Урок русского языка. Проверяемые и непроверяемые слова. Упражнение в подборе однокоренных слов. 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе
Учитель Богданова С.А.
Тема: Проверяемые и непроверяемые слова. Упражнение в подборе однокоренных слов.
Цели урока.
1. Расширить знания учащихся о безударных гласных в корне слова;
2. учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать;
3. развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся.
Задачи.
1. Формирование умений проверять слова с безударными гласными;
2. Систематизировать знания о безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
Ход урока
 
I. Организационный момент 
II. Постановка проблемы урока
    Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
  – Я хочу вам рассказать историю.
  Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
  – Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово? (Слайд 3)

 
II. Постановка темы и цели урока
  – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
  – Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
IV. Работа над темой урока
Словарная работа (Взаимопроверка)
- Запишите слова. (Все слова имеют букву в). Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные.
1. Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит,
И куда-то он спешит. (Ветер)
2.Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: Кар, кар, кар, кар! (Ворона)
3. Время года, которое следует за зимой? (Весна)
4. Чик! Чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
5. Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется (алфавит).
6. Человек, дружески расположенный, к кому – нибудь.(Товарищ)
2. Игра "Найди лишнее слово". (Слайд 4)
- Среди записанных слов найти одно лишнее, объяснить почему.
Ветер, сорока, весна, воробей, алфавит, товарищ.
(Все слова словарные кроме слова весна
- Что вы можете сказать о написании безударных гласных звуков в словарных словах? (Они не проверяются ударением)
Что нам может помочь написать правильно эти слова? (Словари)
-В слове Весна куда падает ударение? ( на а во втором слоге).
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Какие слова называются однокоренными словами?
3) Работа в парах.
На доске записаны слова. (Слайд 5)
 Найдите среди этих слов однокоренные слова, выпишите их. Выделите корень, поставьте ударение. Подберите для записанных слов проверочное слово.
Весенний, ветер, веснушки, веснянка, весна, весело
     Проверка. (Слайд 6)
4) Работа над словами. (Слайд 7)
Самостоятельная работа, (с коллективной проверкой)
- Как мы называем слова, в которых в корне есть гласная непроверяемая ударением? (словарные)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Нужно ее поставить под ударение).
Разделяют слова с безударными гласными на 2 группы: непроверяемые ударением и проверяемые.
Волна, береза, трава, ягода, капуста, река.
Проверяем. Коллективная проверка.
- Устно назовите проверочные слова к словам 2 группы.
5) Работа в группах (5 групп).
  - Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно записать родственные слова, подчернуть проверочное слово.
  Сад, боль, лес, дом
  Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
6) Работа над предложением. Какография (исправление ошибок).
- Прочитайте предложение. На какое правило допущены ошибки? (проверяемые и непроверяемые безударные гласные).
- Запишите предложение в тетрадь. Исправьте ошибки в предложении, в скобках пишите проверочное слово.
В соду у бирезки появился первый цвиток. (Слайд №8)
Самопроверка (слайд№9)
– Что вы посоветуете ученику, который написал предложение? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
7) Доп. Упр.15 с.68 (по рядам)
V. Итог урока
VI. Рефлексия
    Самооценка собственной работы на уроке.
  – У вас каждого есть листочки с лесенкой успеха из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?
VII. Д/з упр.17 с.69
Рисунок 1“ђ Заголовок 315