Открытый урок по естествознанию в 5 классе на тему Многообразие явлений природы


Тема открытого урока: Многообразие явлений природы.
Класс: 5 «А»

Цель:
Образовательная: сформировать представление о природных явлениях;
Развивающая: развивать умения работать с учебником, делать выводы, выделять главное;
Воспитательная: воспитание познавательно интереса.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
Опрос домашнего задания (устно и по карточкам)
Дополнить таблицу
ТелаВещества
ножводамячикдеревоАльтернативные вопросы (да или нет)
Каждый предмет и каждое живое существо принято называть телом? (да)
Физические тела - это то, из чего состоят вещества? (нет)
Вода - это вещество? (да)
Мельчайшая частица тела атом? (да)
Процесс распространения молекул в жидкостях и газах называют атом? (нет)
К физическим явлениям относят горение свечи? (нет)
Актуализация знаний и умений учащихся: что мы называем явлениями природы?
Изучение нового материала.
Давайте с вами вспомним, что мы называем природными явлениями?
Природные явления - все процессы, происходящие в природе.
Составим кластер у доски "Природные явления". Приведите примеры.

Сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся со световыми, тепловыми и звуковыми явлениями.
Создание проекта в группах.

1 группа: звуковые явления
Звук - распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.
Источники звука
Составить кластер
Шум измеряют в дБ.
Интересные факты:
Группа специалистов обследовала молодежь, увлекающуюся рок-музыкой и часто слушающую громкую современную музыку, плеер. У 20% обследованных юношей и девушек слух оказался притуплённым, как у 85-летних стариков. Одинаково ли воздействует шум на людей разного возраста? От шума быстрее устают люди старшего, особенно пожилого возраста, что связано с изменением слухового восприятия. Грохот музыки, громкие звуки включенной звуковоспроизводящей аппаратуры (радио, магнитофон, видеомагнитофон и пр.), которые так нравятся подросткам, вызывают раздражение и нарекания людей «в возрасте». Какой вывод? Вы хотите, чтобы в ваших семьях был мир и покой? Тогда следует с уважением и пониманием относиться к тому, что родители, бабушки и дедушки устают от длительных шумовых эффектов (громкие звуки музыки, транспорт и т.п.) как от тяжелой физической работы, хотя молодым людям кажется, что этого не может быть. Давайте побережем тех, кто нам дорог. Человек постоянно находится под шумовым воздействием. Поэтому важно 6-8 часов из 24 (т.е. время сна) находиться в тишине для восстановления сил.
Важно помнить, что во всем нужна мера.
2 группа: световые явления
Самый главный источник света – Солнце. Оно излучает свет как и все звезды. Все источники света называют естественными, а пламя костра, свечи, фары автомобилей – искусственные источники света.
Свет распространяется быстрее всего во Вселенной. Распространяется он прямолинейно, т.е. по прямым линиям, которые называют лучами.
3 группа: тепловые явления
Тепло- форма энергии. Солнце излучает не только свет, но и тепло. Показатель теплоты тела - температура. Она измеряется в градусах термометром. Тепловая энергия переносится от более нагретых участков тела к менее нагретым . Этот процесс называется теплопроводностью.
Хорошими проводниками являются металлы. Они быстро нагреваются. Плохо проводят тепло вода, дерево, воздух. Это изоляторы.
Проведение опыта.
Защита проектов.
5. Закрепление нового материала:
Игра «Умники и умницы».На доске в форме лесенки закреплены вопросы в конвертах (зеленого, желтого и красного цветов). На зеленой дорожке допускается 2 ошибки, на желтой – 1, на красной – ни одной. Игроки, дошедшие до финиша и не допустившие ошибок, получают оценку «5». Прохождение зеленой и желтой дорожек с одной ошибкой оценивается оценкой «4». Прохождение зеленой дорожки с двумя ошибками оценивается оценкой «3». Если участник игры не может ответить на вопрос, то право ответа получает другой игрок и за верный ответ ему вручается жетон цвета соответствующей дорожки. Ученик, не ответивший на вопрос или давший неправильный ответ, а также ученик, нарушающий дисциплину, получает жетон черного цвета. 

Конкурс «Вопрос-ответ» Зеленому цвету соответствует уровень А (более легкие задания), желтому цвету – уровень В (задания средней сложности), красному цвету – уровень С (сложные задания). 1. Изменения, происходящие в природе. (Явления) (зеленый цвет) 2. Солнечное затмение – это магнитное явление. (Нет. Световое явление) (желтый цвет) 3. Расшифруйте схему «Источник звука – передающая среда – приемник» (Н.-р, пение птиц – воздух – ухо) (красный цвет) 4. Приведите примеры явлений природы. (Метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические) (зеленый цвет) 5. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года? (Зимой: снег, ветер, вьюга, метель; весной: природа пробуждается от зимнего сна, рост, развитие; таяние снега, дождь, ветер, радуга; летом: цветение, созревание плодов; дождь, град, ветер) (желтый цвет) 6. Как образуется ветер? (В жаркий солнечный день теплый воздух поднимается высоко над землей, его место занимает холодный воздух. Ночью суша охлаждается быстрее, чем море, теплый воздух поднимается над морем, и его сменяет холодный воздух с суши) (красный цвет) 7. Перечислите источники света. (Солнце, лампа, фонарь, свеча…) (зеленый цвет) 8. Какие световые явления исходят от естественных и искусственных источников света? (Естественные: солнце, звезды, луна…, искусственные: лампа, фара, свеча, фонарь…) (желтый цвет) 9. Как и почему образуется тень от предметов? (Свет распространяется прямолинейно, т.е. по прямым линиям, которые называются лучами. С обратной стороны непрозрачных тел образуется тень) (красный цвет) 10. Перечислите тепловые явления. (Солнце, батарея, обогреватель, лампа…) (зеленый цвет) 11. Назовите по порядку цвета спектра. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) (желтый цвет) 12. Почему снег растает быстрее, если его посыпать золой? (Т.к. темный цвет притягивает тепло) (красный цвет) 13. Что является хорошим проводником тепла? (Металл) (зеленый цвет) 14. Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Колебание звуковых волн). (желтый цвет) 15. Что такое теплообмен? Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Теплообмен – процесс, при котором тела обмениваются теплом). (красный цвет) 16. Приведите примеры изоляторов тепла (вода, воздух, дерево) (зеленый цвет) 17. Объясните, почему в жарких странах предпочитают носить белые одежды. (Потому что белые и блестящие поверхности отражают тепло). (желтый цвет) 18. Дайте определение теплопроводности. Как проводят тепло предметы, состоящие из различных веществ? (Теплопроводность – процесс передачи тепла от более нагретого участка тела к менее нагретому. Хорошие проводники тепла - металлы, плохие проводники тепла – дерево, вода, воздух) (красный цвет) 19. Что является приемником звука? (Ухо). (зеленый цвет) 20. Объясните, что произойдет с аэрозолями, если их оставить вблизи огня. (Внутри упаковок аэрозолей находятся газы, которые при расширении могут привести к взрыву) (желтый цвет) 21. Объясните опыт, изображенный на рисунке. Какой ученый впервые получил спектр солнечного света? (Цвета, составляющие белый цвет, называются спектром. Особая форма призмы позволяет ей разлагать лучи на различные цвета. И. Ньютон получил спектр солнечного света). (красный цвет)
Подведение итогов. Награждение. 7. Домашнее задание: читать параграф 35, учить определения.