Урок для учителя информатики опыт работы Использование ИКТ на уроках информатики при изучении темы «Логика в заданиях ЕГЭ» как средства повышения мотивации, познавательной активности и развитие информационной культуры учащихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 п. Мостовского
муниципального образования Мостовский район









Использование ИКТ на уроках информатики при изучении темы «Логика в заданиях ЕГЭ» как средства повышения мотивации, познавательной активности и развитие информационной культуры учащихся.






















Автор опыта:
Михалева Светлана Николаевна
учитель математики и информатики
первой категории
МОУ СОШ № 2



п. Мостовской
2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта3
Целостное описание опыта...4
Результативность опыта..19
Библиографический список.24
Приложение к опыту.25











































ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Ф.И.О. автора Михалева Светлана Николаевна
2. Город (район) поселок Мостовской.
3. Образовательное учреждение муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Мостовского муниципального образования Мостовский район.
4. Занимаемая должность учитель математики и информатики.
5. Педагогический стаж и квалификационная категория 19 лет, первая.
6. Тема педагогического опыта:
Использование ИКТ на уроках информатики при изучении темы «Логика в заданиях ЕГЭ» как средства повышения мотивации, познавательной активности и развитие информационной культуры учащихся.
7. Уровень опыта по степени новизны: тема опыта соответствует нормативным документам, принятым правительством Российской Федерации, в которых отражены основные направления внедрения средств информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. Опыт работы направлен на устранение существующих противоречий с помощью внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения информатики в школе.
Новизна опыта заключается в следующем:
определены содержательные структуры информационной культуры;
разработаны критерии и показатели сформированности информационной культуры;
создана теоретико-практическая модель процесса формирования информационной культуры учащихся.

8. Цель педагогического опыта: рассмотреть влияние использования ИКТ на уроках информатики направленных на повышение мотивации, познавательной активности школьника и развитие информационной культуры учащихся.

Предмет исследования: влияние ИКТ на познавательную активность школьников, мотивацию к учению и развитие информационной культуры учащихся.

Объект исследования: познавательная активность, мотивация и информационная культура школьников.

9. Краткое описание опыта: (система работы отдельных приемов или методов)

Актуальность. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении информатики при изучении темы «Логика в заданиях ЕГЭ» объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Оптимальность. В своей работе я использую информационно – коммуникационные технологии на уроках информатики, что способствует повышению познавательной активности школьников при соблюдении следующих условий:
использование разнообразных форм ИКТ;
использование ИКТ на разных этапах уроках информатики;
применение ИКТ не только в учебной деятельности, но и вне учебной деятельности по предмету.

Научность. Опыт основывается на работах российских и зарубежных ученых: доктора наук, Б.С. Гершунского; доктора психологических наук, ректора МГППУ В.В. Рубцова; доктора психологических наук В.В. Тихомирова; академика, доктора психологических наук Д.Б. Эльконина.

Результативность. Опыт эффективен, о чем свидетельствуют его результативность и востребованность педагогами на протяжении последних лет. Уровень обученности учащихся составляет 100%, что подтверждается результатами итоговой аттестации (ЕГЭ) по информатике.

10. Эффективность опыта.
Разработана система уроков для учащихся 5 - 11 классов, причем для учащихся 9-11 классов созданы компьютерные презентации для проведения факультативных и внеклассных занятий по данной теме. Для каждого урока и внеклассного мероприятия есть компьютерная презентация, по всем темам собран методический материал, наборы тестов и тренажеров.
Для эффективного использования ИКТ не требуется многолетней дополнительной подготовки. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства.

11. Экспертное заключение:
Данная работа рассмотрена и одобрена на районном МО учителей информатики.

12. Последователи:
Учителя информатики Мостовского района: Малаева Я.Е., Ермолаева Н.Н., Провоторова Е.В., Харитонова О.А., Кардыбаев В.Н., Лабинского района: тьютор – Воронова Л.А.

13. Кто и когда изучал:
Опыт заслушивался на заседании педагогического совета школы, на заседаниях школьного и районного методических объединений учителей информатики в августе 2010 года.

14. Выводы, рекомендации:
Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность. Опыт может быть использован в массовой практике.

ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА
1. Сведения об авторе:
Михалева Светлана Николаевна, место работы – МОУ СОШ № 2 п. Мостовского Мостовского района, Краснодарского края, педагогический стаж – 19 лет, преподаваемые предметы –математика, информатика, специальность – учитель математики, информатики и вычислительной техники, контактный телефон – 8 (918) 6583068.

2. Тема опыта: использование ИКТ на уроках информатики при изучении темы «Логика в заданиях ЕГЭ» как средства повышения мотивации, познавательной активности школьника и развитие информационной культуры учащихся.
3. Условия возникновения, становления опыта:
МОУ СОШ № 2 находится в поселке городского типа, в школе обучается 435 учащихся, в основном из благополучных семей, в классах в среднем 25-28 учащихся, обладающих средними способностями к обучению. Работа была начата в 2007-2008 учебном году. Опыт создавался в условиях обычной общеобразовательной школы, работающей как в режиме функционирования (обеспечение учебно-воспитательного процесса в стабильном режиме; поддержание и использование имеющегося потенциала школы; использование традиционных учебных планов, программ, технологий), так и в режиме развития (освоение инноваций; наращивание потенциала школы и разнообразие его использования; обновление управляющей системы школы; использование новых идей, новых научных знаний, программ, учебников, технологий).
Работая с учащимися на уроках и вне их, всегда осмысливала проблему: как сделать так, чтобы в результате общения и сотрудничества с ребятами улучшился психологический контакт при работе над заданиями, как достичь более глубокого усвоение изучаемого материала, как «оживить» и разнообразить урок, как развивать креативные способности учащихся и интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Поэтому стала проводить исследование, изучать литературу, документацию, опыт коллег, творческие работы учащихся, проводить различные эксперименты и получила первые результаты, которые и подтолкнули к формулировке проблемы и работы над ней.
Выбор темы объясняется необходимостью решения выявленного противоречия между требованием современного общества к подготовке выпускника школы, обладающего высокой информационной культурой, и недостаточной сформированностью мотивов учащихся, уровня ценностного отношения к знаниям в области информационной цивилизации.
Научить учащихся самостоятельно мыслить и организовывать учебную деятельность на основе исследовательских методов, применяя современные информационно-коммуникационные технологии, развивать интерес к познавательной деятельности и высокую степень мотивации учащихся к изучению предмета – вот основная цель моей работы.
Вот некоторые аспекты формирования информационной компетентности школьников на уроках информатики и ИКТ.
Основной целью модернизации образования является постепенный переход к личностно-ориентированному обучению, введение в практику школы курсов, различных по содержанию, интенсивности обучения, методическим аранжировкам, гармонично сочетающим требования, предъявляемые к выпускнику со стороны общества, с индивидуальными возможностями и интересами отдельного ученика
Российское образование стало на новую ступень развития. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология.
Чем бы нынешние ученики не занимались в будущем, хотелось бы видеть их свободными, этичными и интеллектуальными личностями.
Применение вышеперечисленных технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию НИТ (новых информационных технологий) в обучение. Обобщая, накопленный опыт, я выделяю четыре варианта применения НИТ:
1) использование программ – тренажеров;
2) использование программ – тестов;
3) компьютерный эксперимент.
4) занимательная информатика
Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Например, при прохождении темы «Интернет, его возможности», десятиклассники сдавали зачет в виде теста за компьютерами. Учащиеся выполнили задания, и компьютерная программа сама оценила их работу. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным. В нашей школе в свободное от занятий время у учеников есть возможность подготовиться к ЕГЭ благодаря использованию различных методических дисков
Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.
Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Основываясь на это направление, мы решаем очень большое количество задач с применением технологии компьютерного моделирования. Преимущество использования компьютерного эксперимента:
1) программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные, автоматически получаем результаты вычислений;
2) за урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики;
3) построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу, но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие нескольких вариантов решения.
Таким образом, развивается логическое мышление учащихся, отрабатывается алгоритм решения задач, что позволяет легко решать конкурсные и олимпиадные задачи данного типа.
В настоящее время мной ведется активная работа по освоению учащимися использования электронных ресурсов Интернета.
Использования компьютера в моей деятельности  восполняет недостаток информации, даёт возможность стать участником  сетевых олимпиад, викторин, конкурсов, участвовать в творческих проектах.
Применение компьютерных технологий на уроках повышает качество образования через:
-  оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности,
-  индивидуализацию обучения,
-  возможность организовать самообразование учащихся,
- экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации.
-  возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств
На своих уроках я использую уровневую дифференциацию обучения. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. При задании домашней работы провожу дифференциацию номеров. На уроках для сильных учеников задаю дополнительную творческую работу или дополнительно более сложное задание.
Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.
Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство  школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
Особую роль в преподавании предмета информатики отвожу здоровьесберегающим технологиям с целью сохранения здоровья школьников при негативном влиянии компьютерной техники: придерживаюсь строгого выполнения санитарных и гигиенических требований к условиям и режиму обучения в кабинете информатики, провожу физминутки. В качестве отдельного компонента системы технологии проектного обучения учащиеся в старших классах создают проекты на темы «Здоровый образ жизни», «Суд над вредными привычками», «Час суда», конкурсы презентаций по правилам поведения и ТБ в кабинете ИВТ. Информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью всех проводимых занятий и мероприятий: система мультимедиа (проектор + медиатека + презентации) позволяет демонстрировать различные процессы и явления; тестовый контроль на основе ИТ позволяет вести качественный контроль знаний по предмету.
Проектная методика использовалась в школе и раньше, но с широким внедрением информационных технологий в образовательный процесс вышла на более высокий уровень. Растет число учителей, активно внедряющих информационные технологии в учебный и воспитательный процесс. Добиться устойчивой мотивации к учению, стабильного роста качества знаний при применении проектно-исследовательской методики может любой преподаватель, заинтересованный в этом.
Изучение информационных технологий проходит через решение задач межпредметного характера.
Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности)
-улучшилась психологическая атмосфера в классах за счет дополнительной возможности реализации способностей и знаний учащихся при решении межпредметных задач;
-происходит более эффективное развитие творческих способностей учащихся, проявляется интерес не только к знаниям на уроках, но и к способам их приобретения на уроках и вне их;
-достигается более глубокое усвоение изучаемого материала по соответствующей дисциплине;
-у учащихся формируются исследовательские умения, умение принимать оптимальные решения;
-результаты решения задач (демонстрационные модели, наглядные материалы), используемые в учебном процессе, позволяют в значительной мере оживить и разнообразить урок.
4. Актуальность опыта:
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении информатики объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Решая различные педагогические проблемы, рассматриваю и изучение информационных технологий через решение задач межпредметного характера. Это связано с формированием исследовательских умений, принятием оптимальных решений, совершенствованием процесса преподавания, повышением его эффективности, качеством выработки осознанных навыков работы с компьютером и программными средствами, развитием творческих способностей, появлением интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Педагогическое осмысление проблемы позволило выявить ряд проблем:
решение многопрофильных, исследовательских задач и изменение форм и способов изучения информационных технологий;
потребность в установлении тесных, всесторонних связей между предметами и механическим соединением предметов на практике;
большинство задач требуют для своего решения более широкого интеллектуального кругозора и стимулы к изучению информационных технологий.
5. Теоретическое обоснование опыта:

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Опыт основывается на работах российских и зарубежных ученых: доктора наук, Б.С. Гершунского; доктора психологических наук, ректора МГППУ В.В. Рубцова; доктора психологических наук В.В. Тихомирова; академика, доктора психологических наук Д.Б. Эльконина.
В основе опыта рассматривается следующая теоретическая база:
личностно-ориентированное обучение;
проблемное обучение;
креативное обучение;
самостоятельная работа;
метод проектов;
Новизна опыта заключается в том, что эта педагогическая проблема использует новые информационные и коммуникационные средства обучения для получения положительных результатов исследования, решение поставленных задач способствует овладению учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных и творческих способностей, проявлению интереса к способам приобретения знаний.
Научность:
Опыт разработан на основе работы ведущих российских ученых: АнастасовойЛ.Н., Калмыковой З.И., Скаткина М.Н., Шамовой Т.И., Лернер И.Я.

6. Ведущая педагогическая идея:

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование ИКТ на уроках информатики при изучении темы «Логика в заданиях ЕГЭ» способствует главному направлению развития системы образования - повышению качества образования, в котором решение проблемы личностно-ориентированного образования имеет первостепенное значение. Внедрение ИКТ на уроках информатики рассматривается как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.

7. Технология опыта
Педагогическое исследование проходило в несколько этапов:
подготовка к исследованию: изучение теоретических основ проблемы, изучение и обобщение передового опыта, изучение ученического творчества, систематизация собственного опыта (2007-2008 учебный год);
теоретическое обоснование предмета исследования и проведение эксперимента (2008-2009 учебный год);
подведение итогов, обработка и обобщение полученных данных, обработка плана на совершенствование педагогического исследования (2009-2010 учебные годы).
Цель работы: рассмотреть влияние использования ИКТ на уроках информатики на примере темы «Логика в заданиях ЕГЭ» на повышение познавательной активности школьника.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие информационно – коммуникационных технологий и их значение в образовательном процессе.
2. Рассмотреть виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников.
3. Рассмотреть формы применения ИКТ на различных этапах урока и внеурочной деятельности по предмету.

Основные методы:
Диагностика
Работа с текстом
Частично-поисковый
Исследовательский
Тестирование
Формы организации и виды уроков:
Обобщающий урок. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Творческая работа. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Урок – игра. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Урок, контролирующий знания учащихся. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результат:
Повышение уровня ученической компетентности
Повышение познавательной активности школьника
Активизация внеурочной деятельности школьников

Понятие ИКТ и их значение в образовательном процессе
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Так, например, к технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.
Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы. В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации: CD-ROM, DVD и т.д. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.           С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.
В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.

Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения.
В своей деятельности я использую следующие технические средства:
средства для записи и воспроизведения звука (микрофон, колонки, программное обеспечение: проигрыватели),
оптическая и проекционная аппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, мультимедийные проекторы, интерактивная доска),
компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры),
телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы).
Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении. Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических средств обучения.
Использование имеющихся на сегодняшний день образовательных информационных ресурсов, большинство из которых опубликовано в сети Интернет, позволяет:
организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;
диагностировать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;
управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;
создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.
Таким образом, компьютерные телекоммуникации - это не только мощное средство обучения, позволяющее обучать работе с информацией, но, с другой стороны, компьютерные телекоммуникации - это особая среда общения людей друг с другом, среда интерактивного взаимодействия представителей различных национальных, возрастных, профессиональных и других групп пользователей независимо от их места нахождения.
К сожалению, многие существующие методики эффективного использования телекоммуникационных технологий в процессе обучения школьников до сих пор не в полной мере используются учителями. Современный учитель должен, помимо умения работать с новейшими компьютерными технологиями, иметь представление о возможных способах их использования в учебном процессе. Опыт теоретического и практического освоения учителями различных методик использования телекоммуникационных технологий в процессе обучения мог бы стать основой для повышения эффективности и качества обучения, формирования и дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства.
Формы использования ИКТ на уроках информатики:
использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем
создание собственных мультимедийных презентаций
создание новых программных продуктов в среде программирования
использование средств сети Интернет и электронной почты
Использование ИКТ в различных видах деятельности:
объяснение нового материала. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
закрепление учебного материала. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
обобщение учебного материала. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
повторение изученного материала. ПРИЛОЖЕНИЕ 8
проверка знаний учащихся. ПРИЛОЖЕНИЕ 9
разработка и проведение викторин, конкурсов по информатике. ПРИЛОЖЕНИЕ 10
проведение внеклассных мероприятий. ПРИЛОЖЕНИЕ 11
проведение родительских собраний. ПРИЛОЖЕНИЕ 12
проведение тематических конференций, лекториев. ПРИЛОЖЕНИЕ 13
организация различных форм заочного и дистанционного обучения учащихся
факультатив по информатике. ПРИЛОЖЕНИЕ 15
здоровьесберегающие технологии. ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Решая поставленные задачи учитель:
формирует знания о способах деятельности у учащихся;
формирует у учащихся приемы применения знаний в новых условиях;
создает необходимое функциональное состояние учащихся с помощью специальных средств (мультимедийных программ и т.д.);
организует работу по развитию речевых умений;
организует контроль понимания.
На своих уроках я использую, по рекомендациям И.С. Якиманской, уровневую дифференциацию обучения. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. При задании домашней работы провожу дифференциацию. На уроках для сильных учеников задаю дополнительную творческую работу или дополнительно более сложное задание.
Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:
Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся. Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников. Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению, что способствует формированию положительных мотивов учения, повышению самооценки учащегося.
Наличие определенных противоречий между уровнем требований и уровнем обучения. Не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.
Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В процессе работы, на компьютере, у учащихся формируются навыки работы с программами, с алгоритмами вычислений, построения графиков и диаграмм, поиска информации в сети Интернет.
Уровневую дифференциацию я осуществляю в групповой форме. Группы формируются и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Например, при закреплении темы класс поделю на группы. Каждая группа выполняет работу за компьютером по теме. В каждой группе был командир («сильный» ученик), он направляет и помогает более «слабым» ученикам при выполнении заданий. Отмечу, что в процессе самостоятельной работы не ограничиваюсь лишь дифференцированным подходом. Стараюсь варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.
Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
8. Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта.)
Педагогическое исследование проходило в несколько этапов:
подготовка к исследованию: изучение теоретических основ проблемы, изучение и обобщение передового опыта, изучение ученического творчества, систематизация собственного опыта (2007-2008 учебный год);
теоретическое обоснование предмета исследования и проведение эксперимента (2008-2009 учебный год);
подведение итогов, обработка и обобщение полученных данных, обработка плана на совершенствование педагогического исследования (2009-2010 учебные годы).
9. Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой урок – внеклассная работа, лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.)

«Всё наше достоинство заключено
в мысли, - писал французский математик
и философ XVII века Б.Паскаль.
Не пространство, не время, которых
мы не можем заполнить, возвышает нас,
а именно она, наша мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить ».

За прошедшее десятилетие в системе образования России произошел целый ряд прогрессивных структурных и фундаментальных изменений. Существенно обогащено содержание общего образования в области некоторых предметов, в том числе и информатики. Но неизменно перед каждым ОУ стояли, и будут стоять три вопроса:
Зачем учить?
Чему учить?
Как учить?
Вопрос «Зачем учить?» ставит общество, выдвигая требования к социальной значимости выпускников школ. Общественные процессы, бурное развитие технологий, потребность в своевременном владении информацией, умение анализировать и классифицировать информацию – это то основное что формирует основу вопроса «Зачем учить?».
Вопрос «Как учить?» - это деятельность учителя. Он выбирает программу, определяет формы урока, методы объяснения, закрепления и контроля. Предусматривается иное содержание, более углубленное, профильно-ориентированное обучение, поэтому данная технология легко вписывается в образовательную систему. Общество информационных технологий или, как его называют, постиндустриальное общество, в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Новые технологии направлены на вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс обучения, умение применять на практике полученные знания и четко осознавать где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, т.е. каждому учащемуся очевиден вопрос «Зачем учить?»
В традиционном курсе «Информатика» для общеобразовательных учреждений, который рекомендован Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в линию «Системы счисления» включена тема: «Основы логики», которая является одной из самых актуальных на сегодняшний день. А что предшествует этой теме? Где база знаний для восприятия этой темы? Ведь прежде чем говорить о «Алгебре логики», следует изучить «Формальную логику». Наш коллектив поставил перед собой цель изучить «Формальную логику» в 1-4 классах, применить полученные знания на уроках в 5-9 классах, изучить основы «Алгебры логики» и соединить науку с практикой в старшей школе 10-11 классах. Где соблюдаем последовательность и систематичность; сочетаем изучение теоретического материала с решением задач по каждой теме в ходе её изучения.
Элементы логики имеют место во всех предметных уроках школьного курса. В непрерывном курсе по информатике элементы логики принимают другое направление - межпредметная связь. На уроках математики во всех классах изучаются темы: «Множества», «Элементы логики», «Математическая модель». На уроках информатики я использую гибкую форму организации занятий, т.е. планирую уроки таким образом, чтобы темы, изучаемые на уроках информатики формировали учебно-познавательной компетентности учащихся. Только при такой тесной межпредметной связи обучающиеся могут получить хорошие результаты, т. к. для них:
нет перегрузки во времени;
возрастает значимость каждого из предметов;
развивается гибкость мышления;
активизирует познавательную активность.
Системный подход лежит в основе технологии преподавания «Логика на уроках информатики», т. е. постепенное погружение с 1 по 11 класс, которое позволяет включить каждого обучающегося в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, дает возможность в большей степени ему (обучающемуся) самореализоваться.
Такой подход гарантирует каждому обучающемуся освоение не только стандарта образования, но и продвижение на более высокий уровень обучение. Ожидаемый результат - включение каждого обучающегося в проектную работу, т. е. осмысление и применение полученных знаний на практике. Результат: созданные учащимися «Кроссворды», проекты, головоломки ПРИЛОЖЕНИЕ
Мышление называют «вселенной внутри нас». Охватить даже наиболее важные его особенности на уроках информатики невозможно. Учить учащихся следовать законам и принципам формальной логики, что является предпосылками правильного и эффективного освоения «Математической логики», т.е. «Алгебры Буля» - курс разработанный ирландским логиком и математиком Дж. Булем в середине XIX в. То, на чем настаивает формально-логическая теория - это дисциплина мышления. (Определение логики, как науки, из энциклопедии: «Формальная логика - наука о законах и операциях правильного мышления»). Искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И, прежде всего, стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, умение опереться на предшествующий опыт, способность аргументировано отстаивать свои собственные убеждения и т. д
Наука логика "это особый, самобытный мир со своими законами. Слово «логика» многозначно. Прежде всего «логикой» называют науку, у истоков которой стоял великий древнегреческий мыслитель Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, полное имя которой - формальная логика. Термин «формальная логика» был введён в XVIII веке немецким философом И. Кантом. Логика - наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению. Она оперирует такими логическими категориями, как понятие, суждение, умозаключение. Формальная логика пытается найти ответ на вопрос, как мы рассуждаем, какова структура мышления, она изучает логические операции и правила мышления. Нельзя сформировать логическое мышление, не изучая логику, нельзя надеяться, что логическое мышление развивается в полной мере спонтанно на уроках математики, литературы и др. Во многих ситуациях учащиеся поступают интуитивно, полагаясь на сообразительность и смекалку, а иногда и жизненный опыт или подсказку своих старших товарищей. Но логическая интуиция нуждается в прояснении.
Лет триста назад авторы книг по логике обычно считали своим долгом предостеречь читателя от торопливости чтения: «В водах логики не следует плыть с полными парусами». С тех пор логика сделала гигантский шаг вперед. Её содержание и расширилось, и углубилось. И старый совет теперь особенно полезный как для учителя, так и для учащихся. Наша задача предостеречь учащихся от ошибок. В учебнике «Педагогика» И.Ф. Харламова: «Знать - это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить! Уметь осмысленно и полностью его воспроизводить». Логическими операциями являются: определение, классификация, доказательство, опровержение, обобщение и т.п. исходя из этого наша задача:
учить анализировать,
учить выделять главное,
учить сравнивать,
учить строить аналогии,
обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия,
ставить и разрешать проблемы.
Овладение этими методами и означает умение мыслить.
На уроках информатики формирование логического мышления не является самоцелью. Главная цель - развить гибкость мышления, готовность свои познавательные возможности использовать в жизненной ситуации.
При решении логических задач главное определяющее - это отыскание связей между фактами (часто скрытых), составление их, установление для достижения постеленной цели цепочки суждений, а вот вычисления, построение играют здесь как бы вспомогательную роль (задачи предыдущих параграф как бы «обслуживают» тот или иной вопрос математической теории). Немало задач вообще без числовых данных и часто в условии логической задачи такое обилие фактов, что удержать их все памяти нелегко. Тогда прибегаем к составлению схем или графов, таблиц, выполнение рисунков и чертежей.
Многие считают занимательные задачи средством для приятного времяпровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль. Несомненно, что именно занимательные задачи являются одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. ПРИЛОЖЕНИЕ 14

На уроках в 5-7 классах я использую игровые формы, но игры подбираю таким образом, чтобы, играя, учащиеся овладевали логическими приемами познавательной деятельности. Т.е. игры и игровые формы включаются не для того, чтобы развлечь учащихся, чтобы вызвать у них стремление к преодолению трудностей. Цель использования игровых ситуаций на уроке состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным и познавательным. Для этого строю уроки таким образом, чтобы деятельность учащихся была игровой, т.е. вызывала бы те эмоции, переживания, что и игра, и в тоже время давали возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовать воспитанию познавательных интересов. Чтобы играть, нужно знать - вот первое требование, которое придает игре познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов, игровых ситуаций на уроках. Предварительно, т.е. на предыдущем уроке, учащиеся получают домашнее задание подобрать или прочитать материал необходимый для проведения игры. Правила игры, игровые ситуации продуманы с учетом индивидуальных особенностей учащихся (слабых и сильных, активных и пассивных и т.д.). Они подобраны таким образом, чтобы для каждой категории учащихся были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворенности, успеха.
В старших классах, постепенно, шаг за шагом игра уступает место учебной деятельности. Постановка проблем, совместный поиск решения их, игра - вот те средства, которые мы используем на уроках, чтобы открыть детское сердце, сделать пребывание на уроках информатики приятным и плодотворным.
Главная цель на этапе объяснения добиться понимания учащимися введенных понятия и действий, которые они должны совершенствовать. После этого ученики имеют возможность сами выполнять показанное учителем действие, а задача учителя - разработать систему упражнений, соответствующих особенностям раннее описанных этапов, и контролировать процесс деятельности учащихся, оказывать своевременную помощь тем, кто в ней нуждается. Цель учителя ввести учащихся в мир основных принципов и операций человеческого мышления, изучаемых формальной логикой. Для решения этой цели на уроках информатики используются:
выписывание основных понятий и работа с ними;
составление графа или таблицы, где выделяется главная смысловая единица;
заполнение таблиц в рабочих тетрадях;
практическая работа за ПК;
творческий поиск.
Главная задача урока с позиции развития творческих способностей строится таким образом, чтобы сформировать у обучающихся умение:
сравнивать;
обобщать;
находить характерные признаки понятий;
определять вид суждений;
строить умозаключения.
При этом планируются этапы урока так, чтобы деятельность учащихся была направлена на:
репродукцию;
самостоятельность;
желание применять знания;
поиск;
развитие гибкости мышления.
Современная логика, - чрезвычайно разветвленная наука, связанная с философией, математикой, кибернетикой, лингвистикой, психологией и др. научными дисциплинами. Учитывая это, подбираю литературу и учебные пособия так, чтобы всё это помогло учащимся овладеть азами логической науки, узнать, её историю, проследить связи с другими науками и с решением практических задач на уроках по математике, физике, истории, географии, истории и др. ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Этот опыт опирается на программно-методический комплекс «Информационная культура» Ю.А. Первина, направлен на решение основных проблем:
воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать в жизненной ситуации;
ввести учащихся в мир основных принципов и операций человеческого мышления, изучаемых формальной логикой;
создать основу для преподавания алгоритмизации, программирования, моделирования в старших классах.

В методике предусмотрено активное вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-творческую деятельность через систему практических заданий, проектных работ, сообщений, оформления презентаций и т. п. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проведенный в конце 2009-2010 учебного года повторный анализ определил положительную динамику изменений групп умений творческого проявления учебно-познавательной компетентности учащихся, что доказало целесообразность системы работы по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Разработанная образовательная траектория применяется другими учителями информатики района для оптимизации образовательного процесса и повышения его информационной емкости, с целью получения положительного результата при условиях: единая системность обозначенных образовательных технологий, грамотное сочетание всех видов познавательной деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика.
Проводимое педагогическое исследование, полученные положительные результаты исследования могут быть использованы не только учителями информатики, но и другими специалистами в области педагогики: учителями других школьных предметов, так как, основываясь на полученных результатах, можно отметить, что при такой работе повышается эффективность обучения, идет более углубленное изучение материала по другим школьным предметам, учащиеся на уроке выступают не в роли слушателей, а в роли экпериментаторов-исследователей.





10. Результативность опыта:
В последние годы в российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе ИКТ, которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и сети Internet.
Выше не раз говорилось, что применение ИКТ влияет на повышение познавательной активности школьников. Это действительно так. Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний учащихся по предмету.
Преимущества использования ИКТ в преподавании информатики диктуются современным подходом к данной проблеме. Учащиеся, занятия которых проводятся с использованием информационно-компьютерных технологий, находятся в более выгодном положении: увеличивается объём информации на уроке, что способствует не только решению задач урока, но и расширению кругозора учащихся, усилению активности мыслительной деятельности обучаемых.
Учащиеся развивают и совершенствуют навыки работы с ПК: с текстовым редактором Microsoft Word, программой Microsoft Power Point, учатся работать с мультимедийными программами, самостоятельно находить информацию, используя справочные материалы на CD-дисках, интернет - ресурсы. То есть компьютерная техника, и информационные технологии постепенно становятся привычным средством решения разнообразных задач в любых сферах деятельности. Компьютер превратился в эффективный инструмент, облегчающий усвоение знаний по различным предметам, делающий более интересным и живым весь процесс обучения.

Обучение учащихся с использованием ИКТ подготовит к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией, используя средства коммуникации, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, подготовка презентаций, которые учащиеся выполняют при изучении предмета информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство. Учащиеся используют электронные носители информации (запоминающие устройства, СД-диски, DVD-диски) для переноса информации на свои домашние компьютеры, что способствует осмысленному выполнению ими домашних работ, воспитывает ответственность, творческий подход к порученному делу, достижению поставленных перед ними целей. Компьютер в их жизни перестает быть игровой приставкой- средством для развлечения, а становится помощником в изучении информатики.
Современные компьютерные технологии, широко шагнувшие в систему образования, помогают учителю идти в ногу со временем, разрабатывать новые идеи и средства выражения, дают возможность решать более интересные и сложные проблемы. К тому же использование компьютера вполне естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей, познавательной активности школьника, развитие информационной культуры учащихся и создания благополучного эмоционального фона. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Важным моментом в использовании ИКТ является то, что эти занятия нравятся детям, стимулируют их активность, самостоятельность и доставляют учителю удовлетворение от проделанной работы.
Информатика начинает занимать важное место среди школьных предметов. Компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку познавательного интереса учащихся к информатике и способствует развитию у школьников творческого подхода к освоению школьной программы по предмету, а также способствует изучению разделов, выходящих за рамки школьной программы.
Главная цель российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для достижения указанной цели необходимо достижение нового современного качества образования, важным элементом которого является подготовка подрастающего поколения в области информатики и информационных технологий. Качественное образование означает в том числе и то, что обучение проходит на учебно-материальной базе с использованием технических средств информатизации и информационных технологий. В современных условиях перед школой поставлена цель – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способнее активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанной с информатизацией. Достижение этой цели является выполнением социального заказа общества.
Одновременно перед системой среднего образования поставлена задача подготовки учащихся нового типа мышления, способных использовать постоянно расширяющийся интеллектуальный и научный потенциал в условиях интенсивной информатизации общества. Особенно актуален этот вопрос для учителя информатики, чтобы научить открывать доступ к ведущим библиотекам и информационным центрам России и развитых стран мира, электронной почте, использовать возможности дистанционного обучения.
Положительные результаты:
улучшилась психологическая атмосфера в классе за счет дополнительной возможности реализации способностей и знаний учащихся при решении межпредметных задач;
происходит более эффективное развитие творческих способностей учащихся, проявляется интерес не только к знаниям на уроках, но и к способам их приобретения на уроках и вне их;
достигается более глубокое усвоение изучаемого материала по соответствующей дисциплине;
у учащихся формируются исследовательские умения, умение принимать оптимальные решения;
результаты решения задач (демонстрационные модели, наглядные материалы), используемые в учебном процессе, позволяют в значительной мере оживить и разнообразить урок.


Ежегодная позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года по годовым оценкам в 11-х классах:

Учебный год
Классы
% успеваемости

2007-2008
11 А
100%


11Б
100%

2008-2009
11 А
100%


11Б
100%

2009-2010
11 А
100%




Подтверждение уровня обученности
по результатам экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ в 11 классе:

Учебный год
Класс
Количество
учащихся

% уровня
обученности
Средний балл

2009-2010
11 А
1
100%
71


Подтверждение уровня обученности
по результатам краевой диагностической работы в 11 классе:

Учебный год
Класс
Количество
учащихся

% уровня
обученности

2009-2010
11 А
20
76%


Подтверждение качества знаний учащихся
за последние два года по годовым оценкам в двух классах:

Учебный год
Классы
Количество учащихся
% уровня обученности
% качества знаний

2007-2008
11 А

100%



11Б

100%


2008-2009
11 А

100%



11Б

100%




Я надеюсь, что обобщение моего опыта, применение и использование ИКТ на уроках информатики при изучении темы «Логика в заданиях ЕГЭ» как средства повышения мотивации, познавательной активности школьника и развитие информационной культуры учащихся, будет способствовать выявлению наиболее эффективных методик преподавания информатики и изучению эффективности информационной технологии обучения учащихся в средней школе.
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютерных технологий в школьном образовании. В данной работе я показала лишь некоторые возможности использования их в обучении и воспитании школьников, что, несомненно, повышает мотивацию изучения предмета, активизирует процесс обучения (как для учителя, так и для учеников). Опыт работы по применению  новых технологий в школе, позволяет говорить, что при умелом использовании информационных, компьютерных технологий, учитель получает мощнейшее средство, позволяющее ему добиваться высоких результатов в работе.
Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство  школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
Внедряя информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, я как учитель информатики помогаю раскрыть творческие способности и преподавательскому коллективу школы. Так, учителя школы принимают участие в конкурсах районного значения, участвуют во всероссийском фестивале «Открытый урок», занимают призовые места. ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Образование вступило в информационную фазу, и применение информационно-коммуникационных технологий обогащает содержание предметных учебно-образовательных областей традиционного образования.

Библиографический список:
Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2003.
Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, - 2003, 241 с. Часть 1. 72 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., - 1995. 336 с.
Беспалько В.П. Персонифицированное образование. // Педагогика. / М., - 1998, №2. С. 12-17.
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 1995. 220 с.
Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. // М.: Наука, - 1987, 255 с.
Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // М.: ГНИИСИ, - 1998.
Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. // М.: Знание, - 1986.
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. // М.: Изд-во МГУ, - 1999.
Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. // М.: Изд-во УРАО, - 1998. 204 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2001.
Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 1998, 225 с.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: Школа-Пресс, - 1994. 205 с.
Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 1991. №1. С. 3-10.











ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Обобщающий урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Творческая работа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Урок – игра.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Урок, контролирующий знания учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Объяснение нового материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Закрепление учебного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Обобщение учебного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Повторение изученного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Проверка знаний учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Разработка и проведение викторин, конкурсов по информатике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Проведение внеклассных мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Участие педколлектива в ИКТ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Проведение тематических конференций, лекториев.
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Факультатив по информатике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Здоровьесберегающие технологии.










Михалева Светлана Николаевна

13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115