ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»


Практическая работа №1
Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»
Цель: Сформировать практические навыки по частичной разборке и сборке двигателей внутреннего сгорания. Рассмотреть кривошипно-шатунный механизм. Закрепить теоретические знания.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1.Двигатели ЗМЗ 53,Камаз 740,Д 240, СМД 62.
2.Комплект инструментов.
3.Поршневая группа.
4.Обтирочный материал
5. Плакаты по устройству изучаемых деталей.
6. Учебная литература.

Теоретический обзор.
Кривошипно-шатунный механизм п р е д н а з н а ч е н для преобразования прямолинейного поступательного движения поршня в такте расширения во вращательное движение коленчатого вала, а в остальных тактах – вращательное движение коленчатого вала в прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня.
Кривошипно-шатунный механизм в сборе представлен на рис .
Цилиндр вместе с поршнем и головкой ограничивает объем, который называется камерой сгорания. Цилиндры изготовляют в виде отдельной отливки, укрепляемой на картере, или в виде сменной гильзы 8, вставляемой в вертикальные гнезда блок-картера. Материалом для цилиндров служит легированный чугун с обработанной внутренней поверхностью, называемой зеркалом цилиндров.

а – в сборе; б – гильза; в – поршень с шатуном в сборе
1, 20, 28 – шестерни; 2 – коренная шейка; 3, 18 – вкладыши коренного подшипника;
4 – шатунная шейка; 5 – шатун; 6 – поршневой палец; 7 – поршень;
8 – гильза цилиндра; 9 – блок; 10 – поршневые кольца; 11 – резиновые кольца;
12 – венец маховика; 13 – маховик; 14 – нижняя крышка шатуна; 15 – шатунный болт; 16 – маслосгонная резьба; 17 – буртик; 19 – болт крышки коренного подшипника;
21 – полость; 22 – крышка коренного подшипника; 23 – носок коленчатого вала;
24 – болт крепления шкива; 25 – пластина; 26 – шкив; 27 – шайба;
29 – камера сгорания; 30 – стопорная шайба; 31 – вкладыши; 32 – стопорное
кольцо; 33 – медное кольцо; 34 – установочный поясок;
А и Б – метки
Рисунок – Кривошипно-шатунный механизм
В поршне 7 из алюминиевого сплава различают днище, головку (уплотняющую часть), юбку (направляющую часть) и бобышки (внутренние приливы). В зависимости от принятого на двигателе способа смесеобразования, расположения клапанов и форсункок (или свечей зажигания) днище поршня бывает плоским, фасонным с выемкой или выпуклым (у пусковых двигателей).
Все детали КШМ условно делят на две группы: шатунно-поршневую группу и группу коленчатого вала. В состав первой группы входят следующие основные детали:
На внешней поверхности поршня проточены канавки для установки компрессионных (уплотняющих) и маслосъемных колец. По окружности канавок под маслосъемные кольца просверлены сквозные отверстия для отвода излишек масла в картер двигателя.
На внутренней поверхности поршня имеется два прилива — бобышки, в отверстия которых устанавливают поршневой палец 6 и стопорные кольца 32. Палец 6 соединяет поршень 7 с шатуном 5.
Шатун 5 изготовляют из высококачественной стали двутаврового сечения в виде стержня с двумя головками: верхняя головка неразъемная, а нижняя - разъемная. Съемную часть называют крышкой 14. Ее крепят шатунными болтами 15.
Для обеспечения уравновешенности двигателя комплект поршней с шатунами в сборе подбирают с минимальной разностью по массе. Разность масс поршней с шатунами в пределах комплекта не должна превышать нормируемого значения. Например, у дизеля Д-240 не более 15 г, СМД-60 не более 17 г, А-41 не более 30 г.
В состав второй группы входят:
Коленчатый вал через шатуны воспринимает усилия от поршней и преобразует их во вращающий момент, который передается через трансмиссию на ведущие движители (колеса или гусеницы), а также используется для привода различных механизмов и устройство двигателя (распределительного вала механизма газораспределения, масляного, топливного и водяного насосов, генератора, вентилятора и др.). Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Вал состоит из коренных 2 и шатунных шеек 4, щек, носка 23 и хвостовика. К щекам могут быть прикреплены или отлиты вместе с валом противовесы.
Маховик 13 – это массивный чугунный диск, который во время работы ДВС накапливает кинетическую энергию, необходимую для вращения коленчатого вала в течение трех подготовительных тактов.
Задание.
1.Вынуть поршень первого цилиндра вместе с шатуном.
2. Изучить устройство кривошипно-шатунного механизма.
3. Ответить на контрольные вопросы.

Порядок выполнения работы.
Выньте поршни первого цилиндра в сборе с шатуном, предварительно выполнив следующее:
поверните коленчатый вал так, чтобы поршнь первого цилиндра находился в н. м. т.;
расшплинтуйте болты крепления крышек шатунов;
отверните торцовым ключом гайки у ЗИЛ-130 и болты у СМД-62;
снимите крышки нижних головок шатунов, слегка постукивая по ним молотком; обратите внимание на метки; указывающие порядковый номер шатуна и крышки его нижней головки.
Выньте поршень вместе с шатуном.
Предварительно ознакомившись с соответствующей литературой, изучите путем внешнего осмотра и сравнения с плакатами устройство кривошипно-шатунного механизма
Собирите кривошипно-шатунный механизм в обратном порядке.
Контрольные вопросы
1.Назначение кривошипно-шатунного механизма.
2.Из какого материала изготавливаются цилиндры?
3.Из каких частей состоит поршень?
4.Что входит в шатунно-поршневую группу?
5. Назначение коленчатого вала.
8.Укажите и назовите на рисунке составляющие детали кривошипно-шатунного механизма.