Открытый урок отработки умений и рефлексии по теме Составление алгоритма проверки орфограмм в корне слов. Работа с алгоритмом.


Место проведения: ГБОУ ООШ №20Дата проведения: 26.12.2014
Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
УМК: «Планета знаний»
Технологическая карта
Тема Составление алгоритма проверки орфограмм в корне слов. Работа с алгоритмом.
Цель деятельности учителя Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова; совершенствовать умение использовать разные способы и приемы проверки орфограмм.
Задачи Образовательные:
- обобщить и систематизировать изученные проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова;
-совершенствовать навыки правописания орфограмм в корне слова, используя разные способы и приёмы проверки;
-совершенствовать умение работать с планом, составлять сочинение.
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем.
и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
Развивающие:
-развитие познавательного интереса к происхождению слова;
-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка;
- расширение кругозора обучающихся;
-развитие творческих способностей, исследовательских умений.
Формируемые УУД личностные :   
- проявлять устойчивое стремление к процессу общения;
- заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов;      
- принимать и осваивать социальную роль ученика;       
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?).
регулятивные :        
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
 - отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
познавательные :   
 - ориентироваться в учебнике, в тетради;
 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Основные понятия Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, алгоритм.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
презентация,
раздаточный материал для парной работы,
система контроля и мониторинга качества знаний PROClass 

Этапы урока Содержание этапов Планируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Начинается урок,
он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
учитесь думать, рассуждать.
Слайд №2

-Сегодня у нас в гостях на уроке Ванечка и Машенька.
-Они такие же ученики, как и вы. Вместе с нами на уроке они будут исследовать.
-А что значит исследовать?
-У вас на столах лежат копии страниц толковых словарей.
-Прочтите, что означает слово исследовать.
словарь
Слайд №3

Исследовать – это…1) Подвергать научному изучению.2) Внимательно, тщательно осматривать что-либо, знакомиться с чем-либо для выяснения, изучения
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока.
Цель:
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. -Как думаете, что мы будем исследовать на уроке русского языка? …(средства языковой речи)
-А какие вы знаете средства языковой речи? ( слово, словосочетание, предложение, текст)
-Что в слове мы исследуем? звуки и буквы.
Сегодня на уроке нашими ключевыми словами будут слова:
Слайд №4

Я думаю
-я считаю
я докажу
я выяснил
- И вот наше первое исследование:
На доске слова:
з . ма, шу . ка, со . нце.
Слайд №5.

- Ребята, посмотрите все на доску. Какие буквы пропущены? Надо доказать, что именно эта буква пишется.
Дети--- я считаю, что:
В слове зима – безударная гласная и, проверочное слово – зимний.
В слове шубка – парная согласная б, проверочное слово – шуба.
В слове солнце – непроизносимая согласная л, проверочное слово – солнышко.
У.: А теперь повторите еще раз, какие орфограммы в этих словах.
Д.: Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная.
Слайд №6

В какой части слова эти орфограммы?
Цель нашего урока обобщить знания по этим правилам корня и закрепить умения проверять и писать слова на эти правила.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
3. Обобщение и систематизация знаний
Цель:
подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Определение и объяснение орфограмм
Слайд №7

а) Манечка и Ванечка получили задание исследовать слова и распределить их на 3 группы по орфограммам. Поможем им?
Работаем в парах.
Влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти, к . лючий.
Надо правильно вставить буквы и записать слова в табличку (розовая карточка).
-Сначала объясню более трудные слова:
властный – имеющий власть над кем-то, имеющий склонность повелевать;
ненастный – дождливый, пасмурный
-Прежде чем приступим к выполнению задания,
повторим правила написания корней.
Слайд №8

Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Слайд №9

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Слайд №10

Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать.
Поверка:
Устно доказать, почему вставили эту букву.

Я считаю....
Безударный гласный Парный согласный Непроизносимый согласный
к . вер
св . сток
к . лючий.
погру . ка
лопа . ка
ко . тивлас . ныйненас . ныйчудес . ныйб) Манечка и Ванечка выполняли домашнее задание и им встретилось в тексте слово ТРА(В,Ф)КА. Слайд №11

Маша считает, что в корне этого слова пишется В, а Ваня –Ф.
Кто прав?
Я докажу, что…
травка- трава, травушка, травы.
-Что общее в этих словах? корень, значение
-Как можно назвать эти слова? однокоренные, родственные
-Как пишется корень в однокоренных словах? одинаково
Учебник:
-Об этом нам напоминает правило стр. 128. Прочитайте самостоятельно, вслух.
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
-В русском языке довольно часто встречаются слова с непроизносимыми согласными, парными согласными.
-Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения. Вы должны назвать слова с парными и непроизносимыми согласными, которые услышите.
-Маше и Ване это задание показалось сложным, а вы сможете услышать орфограммы?
Слайд №12

Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
-После каждой строчки дети называют слова, затем под диктовку слова записывают в тетрадь с проверочными словами, выделить корни
Слайд №13

Физминутка.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре в процессе проверки 5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция -Ваня выполнил письменную работу и говорит, что все у него правильно. Сейчас мы исследуем его работу и проверим.
Индивидуальная работа у доски
Я думаю….
Дериво живет карнями, а человек друзьями.
Землю красит сонце, а человека трут.
Нет такого друшка, как родимая матужка..
Дети выходят и исправляют ошибки?
-Объяснить смысл, списать пословицы комментированное письмо
Слайд 14

Работа с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
 Творческое задание в группах
1 группа выполняет тест «Правописание орфограмм в корне слова»
2 группа выполняет творческое задание по выбору.
слайд №15

-А теперь представьте, что вы писатели. У каждого из вас свое задание. Вы должны исследовать и написать текст. (У всех карточки).
Составьте предложения.
Вьюга, в, гудит, ярос…ная, лесу.
Снегом, тр..пинки, засыпаны.
Хол..дно, на, морозе, ребяти..кам.
Ша..ки, они, надели.
-6540515684500 Составьте мини-сочинение по опорным слов
з…ма;
доро…ки;
сн… жинки;
зан…сло;
83312030353000к…вер.
После выполнения теста 1 группой происходит смена заданий.
1 группа
-Прочитайте свою работу.
2 группа свои сочинения.
-Назовите слова на сегодняшние правила с проверочными.
-Как написали? Почему?
6.Рефлексия. Анализ и содержание итогов урока, формирование выводов по изученному материалу. Деятельностная рефлексия.
Слайд №17

- Давайте оценим свою работу на уроке на листочках по такой схеме:
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
Слайд №18

- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- Выполняют на индивидуальных листочках.
Итог урока.
-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
( повторить правила хором)
Домашнее задание
Слайд №19

Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.
Заместитель руководителя ОО Е. А. Осипова / __________/