Методическая разработка открытого урока по предмету Устройство автомобиля на тему Разборка двигателя внутреннего сгорания


Алматы қаласы Білім басқармасы Управление образования г.Алматы
Алматы мемлекеттік жаңа Алматинский государственный
технологиялар колледжі колледж новых технологий
Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі
Методическая разработка открытого урока
Пәні /предмет: « Автокөлік құрылымы / Устройство автомобиля»
Сабақтың тақырыбы/ тема урока:
«Разборка двигателя внутреннего сгорания»
Дайындаған/подготовил(а):
Арнайы пәндер оқытушысы
/ преподаватель спецдисциплин
Майер А.В.
Алматы-2016
Бекітемін /Утверждаю Бекітемін /Утверждаю
Директордың ОӘЖ бойынша Директордың оқу ісі бойынша
орынбасары орынбасары
Зам.директора по УМР Зам.директора по УР
________________ Литвинова О.И. _____________Передерий Е.А.
« __ » _________2016 ж « __ » _________2016 ж

Сабақтың технологиялық картасы
Технологическая карта занятия
Пәні / дисциплина: Устройство автомобиля
Мерзімі /дата: 12 декабря 2016 года Топ /группа: ТОР-22
Сабақтың / № урока №24
Сабақтың тақырыбы/Тема занятия: «Разборка двигателя внутреннего сгорания»
Сабақтың мақсаты / Цель занятия:
білімділік/образовательная: Формирование знаний о назначении и устройстве деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя внутреннего сгорания. Научиться правильно и в полном объеме проводить разборку двигателя легкового автомобиля, закрепить основные особенности разборки двигателя.
тәрбиелік / воспитательная: Воспитывать самостоятельность у учащихся при работе с дидактическим материалом, с лабораторным оборудованием. Воспитывать самосознание и настойчивость в овладении профессией.
дамытушылық /развивающая: Развитие логического мышления, профессиональной лексики. Содействовать формированию коллективизма, аккуратности. Развитие навыков практического применения полученных знаний.
Сабақтың типі / тип занятия: урок лабораторно-практического изучения с элементами работы в команде.
Сабақтың жабдықталуы / обеспечение занятия:
а)оқу көрнекілік құралдары /учебно-наглядные пособия: двигатель в сборе
б)үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы: тестовые задания, таблицы для заполнения названия деталей двигателя.
в)ТОҚ / ТСО: маркерные доски
Пән аралық байланыс/межпредметная связь: технология металлов, черчение, техническая механика, ремонт автомобилей.
Қолданылған әдебиеттер/Литература: Тур Е.Я., Серебряков К.Б., Жолобов А.А. Устройство автомобилей, Машиностроение, 1990 г.,
Стуканов В.А., Леонтьев К.Н. «Устройство автомобилей», учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ», 2010. – 496 с. (Профессиональное образование).
Сабақтың өту барысы / Ход занятия:
I. Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент момент жұмыс орнын ұйымдастыру/организация рабочего места, сабаққа кемегендерді айқындау/выявление отсутствующих) - 15 мин
1. Здравствуйте ребята, сегодня тема нашей лабораторно-практической работы «Разборка двигателя внутреннего сгорания». Полученные сегодня навыки вы будете применять на практике и в жизни.
Вы должны уметь самостоятельно выбирать инструмент для проведения конкретных операций при выполнении задания, т.е. должны выработать верный, точный глазомер, чтобы на глаз безошибочно определять размеры болтов и гаек, не применяя измерительный инструмент. В процессе выполнения задания важно научиться безопасным приемам выполнения работы. С этой целью перед началом работы познакомимся с техникой безопасности при проведении лабораторно-практических занятий.
Далее преподаватель Мальцев Л.С. ознакомит Вас с инструкцией по технике безопасности.
Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторно-практических занятий
Одежда учащегося должна быть подобрана по его росту, заправлена, рукава застегнуты. Руки учащегося не должны быть замаслены, чтобы он мог надежно удерживать инструмент. Очищать и мыть руки бензином или дизельным топливом запрещено.
Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке, проходы должны быть свободными.
При снятии или разборке агрегатов, в картере которых может быть масло, подставить ванночку для его слива. В случае попадания масла на пол необходимо пятно засыпать опилками или песком, дать маслу впитаться, и, убрав засыпку, протереть место ветошью насухо. Отработанную ветошь убирать в железный ящик с плотной крышкой.
Круглые детали (валы, поршни, цилиндры, гильзы и др.) запрещается класть на край стола.
Используемый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и соответствовать определенным требованиям:
молоток должен иметь слегка выпуклый, гладкий, без зазубрин и трещин боек; ручка молотка, изготовленная из дерева твердой породы, должна быть не замасленной, гладкой, без сучков, расклиненной;
зубило не должно иметь на ударной поверхности и бородке трещин, наклепа металла, сколов, выбоин;
отвертка не должна иметь острый рабочий конец, а стержень отвертки должен быть прямым, не погнутым;
измерительный инструмент должен быть чистым, сухим и содержаться отдельно от рабочего инструмента;
гаечные ключи для операции необходимо подбирать точно по размеру. Запрещается пользоваться ключом, у которого губки не параллельны и в зев заложены пластинки;
не допускается удлинение рычага за счет использования куска трубы или другого ключа.
Далее ребята давайте разделимся на две команды
Первая команда это практики, вторая теоретики.
Первая команда (практики) будут заниматся непосредственно разборкой двигателя на детали.
Вторая команда (теортетики) решением тестовых заданий и описанием назначения и устройства деталей после разборки двигателя.

II. Выполнение задания – 40 мин.
1. Решение тестовых заданий (приложение 1) – 20 мин. (команда теоретики)
Описание назначения и устройства деталей в таблице (команда теоретики) – 20 мин. (приложение 2)
2. Разборка двигателя внутреннего сгорания на детали – 40 мин. (команда практики)
III. Жаңа материалды бекіту, біліктілік пен дағдыны қалыптастыру/Закрепление нового материала, формирование умений и навыков
1. Обсуждение результатов выполненной работы (10 мин.)
Сабақтың қорытыңдысы/Подведение итогов занятия (5мин.)
Рефлексия:(10мин)
Ответить на вопросы:
1. Какие особенности Вы заметили при разборке двигателя внутреннего сгорания?
2. С какими трудностями столкнулись при выполнении работ.
3. Каждая команда даст краткое описание порядка выполнения разборочных работ.
Бағалау/Оценка
IV.Үй тапсырмасы / Дом.задание: (5мин.)
1. Составить отчет по выполнению лабораторно-практической работы согласно перечню контрольных вопросов. (Приложение 3)
Оқытушының қолы / подпись преподавателя ______________________
______________________
ЦӘБ отырысында қаралып,мақұлданды
Рассмотрено на заседании ЦМК «___________»
Хаттама / протокол № __ «__» « ______» 2016
ЦӘБ төрағасы
Председатель ЦМК ____________
Приложение 1
Тестовые задания для контроля знаний по теме кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя внутреннего сгорания
Задание №1 Для чего нужен зазор между клапаном и толкателем (клапаном и коромыслом)?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Газораспределительный механизм
Сложность Средняя
А для компенсации теплового расширения деталей механизма ГРМ
В для своевременного и резкого закрытия (открытия клапана)
С для обеспечения одинаковой установки всех клапанов
D для плавного закрытия клапанов
E для своевременного открытия клапанов
Задание №2 В каком ответе все перечисленные детали входят в состав шатунно-поршневой группы?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Средняя
А поршень, шатун поршневой палец, распределительный вал
В поршень поршневой палец, шатун, коленчатый вал
С поршень, компрессионные и маслосъемные кольца, поршневой палец, шатун
D гильза цилиндра, поршень с кольцами, поршневой палец
E поршень, поршневой палец, коленчатый вал, коромысло
Задание №3 Что такое перекрытие клапанов?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Газораспределительный механизм
Сложность Средняя
А период, когда один клапан открыт, а другой закрыт
В период, когда оба клапана закрыты
С когда зазоры в клапанах находятся в пределах 0.35 мм
D когда зазоры в клапанах находятся в пределах 0.40 мм
E период, когда оба клапана открыты
Задание №4 Сколько шатунных шеек имеет V – образный,
8 – цилиндровый двигатель?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Средняя
А 4
В 6
С 8
D 10
E 12
Задание № 5 Сколько оборотов распределительного вала приходится на 10 оборотов коленчатого вала в 4-тактном двигателе?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Газораспределительный механизм
Сложность Средняя
А 20
В 10
С 8
D 5
E 4
Задание № 6 Для чего предназначен механизм газораспределения?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Газораспределительный механизм
Сложность Минимальная
А Для распределения рабочей смеси в цилиндрах
В Для перераспределения горючей смеси между цилиндрами.
С Для распределения газов в газобаллонных двигателях
D Для регулирования выпуска отработавших газов
E Для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов
Задание №7 По каким признакам можно сделать заключение об износе или потере упругости поршневых колец?
Раздел Устройство автомобиля
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Максимальная
А по повышенному расходу топлива
В по повышенному расходу масла и дымному выхлопу
С по стукам в верхней части двигателя
D по перегреву
E по снижению мощности
Задание №8 У какого клапана и для чего головка обычно имеет большой диаметр?
Раздел Устройство автомобиля
Тема Газораспределительный механизм
Сложность Минимальная
А у впускного: для лучшего наполнения цилиндра
В у выпускного: для лучшей очистки цилиндра
С у выпускного: для лучшего отвода тепла
D у впускного и выпускного клапанов
E у обоих клапанов головка одинакова
Задание №9 Прекращение подачи масла к шейкам коленчатого вала вызывает следующие последствия…
Раздел Устройство автомобиля
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Максимальная
А незначительное увеличение температуры трущихся поверхностей
В ухудшение экономичности работы двигателя
С сокращение ресурса работы двигателя вследствие увеличения износа и выплавления подшипника и выход двигателя из строя
D незначительное увеличение температуры охлаждающей жидкости двигателя.
E повышение давления масла в системе смазки
Задание №10 К подвижным деталям кривошипно-шатунного механизма двигателя относятся:
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Минимальная
А блок цилиндров
В головка блока с прокладкой
С блок и головка цилиндра
D поддон картера
E коленчатый вал с маховиком, поршни с шатунами
Задание №11 Для чего в замках поршневых колец должен быть зазор?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Газораспределительный механизм
Сложность Средняя
А для компенсации теплового расширения кольца
В для прохода смазки
С для лучшего отвода тепла
D для прохода излишков газов в картер двигателя
E для лучшей компрессии в цилиндре
Задание №12 Как следует установить замки поршневых колец?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Максимальная
А под углом в 50 градусов
В под углом 90- 180 градусов
С все замки в одну сторону
D произвольно
E под углом в 60 градусов
Задание №13 Какую функцию выполняет шлифованная поверхность маховика?
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Средняя
А нажимного диска сцепления
В ведущего диска сцепления
С привода сцепления
D ведомого диска сцепления
E не выполняет никакой функции
Задание №14 Кольца, установленные ближе к верхней части поршня (днищу)…
Раздел Двигатели внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Минимальная
А компрессионные
В маслосъемные
С резиновые
D пластмассовые
E медные
Задание №15 Штанга газораспределительного механизма двигателя передает усилие от…
Раздел Двигатели внутреннего сгорания
Тема Газораспределительный механизм
Сложность Средняя
А коромысла к толкателю
В толкателя к клапану
С толкателя к коромыслу
D коромысла к клапану
E клапана к коромыслу
Задание №16 Назначение отверстий в шатунных шейках коленчатого вала
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Средняя
А для подачи смазки к коренным подшипникам
В для уменьшения массы коленчатого вала
С для балансировки коленчатого вала
D для подачи смазки к шатунным подшипникам
E для подачи масла к деталям на головке блока цилиндров
Задание №17 Радиус кривошипа коленчатого вала (дать определение)
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Средняя
А расстояние от оси коленчатого вала до оси поршневого пальца, когда поршень находится в ВМТ
В расстояние от оси коленчатого вала до оси поршневого пальца, когда поршень находится в НМТ
С расстояние от оси шатунной шейки до оси коренной шейки коленчатого вала
D расстояние от оси поршневого пальца до оси шатунной шейки, когда поршень находится в ВМТ
E радиус шестерни коленчатого вала
Задание №18 Какие из перечисленных деталей жестко крепятся к коленчатому валу
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Минимальная
А маховик коленчатого вала
В шатун
С крышка коренного подшипника
D вкладыши шатунных шеек
E вкладыши коренных шеек
Задание №19 Детали, совершающие при работе двигателя только возвратно-поступательное движение:
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Средняя
А шатуны
В цилиндры
С коленчатый вал с маховиком
D маховик
E поршни с пальцами
Задание №20 Угол расположения шатунных шеек коленчатого вала 4-х цилиндрового двигателя
Раздел Двигатель внутреннего сгорания
Тема Кривошипно-шатунный механизм
Сложность Максимальная
А 180º
В 60º
С 120º
D 90º
E 45º
Ключ ответов
1 А
2 С
3 E
4 A
5 D
6 E
7 B
8 A
9 C
10 E
11 A
12 B
13 D
14 A
15 C
16 D
17 C
18 A
19 E
20 A
«5» - 18-20 правильных ответов
Критерии оценок: «4» - 15-18 правильных ответов
«3» - 10-15 правильных ответов
Приложение 2
Название деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя внутреннего сгорания Назначение и устройство деталей

Приложение 3
Контрольные вопросы для выполнения отчета по лабораторно-практической работе
1. Каково назначение КШМ, какие основные детали входят в него?
2. Расскажите о назначении и устройстве поршня, поршневых колец и поршневого пальца?
3. Расскажите о назначении и устройстве шатуна.
4. Объясните назначение, устройство маховика.
5. Каковы особенности конструкции коленчатого вала рядных и V-образных двигателей?
6. Назовите основные неисправности КШМ, их признаки и причины.
7. Каковы назначение и общее устройство ГРМ?
8. Какие виды механизмов газораспределения существуют? Дать их сравнительную характеристику.
9. Как чередуются фазы газораспределения? Ответ пояснить схемой.
10. Что называется фазами газораспределения и как влияет их изменение на мощность двигателя
11. Каким образом согласуется работа КШМ и ГРМ?
12. Для чего служат и как устроены распределительный вал и его привод?
13. Каковы назначение и устройство толкателей, штанг и коромысел?
14. Объясните назначение и устройство клапанов, пружин и деталей их крепления. Каковы назначение и величина теплового зазора?
15. Назовите основные неисправности ГРМ, их признаки и причины?
Критерии оценки
За правильно выполненный отчет, с ответом на все контрольные вопросы, выставляется оценка пять баллов.
При наличии несущественных ошибок (орфографические ошибки, неаккуратно выполненная работа) общий балл снижается на 10 %.
При наличии существенных ошибок (неверные ответы на контрольные вопросы) оценка снижается до 50 %.
Защита лабораторной работы выполняется письменно.