Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний о правописании проверяемых орфограмм в корне слова

Конспект открытого урока в 3 классе.
Тема: «Обобщение знаний о правописании проверяемых орфограмм в корне слова».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: развитие умений находить разные виды орфограмм в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для актуализации знаний учащихся о корневых орфограммах, проверки орфограммы в корне слова по обобщённому правилу, для правильного подбора проверочных слов, расширение словарного запаса и развития умения видеть изученные орфограммы в словах;
- отрабатывать умение правописания слов с изученными орфограммами.
Воспитательные:
- создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, учебной активности; воспитание у учащихся: чувства любви к родному языку, уважения друг к другу, поддержки и взаимопомощи.
Развивающие:
- формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы, развивать у учащихся: речь, память, мышление и мотивацию к изучению предмета.
Коррекционные:

Ход урока
I. Организационный момент
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть Вас мы очень рады!
Поздороваемся

Эмоциональный настрой.
Ребята, представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите его своему товарищу. Пожелайте удачи друг другу.
Ребята, начать наш урок я хотела бы пословицей. "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости"- на доске.
-Как вы ее понимаете? ( С каждым днем мы узнаем что-то новое, становимся умнее, разумнее, образованнее)
- Что у меня в руках? шкатулка, сундук.
- Что же такое «Сундук»?
Это изделие с откидной или съемной крышкой, используется как емкость для хранения предметов обихода, ценностей и других вещей. Используется в самых разных культурах, начиная с древних времен. Древнейшие из сундуков были изготовлены в Древнем Египте, позже в Древней Греции. В России сундуки были одним из самых распространенных предметов мебели. Сундук на Руси – семейная реликвия. Он заменял шкаф.
- Что можно хранить в сундуке?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок с нашими знаниями. Мы уже давно начали его заполнять. Образно говоря, сундучок это что? Наша память
- Знания по какой теме мы складывали в сундучок на последних уроках? (Правописание орфограмм в корне слова)
Откройте тетради, запишем число. Число на доске.
Шестнадцатое декабря. Какая орфограмма в слове «шестнадцатое», «декабря» «классная», «работа» ?
II. Словарная работа.
Начнем урок со словарной работы.
Отгадайте загадки, запишите словарные слова, выделите орфограммы.
- Скажите, почему мой друг спит без подушки, ест без рук, зимой без валенок гуляет,
а если рад - хвостом виляет? (собака)
- Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык- тык. (заяц)
- Невидимкою зимою он является ко мне, и рисует, как художник, он узоры на окне.(мороз)
- Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадет в ловушку и комар и мушка.(лягушка)
- Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
Выгоняли рога погулять на луга. И рога вечерком прибрели с молочком (корова)
Проверка. Покажите с помощью веера какую орфограмму написали в словах. Дети поднимают буквы, Сергей называет.
Найдите общий признак этих слов. Что их объединяет? (это имена существительные, словарные слова).
Исключите лишнее слово. По какому признаку его исключили? (отвечает на вопрос «что?» неодушевленное имя существительное, остальные отвечают на вопрос «кто?», обозначают одушевленные имена существительные, обозначающие зверей)
- Составьте предложение со словом «мороз».(Варианты детей)
Я предлагаю вам предложение: Оно записано у вас на корточках под № 1. Прочитайте его. Мороз укрыл поля снежком, а пруд затянул ледком.
- Какие буквы пропущены ( называют слово, поднимают веер с буквами). Какие орфограммы встретились в словах, в какой части слова они находятся? ( безударные гласные и парные согласные в корне слова).
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Назовите тему нашего урока. (Правописание слов с орфограммами в корне). Мы несколько уроков изучали эту тему, пришло время их повторить, применять на письме, то есть доставать из сундучка наши знания, проверить, как мы справимся с заданиями на эту тему
У вас на карточках под № 2 даны слова, которые необходимо распределить на группы. Прочитайте эти слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить?
Договоримся, что 1 группа- слова с безударными гласными, 2 группа- слова с парными согласными.
Учащиеся 1 группы записывают слова в тетрадь, 2 группа- карандашом над словами ставит № 1 или № 2.
Сергею записать по выбору по два слова из каждой группы.
Учитель контролирует работу 2 группы.
Прочитайте слова 1 группы, 2 группы.
Как проверить орфограмму: безударная гласная в корне.(если орфограмма в корне нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударная гласная стала ударной)
Как проверить орфограмму: парная согласная в корне.(подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы парный согласный слышался отчетливо)
-Можно ли сказать, что эти правила проверки орфограмм похожи? В чем? (и водном и в другом случае мы подбираем однокоренные слова или изменяем форму слова).
-Помогли нам знания из сундучка?
- В чем отличие? Безударная гласная становится ударной, а парный согласный слышится отчетливо.
- Молодцы!
III. Физминутка для глаз. Встают, выходят из-за парт.
А сейчас будем показывать различные движения:
В небе самолеты, наблюдаем за птичкой, встретились с лягушатами, познакомились с зайчонком, посидели на пеньке.
Отдохнули, садимся и продолжаем работать.
IV. Применение полученных знаний.
- Сейчас, вы все станете учителями. Вам предлагается найти и исправить ошибки в тексте, который у вас на карточках под № 3.
Прочитайте текст. О чем он? Текст записать. Озаглавить.
Пока учащиеся работают с текстом, параллельно индивидуально решают задания на компьютере (задания из СД приложения к учебнику).
Садятся на место и продолжают работать с текстом.
- Кому нужна помощь?
- Кто выполнит задание № 3, может перейти к заданию № 4.
IV. Рефлексия
Учитель: Давайте подведем итог урока.
- Какие знания из наших «сундучков» помогли нам выполнять задания на уроке? (ответы детей)
- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, и парной согласной в корне слова? (ответы детей)
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Для чего?
-Сохранили ли вы хорошее настроение на протяжении всего урока?
-Оцените свою работу сегодня на уроке. Поднимите смайлики:
– доволен своей работой., у меня были проблемы, было трудно, я не усвоил материал
Домашнее задание: самостоятельно подобрать по 10 слов с изученными орфограммами, подобрать проверочные слова.
Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

№ 1. Прочитай предложение, вставь пропущенные буквы.
Моро(з,с) укрыл п(о,а)ля сне(ж,ш)ком, а пру(д,т) зат(я,е,и)нул ле(т,д)ком.
№ 2. Распредели слова на группы.( 1 группа – безударные гласные, 2 группа – парные согласные)
Грибы, узкий, стрела, водичка, лодка, морской, гроза, резкий, лошадь, сказка.
№3. Исправь ошибки в тексте. Озаглавь и запиши текст.
На дв(о,а)ре моро(с,з). Выпал пуш(ы,и)стый сне(к,г). Саша надел теплую шу(п,б)ку и меховую ша(б,п)ку. Он бежит на пру(т,д). Там много ребя(д,т). Они играют в сне(ш,ж)ки и катаются на к(а,о)ньках . Вес(и,е)ло з(е,и)мой!
№4. Подчеркни букву, которую нужно написать в слове, напиши проверочное слово.
Обу(ф,в)ка ____________ п(е,и)чурка__________пя(д,т)ка__________ хл(и,е)бами________выг(о,а)нять_________ ч(и,е)стота________________


€ђ Заголовок 2€ђ Заголовок 315