Технологическая карта практического занятия по теме Основные неисправности и ремонт кривошипно-шатунного механизма

Технологическая карта практического занятия по теме:
«Основные неисправности и ремонт кривошипно-шатунного механизма»
для учащихся 1 –го года обучения по профессии «Слесарь по ремонту автомобиля»

Характеристики урока
Содержание

Учебные цели урока





Развивающие цели







Воспитательные цели







Здоровьесберегающая цель



Основные образовательные принципы урока

Методы мотивации

Тип урока

Вид урока



Методы обучения


Оснащение урока


Форма организационно - познавательной деятельности учащихся

Межпредметные связи
- определить уровень знаний обучающихся по устройству КШМ автомобиля;
- определить слушателями основные неисправности и ремонт КШМ;
- сформировать умения обучающихся применять полученные теоретические знания на практике;
- обобщение и закрепление материала по ремонту КШМ на практике.

- создать условия для развития мышления при классификации учебного материала;
- создать условия для развития умений работать коллективно, в парах, индивидуально;
- развивать внимание, восприятие и память обучающихся;
- развивать творческое, техническое мышление обучающихся;
- развивать умения обучающихся систематизировать, анализировать, обобщать знания, умения делать выводы;
- развивать интерес к профессии.


- воспитывать коммуникабельность при коллективной работе и в парах; самостоятельность, уверенность при
выполнении практической работы;
- воспитывать уважение к труду и людям;
- воспитывать ответственность, дисциплинированность;
- воспитывать профессиональные убеждения, любовь к профессии.


- эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы);
- использовать коррекционные упражнения (для укрепления зрения, внимания);
- следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).


- доступность, практичность, научность.

- эмоциональные, познавательные, волевые и социальные

- урок повторение изученной темы КШМ

бинарный, включающий в себя повторение устройства КШМ, основные неисправности КШМ, осуществление ремонта КШМ. После проведения теоретической части, закрепление по теме КШМ непосредственно в учебных мастерских

словесный, наглядный и практический


мультимедийная система; технологические карты; тестовые задания по по теме «Основные неисправности и
ремонт КШМ»; узлы и механизмы КШМ; набор ключей, набор головок, молотки, съемники, киянки.

коллективно-творческая деятельность


Устройство автомобиля, тема: «Устройство и работа КШМ».
Материаловедение, тема: «Стали и чугуны».
Охрана труда, тема: «Безопасные методы работы в мастерской».
Физика, тема: «Раздел механики».
Химия, тема: «Процесс горения смеси».



Технологическая карта практического занятия


Этап урока

Задачи этапа

Методы
обучения

Форма
организации
учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе: проверка явки слушателей и спецодежды.
Объяснительно-иллюстративный (разъяснение)
фронтальная
Знакомить учащихся с планом занятия

Слушают
1-2 мин.


2. Постановка цели
Повторение темы урока. Повторение цели урока - выявить пробелы в знаниях и умениях обучающихся при закреплении темы «Основные неисправности и ремонт кривошипно-шатунного механизма»

Фронтальный опрос.
Коллективная
Демонстрирует слайды и задаёт вопросы:
1.Какой механизм двигателя представлен на иллюстрации и его назначение?


2. Какая деталь КШМ представлена на фото и её назначение?

3.Рассказать об особенностях строения поршня?

4. Дать назначение и устройство маховика?




5. Какие характерные неисправ- ности встречаются в кривошип-но-шатунном механизме?

Смотрят и отвечают на вопросы:

1. Кривошипно-шатунный механизм, который преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
2. Коленчатый вал. Участвует в преобразовании возвратно-поступательного движения во вращательное.
3. Поршневые канавки, бобышки, эллипсность юбки, отверстия для смазки.
4. Выводит поршни с мёртвых точек и способствует равномерному вращению механизма. Тяжёлый чугунный диск с напрессованным зубчатым венцом.
5. Стуки и шумы, падение мощности двигателя, повышенный расход масла, перерасход топлива, появление дыма в отработавших газах, отложение нагара.
5 мин

3. Проведение инструктажа по технике безопасности
Выполнение обучающимися основных требований правил техники безопасности при выполнении работ
Объяснительно-наглядный
Коллективная
Проводит вводный инструктаж по ТБ: при работе с слесарным инструментом, при работе с нефтепродуктами, защитные средства при работе.
Слушают и запоминают
3-4 мин.

4. Распределение ролей и выполнение задания учащимися
Закрепление на практике знаний по основным неисправностям и ремонту кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания
Проблемно-практический с элементами ролевых игр
Коллективно-творческая деятельность
Ставит проблемную задачу: Представим, что мы работники станции технического обслуживания. К нам приехал заказчик и жалуется, что у него проблемы с автомобилем, а именно:

·- звонкие металлические стуки;
- падение компрессии;
- затруднён пуск двигателя;
- снижаются мощность и
приёмистость;
- увеличился расход масла;
- появился дым в отработанных
газах.
Ваша задача: найти основные причины неисправностей. Предстоит пройти 4 этапа, работая с двигателем и кривошипно-шатунным механизмом. В процессе занятия использовать технологические карты.

Технологическая карта
при разборке и сборке КШМ.
Разборка:
1. Повернуть двигатель масляным картером вверх
2. Снять поддон картера
3. Извлечь из гильз цилиндров поршень в сборе с шатуном
4. Устранить основные неисправности
Сборка:
1. Установить шатун с поршнем в гильзу цилиндра
2. Установить поддон картера
3. Восстановить двигатель в исходное положение

Обучающиеся разбиваемся на две бригады, в составе каждой будет один бригадир и один контроллёр.
Обязанности бригадира: организовать работу, распределить обязанности среди членов бригады, докладывать мастеру о выполнении работы. Контроллёр наблюдает за правильностью разборки и сборки.
1 этап. Правильное расположение двигателя при снятии поддона. Контроллёр проверяет, правильно ли подобраны гаечные ключи и головки для откручивания гаек. Бригадир докладывает мастеру о прохождении 1 этапа и перечисляет последовательность выполненной работы.
2 этап. Извлечение из гильзы цилиндров поршня с шатуном. Контроллёр проверяет, правильно ли использованы инструменты и приспособления. Бригадир докладывает мастеру о прохождении 2 этапа и перечисляет последовательность выполненной работы.
3 этап. Устранение основных неисправностей. Бригадир объясняет членам бригады, контроллёру и мастеру, какие неисправности были обнаружены.
4 этап. Сборка и установка деталей кривошипно-шатунного механизма. Бригадиру продемонстрировать контроллёру и мастеру правильность сборки. Каждый контроллёр выявляет и перечисляет пробелы в знаниях и умениях обучающихся (ошибки, допущенные при работе).
55 мин.

5. Закрепление темы по вопросам
Закрепление пройденного материала по вопросам
Тестовый. Упражнения.
Индивидуальная
Раздаю обучающимся карточки-задания с вопросами в двух вариантах:
I вариант
1. Какие слесарные работы выполняются при ремонте КШМ?
2. На сколько групп делится кривошипно-шатунный механизм? Какие?
а) на 3; б) на 5; в) на 2; г) на 9.
3. Как называют гильзы цилиндров?
а) сухими; б) мокрыми; в) большими; г) маленькими.
4. Из какого материала изготовлен поршень?
а) из алюминия; б) из чугуна; в) из дерева; г) из меди.
5. Для чего устанавливается на поршень маслосъемное кольцо?
а) для удаления излишней воды;
б) для удаления излишнего масла;
в) для удаления охлаждающей жидкости;
г) для удаления горючей смеси.
II вариант
1. Как называется внутренняя поверхность цилиндра? а) зеркалом; б) стеклом.
2. Какие слесарные инструменты применяются при ремонте КШМ?
3. Для чего служит поршневой палец?
а) для соединения поршня с коленчатым валом ;
б) для соединения поршня с шатуном.
4. Сколько головок имеет шатун?
а) 3; б) 8; в) 5; г) 2.
5. Для чего служит поддон?
а) для сбора металлических частиц; б) для сбора воды.




Обучающиеся должны ответить письменно на поставленные в карточках вопросы:
I вариант
1. Пайка, лужение, опиливание, рубка, нарезание резьбы, разметка правка и гибка
2. КШМ делится на 2 группы; подвижные и неподвижные


3. Гильзы цилиндров называют «мокрыми»


4. Поршень изготовлен из алюминиевого сплава

5. Маслосъемное кольцо устанавливается на поршень для того, чтобы удалить излишки масла




II вариант
1. Внутренняя поверхность цилиндра называется – зеркалом

2. Чертежная линейка, напильники, сверлильный и сварочный станки, метчики, плашки, паяльники
3. Поршневой палец служит для соединения поршня с шатуном




4. Шатун имеет 2 головки – верхняя и нижняя

5. Поддон служит для сбора металлических частиц


10 мин.

6. Подведение итогов
Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративный
(беседа)
Коллективная
Вывод (обобщение): практическая работа завершена. Обе бригады справились с поставленной задачей. Вы закрепили знания о кривошипно-шатунном механизме. Попробовали своими руками разобрать и собрать ответственный узел двигателя, устранили неисправности КШМ и выявили свои пробелы в знаниях и умениях. Вашу работу я оцениваю на отлично.
Вопрос учащимся: Каких профессиональных качеств требует работа слесаря по ремонту автомобиля?
Учитель: Это и есть ваши будущие профессиональные качества.














Ответ учащихся: Работа слесаря по ремонту автомобиля кропотливая, ответственная, требует большого внимания, тщательности и навыков.

5 мин.


Этап урока

Задачи этапа

Методы
обучения

Форма
организации
учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

8. Домашнее задание.
Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

Объяснительно-иллюстративный (инструктаж)

Фронтальная
Устное сообщение учителя
Слушают и записывают в дневник
П. 3.7, вопросы
1мин.










































15