хорошей учебой и успешной, интересной профессиональной деятельностью.
Я считаю, что такая целенаправленная систематическая воспитательная работа способствует формированию положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников.Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей,  доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с широким применением  методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока.      
   Такое сочетание предполагает  взаимодействие следующих  условий:
   - гуманное отношение к детям;
   - удовлетворение потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;
   - обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами;
   - стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;
   - формирование правильной оценки своих возможностей, побуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;
   - воспитание ответственного отношения к учебному труду.
     Определяющим же является гуманизм учителя.
Успех и уверенность в обучении зависит от того, как учитель может помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Поэтому, в своей работе с первых уроков стараюсь заинтересовать учащихся, подбирая творческие задания по каждому предмету, выполнение которых требует индивидуального решения и умения реализовать своё «Я». Общение на уроке  обусловлено учебной необходимостью, и главное состоит в тех отношениях, которые складываются в процессе общения. На уроке никто не должен чувствовать себя обделённым вниманием учителя, иначе постепенно нарастает отчуждение ребёнка от учителя, рождается замкнутость, неуверенность в своих силах, неудовлетворённость от учения. Поэтому я специально продумываю, как расширять и обогащать  взаимодействие с детьми. Одним из важных средств такого взаимодействия является широкое использование игровых ситуаций и групповых форм работы.
   К игровой деятельности ребёнка побуждают разные мотивы, но ведущим является стремление к неформальному общению, интерес к необычному.    Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное формирует устойчивый познавательный интерес, помогает детям усвоить любой учебный материал. Дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность. Для этого в своей педагогической деятельности систематически использую игры. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, отстоять свою точку зрения, умение целенаправленно слушать собеседника.  Игры дают возможность сделать обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить изученный материал.
  Одним из путей формирования мотиваций обучения является установление связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Работа над составлением и решением задач непосредственно отвечает этой цели.
   Многие задачи в учебниках математики содержат познавательные вопросы, требующие не только выполнения арифметических действий, но и проявления элементарных исследовательских качеств.  Это повышает интерес к задаче, делает её значимой в практическом плане, познавательной. Постановка дополнительных вопросов познавательного характера и задачам не только помогает детям в решении, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике.
  Формирование учебно-познавательных мотивов связано с формированием интеллектуальной активности, это стремление рассуждать, мыслить, предполагать.
  Средством стимулирования интеллектуальной активности является постановка учащимся вопросов, так, как вопросы направлены на поиск недостающей информации. Это обстоятельство использую в подготовительной работе к чтению нового рассказа (беседа о заглавии рассказа, рассматривания и комментирование иллюстраций).Для эффективного формирования учебно-познавательных мотивов необходимо, чтобы в учебном процессе не было разрыва между мотивом и целью.
  Мотив, например, состоит в том, чтобы заслужить похвалу учителя, получить хорошую отметку и т.д., в то время как целью является усвоение новых фактов, явлений, понятий. Для продуктивного усвоения знаний необходимо, чтобы цель стала самостоятельной побудительной силой, превратилась в мотив.