Лекционный материал на тему «Общее устройство и работа системы смазки. Устройство узлов системы смазки».


Лекционный материал на тему «Общее устройство и работа системы смазки. Устройство узлов системы смазки».
-106680138049000Масляный насос шестеренчатого типа создает давление и обеспечивает циркуляцию масла в смазочной системе. Двухсекционный масляный насос (рис. 1) состоит из корпуса, внутри которого расположены две пары шестерен, образующие нагнетательную и радиаторную секции. Нагнетательная секция подает масло в главную масляную магистраль для смазки двигателя. Радиаторная секция подает масло через центробежный фильтр в масляный радиатор. Две шестерни насоса закреплены неподвижно через шпонку на приводном валике, а две другие — свободно на оси, запрессованной в корпусе насоса. Приводной валик масляного насоса вращается от косозубой шестерни, которая в зависимости от модели двигателя может располагаться на переднем конце коленчатого вала либо на распределительном валу. При вращении шестерни верхней секции захватывают масло впадинами между зубьев и переносят его в главную масляную магистраль двигателя.
Рис. 1. Шестеренчатый двухсекционный масляный насос:
1 — ведущая шестерня верхней секции;
2 — ведомая шестерня верхней секции;
3 — редукционный (плунжерный) клапан;
4 — ведущая шестерня нижней секции;
5 — ведомая шестерня нижней секции;
6 — перепускной клапан;
7 — кран масляного радиатора;
8 — вал
Максимальное давление в системе ограничивается редукционным клапаном, при повышении которого часть масла через перепускной клапан возвратится в поддон картера двигателя.
Масляные фильтры. В процессе эксплуатации двигателя масло загрязняется в результате износа деталей металлическими частицами, продуктами нагара и коксования масла, образующимися в результате сгорания его на стенках цилиндров и деталях двигателя. Сетчатый фильтр маслоприемника предварительно фильтрует масло от механических примесей перед его поступлением в насос. После выхода из насоса масло частично или полностью очищается в фильтрах грубой, тонкой или центробежной очистки. Фильтры устанавливают в различных сочетаниях в зависимости от модели двигателя и конструкции системы смазывания. На многих двигателях применяют дополнительную очистку масла, выполняя грязеуловители в шатунных шейках коленчатого вала. Фильтрующий элемент пластинчато-щелевых фильтров грубой очистки состоит из набора металлических фильтрующих пластин, разделенных тонкими металлическими пластинами. Фильтр тонкой очистки имеет сменный фильтрующий элемент, заполненный фильтрующей массой. Фильтр центробежной очистки масла представляет собой центрифугу (рис. 2). Преимущество этого фильтра состоит в том, что он в первую очередь задерживает тяжелые примеси. Его работу легко и надежно можно проверить прослушиванием вращения ротора в течение короткого времени после остановки двигателя. Полнопоточный масляный фильтр имеет два сменных фильтрующих элемента, заполненных древесной мукой на пульвербакелитовой связке (рис. 3). Масляный радиатор служит для охлаждения масла и предотвращения его разжижения в результате нагрева от соприкосновения с горячими деталями двигателя.
-7937510223500
Рис. 2. Фильтр центробежной очистки масла:
1 — ось ротора;
2 — жиклер;
3 — поддон;
4 — ротор;
5 — колпак ротора;
6 — кожух фильтра;
7 — фильтрующая сетка;
8 — гайка крепления колпака;
9 — гайка крепления ротора;
10 — гайка-барашек крепления кожуха
-332740138620500Масляный радиатор состоит из двух бачков и горизонтальных трубок между ними. Для увеличения площади охлаждения и жесткости трубки скреплены металлическими пластинами. Масляными радиаторами снабжаются, как правило, грузовые автомобили ввиду тяжелых условий работы их двигателей. Для легковых автомобилей достаточное охлаждения масла обеспечивают обдув поддона картера встречным потоком воздуха и вентиляция картера. Для предотвращения разрушения масляных трубопроводов при повышенном давлении и для обеспечения нормальной подачи масла при износе деталей в системе смазки предусмотрен редукционный клапан. При понижении давления масла включается предохранительный клапан, который отключает масляный радиатор от системы.
Рис. 3. Полнопоточный масляный фильтр КамАЗа:
1 — крышка;
2 — фильтрующий элемент;
3 — прокладка;
4 — колпак
Маслопроводы изготовляются из латунных или прорезиненных трубок, соединяющих отдельные участки системы смазки. Маслоналивные патрубки расположены сверху или сбоку двигателя, соединены с поддоном картера непосредственно через маслоналивную трубу и имеют воздушные фильтры. Визуальный контроль за уровнем в системе осуществляется при помощи масломерного щупа, имеющего отметки «min» и «max». Требуется регулярно следить, чтобы уровень масла был у отметки «max». Вентиляция картера служит для охлаждения масла и для освобождения картера от паров топлива, воды и отработавших газов, которые, проникая через несплошности поршневой группы, разжижают и загрязняют масло. У некоторых моделей двигателей — открытая вентиляция картера, когда нижний конец отсасывающей трубки имеет косой срез, направленный назад по ходу автомобиля. При движении у среза создается разряжение, в результате которого газы отсасываются из картера. Разряжение из картера через трубку передается под крышку газораспределительного механизма и туда же из вакуумного фильтра подается воздух. Однако следует учитывать, что картерные газы токсичны. В современных карбюраторных двигателях предусматривают закрытую (принудительную) систему вентиляции картера, когда картерные газы отводятся во впускной коллектор, что исключает их выброс в атмосферу.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каким требованиям должны отвечать моторные масла?
2. Как устроена система смазывания автомобиля?
3. Для чего служит и как устроен масляный насос?