Использование метода проектов во внеурочное время при обучении английскому языку в условиях ФГОС


Использование метода проектов во внеурочное время при обучении английскому языку в условиях ФГОС
(Отчет по теме исследования учителя английского языка Сырлыбаевой Альбины Акрамовны МОБУ СОШ №2 г.Баймака)
Цель моей работы с проектами – создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету.
Задачи : формировать представления о проектной работе;
* формировать навыки планирования, сбора и обработки информации;
* уметь анализировать, составлять отчет, оформлять сноски;
* формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с планом работы.
1.Современное общество в течение всей жизни будет проверять уровень сформированности общеучебных компетенций выпускника, а на рынке труда эти компетенции в сочетании со свободным владением иностранным языком откроют новые возможности. Для «свободного владения» традиционной программы, ограниченной страницами учебника, недостаточно. Действительно, подавляющая часть населения России не владеет даже базовой лексикой на бытовые темы!
2.Современная школа должна вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыражения, помочь преломить языковой барьер, реализовать их интеллектуальный потенциал. Проектная деятельность помогает решать эту проблему.
Став руководителем районного и школьного методического объединения учителей английского языка я начала работу с того, что подняла вопрос для обсуждения и принятия решения- как еще больше заинтересовать обучающихся изучением английского языка. В районе была создана творческая группа учителей. Мы подобрали методическую литературу, Составили план проведения семинаров, на которых выступали учителя, прошедшие курсы повышения квалификации, посетили уроки с целью изучения опыта коллег. Так были проведены следующие семинары:
сентябрь,2014-«Использование метода проектов как эффективность работы учителя английского языка»
февраль,2014-« Проектная методика при обучении иностранным языка в условиях реализации ФГОС.»
сентябрь,2015- « Особенности введения ФГОС в 5-х классах»
Таким образом мы пришли к выводу, что применение проектной методики- это оптимальный вариант в условиях современных требований образования к уровню обученности обучающихся.
Мы, учителя иностранного языка, давно знакомы с проектной методикой, т. к. почти все учебные комплекты отечественных и зарубежных издательств предлагают данные виды учебной деятельности. Но, именно в последнее время, когда осуществляется переход на новые образовательные стандарты, в полной мере видны все их преимущества.
В своей работе применяю занятия- проекты. Эти небольшие проекты на несколько недель - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. Также предлагаю учащимся творческие мини- проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, сочинение, ребусы, газета и др. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Метод проектов обычно ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие школьники не обладают большим лексическим запасом, некоторые из них не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя.
На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков. Целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации.
Первые проекты начинаются в третьем классе. Для начала проектной деятельности лучше всего подходят такие темы, как “All about me”, “All about my house”, “My room”, “All about my family” и др. Первые проекты представляют собой небольшие работы, содержащие минимум текста на английском языке и требующие от ребенка в основном работы с иллюстрациями. Для создания этих проектов используются готовые книжные шаблоны.
В средней школе (5-6 класс) темы проектов усложняются и касаются разных аспектов жизни Великобритании. В связи с отсутствием у детей достаточного словарного запаса на данном этапе проекты пишутся на русском языке и направлены на расширение знаний по страноведению. Так, в первом проекте пятого класса учащимся предлагается написать об одной из английских королев по их выбору.
Начиная с седьмого класса, все проекты снова выполняются на английском языке.
Мой опыт работы с проектами реализует компетентностно-ориентированное образование. Отличительная черта моей работы – вовлечение учащихся 5-11 классов в проектную деятельность на протяжении всего периода обучения. Он имеет социально-педагогическую и научно-познавательную направленность, предназначен для учащихся 5-11 классов. Программа проекта в соответствии с ФГОС НОО развивает способности ребёнка и формирует такие универсальные учебные действия, как планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция, формируя коммуникативные и социальные навыки для успешного интеллектуального развития личности. Проблемное обучение в рамках проекта проходит индивидуально и в группах, краткосрочно и долгосрочно. Аргументированная защита своей концепции, оценка работы по обозначенным критериям дают бесценный опыт публичных презентаций.
За много лет работы с проектной деятельностью мы с обучающимися практикуем использование презентаций в Power Point на уроках английского языка.
На подготовительном этапе внеурочных проектов межпредметной и надпредметной направленности через анкетирование или личную беседу выявляются интересы и предпочтения обучающихся. Правила участия и инструкции по вопросу оформления конечного продукта оговариваются заранее. Группы формируются по личностным характеристикам, по интересам, по уровню владения английским языком.
Следующие этапы внеурочного проекта – выбор темы, определение цели и задач проекта, формирование групп, распределение обязанностей. На этапе  поискового исследования мы решаем, откуда черпать информацию, в каком виде можно представить публике продукт проектной деятельности. Это «внешний продукт», определяемый участниками проекта. Я анализирую ещё и  «внутренний продукт» проектной деятельности – развитие межличностных, вербально-лингвистических, визуально-пространственных  и внутриличностных способностей учащихся.
Промежуточный контроль работы – трансляционно-оформительский этап, предзащита и доработка проекта. Заключительный этап – публичная защита, подведение итогов, анализ выполненной работы, выявление причин успехов и неудач. Конечный продукт подлежит обязательному оцениванию. Долгосрочные проекты оцениваются группой экспертов.
Метод проектов – «метод решения проблем» эффективен, так как позволяет реализовать потенциал как обучающихся, так и учителя.
В теоретическом плане проектная деятельность позволяет:
1.     Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.
2.     Изменить способ коммуникации учителя и ученика: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
В практическом плане имеется ряд инновационных моментов:
1. Овладение навыками работы с новейшими сетевыми ресурсами.
2. Активное внедрение в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки, способствующих достижению устойчивых положительных результатов.
3. В рамках проектной деятельности на занятиях английского языка (с 5 класса) монологические высказывания (разговорные темы) переводятся в разряд монопроектов. Личное участие в составлении рассказов, экскурсий, или научных лекций с подборкой фото, видео материала повышают мотивацию учащихся и способствует снятию языкового барьера. От раза к разу ребёнок чувствует себя все более уверенным в себе. Так достигается ситуация успеха!
Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:
* Компьютерная грамотность;
* Умение аргументировать и делать логичные выводы;
* Распределение материала от простого к сложному, от  частного к общему.
Подходы, позволяющие мне реализовать ключевые компетентности:
· Личностный подход: формирует социально-значимые качества выпускников – самосознание и самореализацию, социальную активность, мобильность, креативность, стремление реализовывать конкретную осознанную цель.
·  Компетентностный подход: ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта проектной деятельности.
·  Дифференцированный подход: гарантирует адекватную языковую нагрузку, отработку практических навыков самостоятельной деятельности.
·  Деятельностный подход: открывает перед ребенком весь спектр возможностей и создает установку на свободный выбор.
Программа работы с проектами не оставляет без внимания вопросы физического и психического, социального и нравственного здоровья. Мне важно поддерживать духовное здоровье, систему ценностей и убеждений. Здоровьесберегающий режим работы способствует становлению и духовному развитию личности ребенка. Я учу детей распределять усилия для самостоятельной работы и систематизации новых знаний.
При этом происходит не менее важный процесс профессиональной самореализации учителя. Осознание того, что потенциал ребенка реализован, а педагогический опыт и идеи педагога востребованы в полной мере также ведет к счастливому, спокойному и здоровому существованию, а не к нервным срывам на фоне профессионального выгорания.
Затраты времени учителя соотносятся с полученным конечным результатом. Максимальное усилие прилагается руководителем проекта на первых двух этапах работы, далее необходимо только контролировать сроки и помогать в решении текущих проблем.
Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения. Коммуникативная и языковая компетенции обучающихся отражаются на результатах предметных олимпиад..
Мои обучающиеся показывают высокие результаты. Я считаю, что проект способствует формированию предметных результатов.
Динамику развития личностных умений я фиксирую по нарастающему участию в предметных олимпиадах и конкурсах по английскому языку.
Так на протяжении последних 5 лет мои учащиеся стали победителями и призерами предметной олимпиады на муниципальном этапе.
Учебный год ФИ учащегося класс результат
2011-2012 Мустафина Резеда 9 призер
2012-2013 Мустафина Резеда 10 призер
2013-2014 Мустафина Резеда
Гумерова Эльвина
ФертиковаВероника 11
10
9 Победитель
Призер
призер
2014-2015 Мусина Назгуль 10 призер
Мои учащиеся- активные участники разных конкурсов
Учебный год ФИ учащегося класс результат
2010-2011 Мустафина Резеда 8 Диплом 2 степени.
Республиканская научно-практическая конференция учащиеся « Родные и иностранные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации»
(БГПУ,Уфа)
2010-2011 Мустафина Резеда 8 Победитель в номинации «За научность и креативный подход».
Республиканская научно-практическая конференция учащиеся « Валидовские чтения»
(г. Ишимбай)
2010-2011 Талипова Тансулпан 11 Призео районного творческого конкурса ораторского мастерства
2011-2012 Васильцова Настя 5 Победитель районного творческого конкурса ораторского мастерства
2013-2014 Фертикова Вероника 9 Республиканская научно-практическая конференция учащиеся « Родные и иностранные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации»
(БГПУ,Уфа)
2013-2014 Породькина Аня 11 Победитель районного творческого конкурса ораторского мастерства
2014-2015 Мусина Назгуль 10 5 республиканский конкурс юных сказителей и исполнителей эпоса «Урал-батыр»
2014-2015 Якшибаева Лиана
Мусина Назгуль
Новиков Олег 5
10
10 Всероссийский конкурс « Open world» на тему «Поклонимся великим тем годам» на английском языке
2015-2016 Бурибаева Сабина 7 Диплом 1 степени.
Конкурс эссе «My summer holidays» от проекта mega-talant.com
В нашей школе работает клуб друзей ЮНЕСКО, поэтому мы являемся активными участниками различных конкурсов и проектов.
Работа с проектами способствует саморазвитию и формированию ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции. Таким образом, я уверена, что внедрение проектной деятельности в систему образования обеспечит существенное повышение качества.
Я рассматриваю применение проектной методики в своей образовательной деятельности в первую очередь, как программу индивидуального самосовершенствования и возможности реализации компетентного потенциала своих обучающихся.
Итак, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, другими словами - имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.