Логопедическое занятие на тему: Дифференциация букв и звуков в словах и предложениях


Конспект логопедического занятия
на тему: «Дифференциация звуков С-Ш в связных текстах».
«В гостях в ателье у ёжика».
Подготовила учитель-логопед
Кравченко А. В.


2015 г
Цели:
уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С - Ш], познакомить графическими образами букв  С и Ш, закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш];
установить различия по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
развивать  фонематический слух;
актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме «Одежда»;
совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
упражнять в умении согласовывать местоимения с глаголами, числительные с существительными;
развивать внимание, мышление.
 
Материал: картинки (Теремок, ежик, мышка, лягушка, заяц, лиса, пальто и его части), 2 вешалки, одежда; артикуляционные профили звуков [С] и [Ш]; ткани (ситец, сатин, шифон, штапель, шелк, шерсть); зеркала.
 
Ход занятия:
Организационный момент:
Учитель:
Здравствуйте!
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим,
Никогда мы не спешим!
Это правило речи.
Сегодня я расскажу вам сказку, а вы внимательно послушайте. В высоком красивом теремке жил-был ёжик, он очень любил шить. Решил он открыть свое ателье. Пошил он много интересной одежды. Давайте посмотрим, что у него получилось.
Задание № 1.
Назвать одежду по картинкам. Дифференциация звуков С-Ш.
Назовите, что нарисовано на картинках (шапка, шарф, штаны, свитер, шуба, сарафан). Какие чаще всего вы назвали? (звуки [С], [Ш]).
Ответы детей.
Учитель:
Умницы! И сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звуки С и Ш.
Перед вами на парте сигнальные карточки с буквами С и Ш. Я буду произносить слова, а вы будете поднимать карточку с буквой, звук, который вы слышите в слове.
Учитель произносить слова: написать слова……
Сообщение темы:
И так сегодня на занятии мы будем работать (со звуками [С], [Ш]). Будем учиться их различать.
Какой звук [С] гласный или согласный? Какого цвета (согласный).
А звук, [Ш] гласный или согласный? (согласный).
Правильно. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. (слайд с профилем). Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (Положением языка, подъемом языка)
При произнесении звука [С] язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука [Ш] язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята.
Форма языка напоминает чашечку.
Звук [С] на письме записывается буквой эС.
Звук [Ш] на письме записывается буквой Ша.
Скажите, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?
Слайд:
Звуки мы слышим и произносим
Буквы мы видим, пишем и читаем

Артикуляционная гимнастика
Молодцы. А сейчас поставьте перед собой зеркало и сделаем гимнастику для язычка.
"Иголочка".
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
"Белье на ветру".
Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
"Шитье на разных швейных машинках".
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
"Строчка".
Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
Учитель:
Задание № 2.
Сложить из пуговиц буквы С-Ш.
А теперь мы снова возвращаемся в ателье к ёжику. А у ёжика случилась неприятность: он случайно рассыпал все пуговицы. Соберите пуговицы, таким образом, чтобы получились буквы С и Ш [эс; ша].
Дети:
Собирают из пуговиц буквы С-Ш.
Учитель:
Задание № 3
Выделение звуков С и Ш в словах.
В ателье у нас много работы. Давайте поможем ежику развешать готовую одежду, которую он сшил. У вас на столе вешалки и конверт с одеждой. Валя, на свою вешалку ты вывешиваешь одежду, в названии которой есть звук [С], а ты, Настя, на свою вешалку вывешиваешь одежду, в названии которой есть звук [Ш].
Умницы.

Физкультминутка
Совушка-сова
Большая голова.
(Большой круг руками.)
На суку сидит,
(Присесть на корточки.)
Во все стороны глядит.
(Повороты головы влево-вправо.)
Учитель:
 Прослышали про ателье лесные животные, решили они помочь ежику. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, кто первым пришел в ателье к ежику.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)
Прискакала лягушка и говорит ежику: возьми меня к себе в ателье в помощницы. А что ты умеешь делать?», - спросил ежик. Лягушка ему и отвечает: «Я умею делать выкройки для одежды, сейчас я тебе покажу». И лягушка показала, а что она показала, вы найдёте в этих конвертах.
Задание № 4
«Собери рубашку из частей».
Откройте конверты. А теперь посмотрите на картинку, которая у меня в руках. Вот такую рубашку раскроила лягушка, давайте поможем ей собрать из этих частей, которые у вас на столе, целую рубашку. Как называются эти части? (дети по очереди соединяют части и называют их: полочка, рукава, воротник, манжеты, карманы).
- Вот какая рубашка получилось. Ежику тоже очень понравилось, и решил он взять лягушку в помощницы.
- Только принялись они за работу, как в ателье пришел еще один лесной житель. Угадайте, кто это был.
Зверька узнаем мы с тобой             
По двум таким приметам:                  
Он в шубке беленькой зимой,          
А в шубке серой – летом.         
(Заяц)    
 
- Зайчик стал проситься к ёжику в помощники. «А что же ты умеешь?», - спросил ежик. Зайка ему ответил, что он модельер и на складе у него есть много различной ткани, только он совсем запутался в ее названиях, поможем зайчику разобраться? (Да). Пошлите на склад.
- Каждый возьмите по кусочку ткани, потрогайте и скажите, как она называется. А как будет называется одежда из этой ткани?
 
Задание № 5
«Назови одним словом». 
Одежда из ситца – ситцевая,
из шифона – шифоноваяиз штапеля – штапельнаяиз сатина – сатиновая
из шелка – шелковая,
из шерсти – шерстяная.
 
Давайте теперь и мы посмотрим, что же сшили зверята, и сколько одежды у них получилось.
 
Задание № 6:
«Скажи сколько».
Учитель:
Я буду показывать картинки с предметами и называть цифру. А вы должны правильно согласовать числительное с существительным, изображённым на картинке, например:
Пять штанов, три шубы, шесть рубашек, четыре сарафана, три свитера,
десять шарфов, две шапки, четыре смокинга.
 
Итог занятия:
Вот как хорошо потрудились ежик и его помощники, теперь все лесные жители довольны и зимой им уже будет не холодно. 
Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы помочь ежику.
Ответы детей.
Какие звуки мы сегодня различали? (звуки [С] и [Ш]).
Учитель:
Давайте проверим, как вы сегодня научились различать эти 2 звука. Перед вами лежат листы на которых нарисованы картинки, рядом с картинками со звуком [С] – поставьте галочку, а с картинками со звуком [Ш] – крестик. 
Молодцы! Вы так хорошо справились со всеми заданиями и лесные жители, которым вы сегодня помогали, вас благодарят и дарят вам шоколадки.