РЕФЕРАТ на тему: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей коммунального хозяйства»
РЕФЕРАТ
на тему: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Выполнила:
мастер п/о Ересько Н.В.
Донецк, 2016г.
Увеличение числа людей с инвалидностью является общей тенденцией во всем мире. За последние годы изменилось отношение общества к проблемам инвалидности, что связано с новыми тенденциями в социально-политической сфере инвалидности. Это результат международной тенденции за права людей, имеющих инвалидность. Именно сейчас начинает формироваться социальная модель инвалидности, использование которой приводит к эффективному уровню интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Ведется поиск новых путей, решения проблем интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: адаптируются и применяются различные модели и технологии, используемые в других странах с целью интеграции людей с инвалидностью в общество; активизируется деятельность общественных организаций инвалидов; налаживается социальное партнерство в реализации непрерывного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность совершенствования организационно-педагогических условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных решений получения качественной профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования» обращается особое внимание на профессиональное обучение и социализацию лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, уровень современного образования должен соответствовать стратегии социально-экономического развития региона в целях повышения качества жизни человека.
Одним из основных приоритетов развития образования являются: расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг. Разработка социальных проектов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение спектра программ до профессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии; внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.
Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать в социальной жизни, в т.ч. образование на основе условий, компенсирующих отклонения в развитии. Процесс сопровождения организационно-педагогических условий профессионального обучения определяется возможностями, обеспечивающими создание определенной среды для реализации педагогического процесса, позволяющего решать конкретные дидактические задачи.
Осуществление социальной политики в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями является важнейшим показателем уровня развития общества. В системе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья произошли значительные положительные изменения. Однако до сих пор нет должного взаимодействия между учреждениями профессионального образования и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению студентов-инвалидов. В кадровом составе образовательных учреждений профессионального образования практически нет психологов, дефектологов и социальных педагогов, способных осуществлять психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, не создаются условия безбарьерной среды, не решена проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
В настоящее время сложилось понимание особенностей образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но многообразие форм ограничений здоровья ставит задачу конкретизации условий профессиональной подготовки данной категории студентов, в учреждениях среднего профессионального образования. Очевидно, что процесс создания необходимых условий для успешной интеграции молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему учреждений среднего профессионального образования требует учёта различных групп ограничений, а также системности подхода при организации образовательной среды.
Одним из условий успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями в образовательный процесс учреждения является обеспечение работы, в рамках которой изучаются личностные особенности студентов, поступающих в учреждение среднего профессионального образования, способности воспитанников и их уровень знаний. Особое внимание имеет мотивация личности, поскольку именно она определяет активность и направленность практической деятельности. Значимым моментом, обеспечивающим успешность профессионального обучения, выступает профессионального становления студентов с ограниченными возможностями здоровья. Частью этого процесса является профориентация, учитывающая особенности физического состояния, уровень развития и прогнозируемую успешность освоения профессии.
В рамках проводимого индивидуально-дифференцированного образовательного процесса реализуется дифференциация и индивидуализация обучения. Увеличение доли самостоятельной работы студентов и индивидуализация обучения создают необходимые предпосылки для развития навыков самостоятельной работы, самодисциплины и творческой активности в процессе обучения.
На разных этапах обучения используются различные формы интеграции студентов в образовательный процесс профессиональный подготовки, а также внеаудиторной работы. Переход к практике интегрированного обучения лиц с ограниченными физическими возможностями, когда главным во время учебы становятся не физические различия студентов, а мотивация к освоению общих и профессиональных компетенций. Интегрированное обучение в учреждениях среднего профессионального образования рассматривается как составляющая социальной адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе и инвалидов, во время учебы и в условиях вхождения в социально-профессиональную среду. Помимо интеграции данной категории студентов в профессиональный социум они включаются в разнообразные формы студенческого самоуправления. Интеграция в студенческую среду предполагает равные требования к результатам учебной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учреждениях профессионального образования - это разворачивающийся во времени процесс взаимосвязанной деятельности педагога, педагога-психолога и обучающегося, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации обучающихся и оказывать им незамедлительную помощь, решать задачи профессионально-личностного становления студентов.
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся - создание в рамках объективно существующей социально-педагогической среды профессионального учебного заведения таких условий, при которых возможна самореализация личности обучающихся и адаптация его к быстроменяющимся социальным условиям. Основная задача психолого-педагогического сопровождения - оказание оперативной помощи в критических ситуациях, профилактика негармоничного развития, обеспечение комплексного подхода к затруднениям в развитии и социализации учащегося.
Акцент на психолого-педагогические особенности обучения молодежи с ограниченными физическими и умственными возможностями в условиях среднего профессионального образования - это не только одно из требований обеспечения качественной подготовки специалистов, но и формирование будущего выпускника как личности.
Таким образом, в основу организации профессионального образования в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья должны быть положены:
- максимально полное и разностороннее представление о психофизиологических особенностях воспитанников, сохранение актуального уровня здоровья;
- формирование адаптивной образовательной среды; разработка инновационных методик;
-создание комплекса учебно-методических разработок;
- изменение содержания физического воспитания, организация комплексного медицинского психолого-педагогического сопровождения.
Наиболее массово группа студентов с ограниченными возможностями здоровья представлена лицами с легкой умственной отсталостью. Обучающиеся с умственной отсталостью после окончания специального (коррекционного) образовательного учреждения, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке. В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп профессионально-трудовой подготовки.
Результаты научных исследований свидетельствуют, что студентам с умственной отсталостью необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться коррекционной школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.
Было проведено исследование уровня компетентности педагогических работников, занимающихся профессиональной подготовкой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего в данной работе приняли участие 250 чел. педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом важно отметить, что немало руководящих и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования считают, что программно-методическое обеспечение не адаптировано для работы со студентами, имеющими легкую умственную отсталость, и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Большинство педагогических работников используют при работе с студентами, имеющими умственную отсталость, либо специально разработанные рабочие программы, либо программы, в которых специальные разделы адаптированы к особенностям обучающихся данной категории. Необходимо отметить, что эти программы комплексно не учитывают особенности студентов с легкой умственной отсталостью. В большинстве образовательных учреждений не выработано единого подхода к обучению детей, имеющих умственную отсталость. Доля педагогических работников, использующих специальные коррекционные разработки, в системе профессионального образования минимальна.
Значительная часть педагогических работников на момент начала работы с коррекционными группами учащихся, как правило, в достаточной степени не информированы об особенностях детей с легкой умственной отсталостью: только 39% респондентов имеют информацию обо всех обучающихся; 32% опрошенных имеют частичные сведения.
В то же время при оценке текущего уровня своей информированности о психофизиологических особенностях, обучающихся с легкой умственной отсталостью довольно значительная часть опрошенных (44%) отмечают, что обладают лишь общей информацией по данному вопросу. Доля педагогов, которые информированы об индивидуальных особенностях каждого ребенка в группе (группах), в целом составляет 33%.
Изучением различных документов (рекомендаций медико - психолого-педагогической комиссии, сопроводительных документов из специального (коррекционного) образовательного учреждения) занимается примерно треть участников опроса. Сравнительно незначительная часть педагогов проводят дополнительные тесты или общаются с мастерами производственного обучения, по проблемам связанным с трудностями профессиональной подготовки.
Подавляющее число руководящих (95%) и педагогических работников (83%) отмечают, что в их образовательных учреждениях созданы специальные группы для обучения детей, имеющих легкую умственную отсталость. В остальных случаях учащиеся данной категории проходят обучение в смешанных группах, которые в некоторых образовательных учреждениях создаются целенаправленно.
Более половины педагогов СПО (72%) испытывают затруднения в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Особенно это характерно для педагогических работников сельских территорий (83 %) и г. Екатеринбурга (75 %).
Наибольшие затруднения у педагогов в процессе работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, вызывают:
низкая мотивация обучения детей с умственной отсталостью (55 %);
отсутствие специальных учебников (51 %);
различные диагнозы студентов (40 %);
необходимо затрачивать гораздо больше усилий и времени для достижения результата (35 %).
Анализ особенностей кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования и условий организации коррекционно-педагогического процесса позволяет констатировать, что в системе образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья обозначился ряд серьезных противоречий, требующих разрешения.
Проведенное исследование выявило актуальность повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и руководящих работников, занимающихся профессиональной подготовкой учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках научно-исследовательской работы «Научно-методическое и учебно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки и педагогической поддержки, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования» была разработана образовательная программа «Психолого-педагогические основы профессионального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования».
В данной программе ключевым направлением оптимизации процесса профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является моделирование преемственности профессионально-трудовой подготовки, которое предполагает вариативность профильного обучения в учреждениях специального (коррекционного) образования, которая обусловлена необходимостью предоставления возможности получить опыт в спектре профилей трудового обучения на этапе пред профильной подготовки. Это создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и в конечном итоге закладывает базу для успешной социализации. Данный опыт стихийно складывается в отдельных образовательных учреждениях. Мы видим возможность систематизации и содержательного наполнения данного подхода.
Предлагаемый подход позволит поэтапно осуществлять формирование профессиональных интересов и намерений и сформирует основу для оптимального выбора профессии.
Процесс реализации системы работы в данном направлении способствует:
1) формированию познавательной направленности и специализации познавательных интересов на основе индивидуализации маршрутов трудового обучения;
2) осуществлению целенаправленного последовательного введения учащихся в круг профессий с учетом их направленности и возможностей;
3) реализации стремления к активации проб своих возможностей.
Осуществить оптимизацию этого процесса возможно на основе:
1) анализа и корректировки программно-методического обеспечения;
2) планирования и реализации профориентационного сопровождения обучающихся в сотрудничестве специальных (коррекционных) и профессиональных учреждений на всех этапах до профессионального и профессионального становления, а также на производстве;
3) проведения государственной (итоговой) аттестации и трудоустройства.
Основные направления преемственности профессионально-трудовой подготовки: обеспечение доступности получения профессионального образования лицами с умственной отсталостью; сопровождение профессионального самоопределения на всех этапах профессионально-трудовой подготовки; социально-психологическая адаптация на этапе поступления и овладения профессией в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Взаимодействие со службой занятости (мониторинг вакансий, пригодных для обучающихся с умственной отсталостью): организация совместных мероприятий (в т. ч. ярмарки вакансий для лиц с умственной отсталостью); заключение договоров о сотрудничестве для устройства на работу выпускников образовательных учреждений, имеющих умственную отсталость.
Направления взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями населенного пункта: предоставление рабочих мест, оборудования для проведения производственной практики обучающихся с умственной отсталостью; назначение наставников из числа работников предприятия для обучающихся, проходящих практику.
Переход на федеральные образовательные стандарты третьего поколения поставил в образовательном процессе задачу реализовывать преемственность на основе модульно - компетентностного подхода, который обеспечивает способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Учитывая психофизиологические особенности учащихся с умственной отсталостью и на основе требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы профессионального обучения по каждой профессии, необходимо моделировать преемственность в формировании общих компетенций и учитывать динамику их развития на основе показателей, форм и методов контроля и оценки результата профессионально-трудовой подготовки.
Педагогическая деятельность в специальных коррекционных группах для студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляются в соответствии с принципами:
приоритета ценностного отношения к личности подростка с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки;
интегративного характера профессиональной подготовки, предполагающего кооперацию усилий всех участников образовательного процесса, включая преемственность профессионально-трудовой подготовки на основе сотрудничества с учреждениями специального (коррекционного) образования, родителями, работодателями и общественными организациями; общедоступности и бесплатности профессиональной подготовки на всех уровнях; равенства и возможности активного участия в производительной деятельности.
Список литературы
1. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2 (10), 2012. «Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации».
2. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), глава 2 «Права в области специального образования лиц с ОВЗ, их родителей (иных законных представителей)»
3. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. – 212 с.
4. «Организация учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании» В.Г. Гончарова, О.А. Автушко http://sibsedu.kspu.ru
5. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. – 212 с.
6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в г. Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина, 2011 http://www.ombudsman.mos.ru