Доклад Обеспечение готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО.


МКОУ «СОШ №13»
Доклад
Обеспечение готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывногопрофессионального развития.

Подготовила
Зам. директора по УВР Бондаренко В.Г.
Районный МС 24.11.2015г.
2015г.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.
        Процесс работы над внедрением  новых стандартов ООО в нашей школе  начался в прошлом учебном году.
 В декабре 2014 года в соответствии с приказом директора школы была создана рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
2. разработка основной образовательной программы основного общего образования;
3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
5. ознакомление и обсуждение  ФГОС второго поколения с родителями;
6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
В результате подготовительной работы по внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС ООО; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УВР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения, учителей - предметников), составлена основная образовательная программа МКОУ «СОШ№13», создан план методической работы по внедрению ФГОС ООО, на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы (мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей).
На втором этапе изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. 
В 2015 -2016 учебном году начался - третий этап – реализация ООП ООО.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей школы.  С этой целью в общей системе методической работы мы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.   
 В августе 2015 года был составлен  план методической работы, сопровождающий реализацию ФГОС ООО.
Основной целью методической работы является:
                   создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.
Были  определены приоритетные задачи:
•                     создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы,•                     создать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы,
•                     обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,
•                     разработать индивидуальные образовательные программы, ориентированные на повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,
•                     обеспечить повышение профессиональной компетенции  педагогических работников по вопросам ФГОС,
•                     разработать систему  мониторинга реализации проекта «Методическое сопровождение введения ФГОС основной школы».
  На этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс все учителя школы были включены в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Методический совет, проведенный в марте 2015 г. «Обновление системы методической работы в условиях введения ФГОС ООО» на котором обсудили вопрос «Структура и содержание методической работы в условиях перехода на стандарты нового поколения» стал стартом для подготовки к реализации ФГОС нового поколения с 1 сентября 2015 года. Педагоги школы объединились в творческие группы (ни один учитель при этом не остался в стороне). Разработаны программы: «Программа внеурочной деятельности», «Программа формирования УУД», тематика теоретической и практической части методических семинаров.
Методическая работа осуществляются в школе через разнообразные формы. Традиционными формами работы МС в школе являются:
тематические методические и педагогические советы;
тематические заседания ШМС, ШМО, микрогрупп;
диагностика, педагогический мониторинг;
индивидуальная работа;
аттестация;
самообразование педагогов;
семинары - практикумы;
педагогические лектории;
открытые уроки;
взаимопосещение уроков;
круглые столы;
предметные недели;
творческие отчеты;
групповые и индивидуальные консультации;
практикумы по конструированию уроков;
информирование и обсуждение методических новинок;
презентация методических наработок.
С целью непрерывного образования учителей в 2015-2016 учебном году в школе запланированы следующие темы методической работы по сопровождению введения ФГОС:
-Технология конструирования урока в условиях новых ФГОС ООО,
-Организационно – педагогические условия обеспечения доступности дополнительного образования в современной школе в условиях реализации ФГОС,
-Приоритеты воспитательной работы в современной школе: от школы возможностей к возможностям школы,
-Система работы МО по повышению качества образования в условиях реализации ФГОС ООО
Теоретически е обучающие семинары:
- Психологическое сопровождение ФГОС нового поколения.
- Личность педагога в современных условиях.
- Педагогические технологии в рамках введения ФГОС ООО.
- УУД как основа реализации образовательного пространства.
Практические семинары:
- Составление технологической карты урока
- Использование принципа преемственности в создании единого образовательного пространства.
- Совершенствуем профессиональные компетенции.
- Составление рабочих программ учителей-предметников по ФГОС ООО.
Методическое сопровождение реализации ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом особое внимание обращается на:
- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Примером может служить тот факт, что все учителя прошли курсы повышения квалификации для работы по новым стандартам, «постоянно участвуют в дистанционных вебинарах издательств «Дрофа», «Просвещение», «Вентана Граф», «Аверс», публикуют свои работы на учительских сайтах, в профессиональных сетевых сообществах обмениваются опытом со своими коллегами. Методическая работа в школе в условиях внедрения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. Преподаватели составили свои образовательные программы. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС.
В структуре методической работы особое место занял постоянно действующий педагогический лекторий «Пути и средства реализации ФГОС ООО: способы решения проблем», целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, которую предлагает методический совет школы исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы.
Миссия методической работы школы в условиях реализации образовательных стандартов - это создание условий для перехода от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития; создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.
Уровень профессиональной готовности педагогов нашей школы:
С высшим образованием 94(% на основной ступени -100%). Средним специальным – 6%. На второй ступени работают 12 педагогов. Высшую категорию имеют 4 чел. (33%), 1 категорию -3 (25%), соответствие з/д – 4 (33%). Всего аттестовано 91%.
Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, в условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:
-предметно-методологическая компетентность (знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета),
- психолого-педагогическая компетентность (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса),
- компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса (практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета),
- коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),
- исследовательская компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),
- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),
- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста).
Задача повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса зависит от организации работы школьной методической службы в условиях внедрения ФГОС.
Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого в начале 2015 – 2016 учебного года было проведено анкетирование учителей, работающих в 5 классе «Готовность педагога к введению ФГОС ООО».
Наим-е учреждения Общее кол-во педагогов в ОУ Кол-во педагогов, принявших участие в анкетировании Ответы педагогов
МКОУ «СОШ №13» 16 9 да нет затруднюсь ответить
1.Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по ФГОС? 9 0 0
2.Знаете ли Вы ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»? 9 0 0
3.Знакомы ли Вы с документом «Фундаментальное ядро содержания общего образования»? 8 0 1
4. Знакомы ли Вы с документом «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»? 9 0 0
5.Знаете ли Вы особенности технологии деятельностного подхода в образовании? 9 0 0
5. Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем смыслового характера 8 0 1
6.Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем элементов развивающего характера? 9 0 0
7.Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем проблемы (противоречий)? 8 0 1
8.Умеете ли Вы провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем целеполагания? 8 0 1
9.Умеете ли Вы организовать учебное исследование? 6 0 3
10.Умеете ли Вы организовать проектную деятельность обучающихся? 8 0 1
11.Умеете ли Вы использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)? 8 0 1
12.Умеете ли Вы работать с ошибками учеников? 9 0 0
13.Умеете ли Вы предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)? 8 0 1
14.По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС? - Овладение технологией системно-деятельностного подхода
- Овладение современными образовательными технологиями
- Знание основных документов по ФГОС
- Составление рабочих программ
- Знание приемов, методов, форм организации обучения
- Участие в различных направлениях работы по введению ФГОС ООО
- Личностное осмысление нового
- Четко знать структуру современного урока
- Знать требования по предмету
15.На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС ООО? 8 0 1
16.Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС ООО, вы испытываете? - Создание технологической карты урока
- Планирование и организация урока в соответствии с требованиями ФГОС
-Недостаточное материально - техническое обеспечение
- Педагогические исследования на уроке
- работа с теоретическим материалом
- Организация проектной деятельности
17.Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить? - Методическую помощь
- Консультации
- Мастер классы
- Составление рабочей программы
- Составление технологической карты урока
- Обмен опытом с преподавателями
18.На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС ООО? 3 2 4
На основе данных анализа были определены разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:
а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов и методсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;
б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.
Оценить работу методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.
Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:
количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов и т.п.,
субъективная оценка педагогами методической работы в школе,
качество обеспечения оптимального вхождения работников школы в систему ценностей современного образования,
качество овладения учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,
повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,
степень интереса к проводимым мероприятиям по ФГОС.
Включение каждого учителя в методическую работу через выстраивание для него индивидуальной программы профессионального роста способствует его самореализации и коррекции практической деятельности по снятию лично у него имеющихся затруднений.
Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО обеспечит создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:
положительная мотивация заметно растет;
все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий
накапливается методическая база по внедрению ФГОС.
На основе разработанной системы моральных и материальных стимулов, опираясь на «Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13», в школе созданы условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов. Среди мотивов выделяются следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерного роста.
Использование материального и морального поощрения позволяет:
систематически отслеживать результаты деятельности; давать объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогического коллектива в целом; оказывать помощь педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег; определить систему средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей.
  В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».