Интегрированная непосредственно- образовательная деятельность «Наш дом — чистая планета!»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 49” городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Конспект интегрированной образовательной деятельности
для старшей группы
“Наш дом – чистая планета!”
Разработала воспитатель
Ефимова С.А.
2013 год
Наш дом - чистая планета!
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с воздухом, водой и почвой как важным компонентом неживой природы, заострив внимание на проблеме загрязнения;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать отзывчивость, ответственность, наблюдательность;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к природе, ко всему живому.
Интеграция: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, безопасность, труд;
Материалы и оборудование: листы бумаги, вата, клей, кисти, аудиозаписи, емкости с водой и с землей, картинки с изображением круговорота воды в природе, мультимедийная система, макет детского сада
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие со стихотворения С.Викулова (слайд)
Три клада у Природы есть:
Вода,
земля и
воздух -
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда-
Целы они-
Все возродится снова…
Жизнь на Земле была бы невозможна без почвы, воды и воздуха. Если бы все это вдруг исчезло, чтобы произошло? (ответы детей)
Сейчас предлагаю отгадать загадку:
Он прозрачный и бесцветный,
И как в шапке- невидимке,
Совершенно незаметный,
Без него же не прожить.
(Воздух)
- Правильно. Воздух- это прозрачный, бесцветный газ, он есть везде - в домах, на улицах и в нас самих.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь…
15240311150Сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику: (слайд)
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю
(круговые движения руками).
Воздух окутывает всю нашу Планету, и когда мы смотрим на небо, мы “видим” воздух.
Ребята, вспомните: какое небо бывает и на что похожи облака (ответы детей) (слайд)
centercenter
Сейчас приглашаю вас за столы. Перед вами лежат листы бумаги, вата, клей, кисточки. Как вы думаете, что мы будем делать? (ответ). Да, мы будем изображать разнообразные облака с помощью клея и ваты. Напомню вам, что сначала продумываем, какие облака должны получиться, затем наносим клей и прижимаем комочки ваты (во время работы звучит аудиозапись “Облака - белогривые лошадки”)righttop
- Молодцы, какие необыкновенные получились у вас облака!
- Сейчас качество воздуха, который нас окружает, заметно меняется и не в лучшую сторону (слайд)
rightbottom
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.


- А вы знаете, как можно решить эту проблему? (ответы детей) Правильно, чтобы сохранить чистоту воздуха, нужно не только делать производства чистыми, но и беречь, сажать леса, озеленять города, поселки, промышленные зоны. Это доступно всем! Даже нам!
Используя макет детского сада, озеленим его территорию, посадив саженцы деревьев и кустарников (выполнение творческой работы).
Не стоит забывать и о втором кладе Природы - земле. Все вы знаете, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов. Назовите их (ответы). Они дышат, как и мы, животные, воздухом. А в какой почве будет воздуха больше - в местах, где любят посещать люди, или там, где редко бывают они? (ответы детей).
Наша почва, как и воздух, загрязняется. Давайте посмотрим на эти емкости. В первой – чистая дождевая вода, во второй – вода, которая осталась после стирки. Что будет с землей, если полить ее чистой водой? А если грязной? (ответ). Сейчас мы с вами проведем опыт. В одной банке почву мы польем чистой водой, а в другой – мыльной. Что изменилось? (ответы детей)
Если бы вы были на месте дождевого червя или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? (ответ)
Ребята, сейчас нам предстоит превратиться в подземного жителя. Попробуйте сами отгадать, в кого именно.
Загадка
Я, друзья, подземный житель,Землекоп я и строитель,Землю рою, рою, рою,Коридоры всюду строю,А потом построю домИ живу спокойно в нем. (крот) (слайд)
- Молодцы, теперь поиграем в игру:
Подвижная игра «Проползи по коридору»
На полу выкладываются параллельно две веревки на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочередно пролезают на четвереньках между веревками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен встать на ноги в обруче - «кротовине».
Нам нужно бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем было чисто. Теперь пришло время поговорить о третьем кладе Природы - воде. А кто знает, откуда берется вода? (ответы детей)
(слайд)
lefttopИз недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным, ставший вмиг.
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь…
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну, а потом их примет сам
rightcenterНеобозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
(Т.М.Бондаренко)
В жизни, как и в сказках, есть “живая” вода и “мертвая”. “Живая” вода попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, деревья, животных. А “мертвая” вода стекает по заводским трубам, после мойки автомобилей, попадает в почву и подземным жителям приходится очень плохо.
- Ребята, кто знает, откуда берется вода в кране? Ведь она течет и течет, и не кончается (ответы детей) (слайд). Те капельки, которыми мы умываемся, проделали большой путь…
Когда-то они жили с мамой Тучкой, потом упали на землю. Собрались вместе и потекли маленькими ручейками, поплыли в ней, попали в большой океан. Солнышко пригрело, они под его лучами стали легкими, испарились и вернулись к маме Тучке.
-Ребята, как называется это явление в природе? (ответ)
-Правильно, это- круговорот.
Сейчас предлагаю помочь капелькам. Они, из-за незнания людьми правил поведения на природе, забыли, как им нужно двигаться: расставьте стрелочки в правильном направлении. Но перед этим проведем пальчиковую гимнастику: (слайд)
rightbottom ДождьКапли первые упали,(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз;пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;махать пальцами, сжатыми вместе).Дождь полил как из ведра,(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,rightcenterизображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).В небе молния сверкает,(нарисуйте пальцем в воздухе молнию) Гром все небо разрывает,(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)Вновь посмотрит нам в оконце! 
Теперь можно приступить к работе (дети выполняют задание).
Чтобы сохранить наши водные ресурсы, уберечь от загрязнения, необходимо потратить немало сил. Важно оставаться внимательными, добрыми и порядочными. Будем помнить правила поведения на природе, не допускать варварства и думать о будущем!
Решая проблемы нашей Планеты и жизни на ней, мы с вами утомились. Поэтому мы с вами проведем аутотренинг. Прошу вас сесть на ковер, закрыть глаза и отдохнуть:
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Колышутся травы.
Над нами гордо кружат птицы,
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой.
Мы будем друзьями и защитниками
Всему живому!
-Большое спасибо, ребята, за отличную работу и никогда не будем забывать о том, что жизнь на Земле невозможна без ПОЧВЫ, ВОДЫ и ВОЗДУХА!
13868405547360