Урок русского языка на тему Орфограммы в корне слова с самоанализом (9 класс)


Урок русского языка в 9 классе
Тема: Орфограммы в корне слова.
Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Тип урока: урок-практикум
Место урока в системе уроков:  один из уроков в разделе «Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах»
Цель урока:
-вспомнить правила, определяющие написание орфограмм в корне слов; формировать умения распознавать орфограммы, классифицировать их, группировать по видам.
 
Задачи урока:
образовательные:
 - обобщение и систематизация знаний, полученных ранее;
- развитие орфографической зоркости;
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
развивающие:
- развитие навыков монологической  и диалогической речи;
- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении  проблемы.
 Оборудование:
 компьютерная  презентация, рабочая тетрадь .
Ход урока
I. Организационный момент.
 
Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
 
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (СЛАЙД) 
 Ярких представителей которого я рад сейчас приветствовать.(СЛАЙД) 
Вот ямщицкая изба, где не раз останавливался автор того стихотворения, которое сейчас было прочитано.
О ком идёт речь, ребята?
  -Тургенев
 -Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?
Изучали произведения с 5-го класса( «Му-му»),  продолжали знакомиться в 7-м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе).
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Актуализация знаний
 Сегодня мы начнём работу на уроке с отрывком из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь»
Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с той, которая лежит на парте. Подпишите её.
 Задание 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.  Назовите, какие орфограммы вам встретились в этом тексте.
(СЛАЙД) 
Мы с товарищем соб...рались в далекую поездку и предпол...гали выехать до з...ри, однако  отправились в путь поздно. Дорога шла р...внинной местностью, не поднимаясь и не опускаясь; всюду  расст...лалась необозримая степь. В полдень мы распол...жилисьна отдых  на берегу маленького озера. Ребятишки, заг...релые, бронзовые, плавали, как настоящие пл...вцы.  Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям нельзя былоприк...снуться.  Подл...жив под голову непром...каемый плащ, я заснул.
 Какая орфограмма объединяет слова, встретившиеся в этом тексте?(СЛАЙД) 
 Ответы
Чередующаяся гласная в корне слова.
 От ударения: заря, загорелые, пловцы.
От согласной корня: предполагали, расположились.
От суффикса -а-: собирались, поднимаясь, расстилалась, прикоснуться.
От лексического значения слова: равнинной (искл), непромокаемый
 
Определение  темы урока
- Исходя из проделанного задания, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Возможный вариант ответа:
Чередование гласных в корнях слов
 - А если посмотреть на эту тему ещё шире?
            
Тема нашего урока - Орфограммы в корне слова
  А как вы думаете, чем будем мы сегодня заниматься на уроке?
 
 Постановка цели  урока:
 
- Ребята, исходя из сделанных заданий, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
 
-Вспоминать правила, определяющие написание орфограмм
-распознавать орфограммы, классифицировать их, группировать по видам
 Задание 2.
Давайте вспомним, какие виды орфограмм в корне слова существуют в русском языке. Для этого рассмотрим следующие группы слов.    (СЛАЙД) 
1.Окрес_ности, прелес_ный, со_нце, грус_ный, чес_ный, доблес_ный, , голлан_ский 
2.Кла(с,сс), гру(п,пп)а, а(л,лл)ея, ко(м,мм)уникация, гри(п,пп), су(б,бб)ота,  ма(с,сс)а.
 
3.Ш_в, ч_рточка, ш_к, ш_рстка, ш_рты, ш_пот, ж_рдочка 
 Подумайте, какая орфограмма встречается в этих  словах? (СЛАЙД) 
 
В_рсистый, ед_ничный, зач_рованный, см_гчение, ув_дание, цв_тистый, подм_стерье 
(Проверяемая безударная гласная в корне слова)
 Какая орфограмма встречается в этих  словах? (СЛАЙД) 
 
Ч_мпион, н_стальгия, г_ризонт, прив_легия, прим_тив, сенс_рный, апл_дировать, тр_туар ?(Непроверяемая безударная гласная в корне слова)
 
  -При затруднении, где мы можем узнать верное написание слова? ( В орфографическом словаре)
 Правила вы знаете хорошо, владеете навыками определения орфограммы в корне. Однако в правописании безударной гласной в корне слова, особенно в словах с чередующейся гласной, школьники часто допускает большое количество ошибок. Этому и будет посвящена оставшаяся часть урока.
 III. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
Перед большой дорогой немного отдохнём. Предлагаю игру:
Верите ли вы, что…(СЛАЙД)
Если верите, поднимаете руку. Если не верите – руку не поднимаете.
- в русском языке безударные гласные в корнях всегда проверяются ударением? (нет). Аргументируйте ответ.
- что выбор гласной в корнях с чередованием зависит от разных условий (да). Аргументируйте ответ.
-что среди слов с чередованием гласных в корне есть слова-исключения? (да).
Приведите примеры (утварь, сочетать - сочетание, росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу, равнина, ровесник, уровень, поровну, зоревать).
 (СЛАЙД) 
Перейдём к закреплению знаний на практике
 
Задание 3. (СЛАЙД) 
Чтобы проверить, как вы можете находить слова с орфограммами корня в тексте, выполним  следующее задание.
 Перед вами отрывок из рассказа Тургенева «Певцы». 
1-я группа. Найдите слова с проверяемыми гласными, объясните орфограммы.
2-я группа. Найдите слова с непроверяемыми гласными, объясните орфограммы.
3-я группа. Найдите слова с чередующимися гласными, объясните орфограммы.
 
Он пел; все слушали его с большим вниманием. Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, творческими, и потому, как говорится, просто лез из кожи. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское , расположившееся на большой орловской дороге, славится по всей России своими особенно приятным и согласным напевом… у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал, как лист,  и беспорядочно улыбался.                                            И.С. Тургенев «Певцы»
Проверяемые НепроверямыеЧередующиеся
говорится
краях
село
своими
орловская
беспорядочно
 
  внимание
дорога
особенно
орловская
беспорядочно
  творческими
расположились
разгорелись
 
Задание 4. (СЛАЙД)
 Фразеологизмы в русском языке являются яркими средствами выразительности.
А как часто слова с орфограммами в корне могут употребляться в составе фразеологизмов?
Давайте это выясним, выполнив следующее задание. Чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо объединиться в группы. Повернитесь друг к другу так, чтобы вам удобнее было работать.
  Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выберите один фразеологический оборот и придумайте с ним предложение.
 
Задание для группы. Выполненное группой задание.
Группа 1.
Ср...внять с землей.
Глаза сл...паются.
Бр...сать слова на ветер. Группа 1.
 
Сровнять с землей — уничтожить.
Глаза слипаются — мучительно хочется спать.
Бросать слова на ветер — говорить без пользы.
Орфограммы:
1. Безударная проверяемая гласная в корне слова: слипаются (липнет), бросать (бросит).
2.Чередование гласных в корнях слов: горит, сровнять, вложить.
 Предложения.
Папа работает ловко: дело у него горит в руках.
Группа 2.
Вт...рать очки.
Зад...рать нос.
Ума не прил...жу. Группа 2.
Втирать очки — обманывать, вводить в заблуждение.
Задирать нос — важничать, зазнаваться.
Ума не приложу -  не в состоянии о чем-то догадаться.
Орфограммы:
1. Безударная проверяемая гласная в корне слова:
2. Чередование гласных в корнях слов: втирать, задирать, не приложу,. Предложения.
 Света выиграла в конкурсе, теперь задирает нос.
Если на улице задирать нос, можно упасть.
Группа 3
Сг...реть от стыда.
С...деть сл...жа руки
Вст...влять палки в колёса Группа 3.
Сгореть от стыда — испытывать сильное чувство стыда.
Сидеть сложа руки — ничего не делать, бездельничать.
Вст...влять палки в колёса — намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.
 
Орфограммы:
1. Безударная проверяемая гласная в корне слова:  сидеть, вст…влять3. Чередование гласных в корнях слов: сгореть,
Предложения.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки
Сложа (сложив) руки кольцом, мы изображали разные фигуры.
Озвучьте, пожалуйста, то, что у вас получилось.
-Где мы можем узнать значение фразеологизма?
(Во фразеологическом словаре)
 
 Задание 5.  (СЛАЙД)
Выполним следующее задание, чтобы выяснить, как вы умеете отличать орфограммы в корнях с чередованием от других орфограмм
В каждой группе слов найди лишнее.1) растение, растереть, возраст, расти
лишнее - растереть, т.к. в нём корень -тер- и приставка рас-, а в остальных корень -раст-;
2) подгореть, выгорел, гора, сгорание 
лишнее - гора, т.к. в корне этого слова проверяемая безударная гласная, а в остальных - чередующаяся;
в) творог, творить, сотворение, творительный
лишнее - творог, т.к. в нём корень - всё слово, а в остальных корень -твор-.
 
Задание 6.  (СЛАЙД) 
Тест с последующей самопроверкой
-Ребята, в этом году вам предстоит сдавать экзамен  в форме ГИА. Одно из заданий – А5 –проверяет умение правильно определять орфограмму в корнях.
Предлагаю вам выполнить это задание. За каждый правильный ответ вы получаете по одному баллу.
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (ГИА. 9 класс)
1) наслаждаться
2) преподавать
3) возгорание
4) богатырь
 
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1) озираюсь
2) покос
3) плывут
4)грохотать
 
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1) встречали
2) коснулся
3) уцепиться
4) посмотрел
 
4. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне
1) находилась
2) отгоняли
3) собака
4) замирала
 
 
5. Укажите слово с проверяемой гласной в корне
1) солдат      2) прародительница
3) палатку    4) сержанты
 
 Проверьте себя и оцените свою работу. (СЛАЙД)
 
Правильные ответы
3,  3,  2,  3,  2
 
-Кто набрал 5, 4 баллов? Молодцы! –
-А есть, кто правильно ответил только на 3, 2 задания? Ничего, у вас ещё есть время выучить правила.
 
 IV. Стадия рефлексии
 
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Учитель:
На странице 6
КЛАСТЕР
 рабочей тетради вы видите таблицу, но она заполнена не до конца. Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек. На эту работу 1,5-2 мин.
- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что  правописание гласных в корне слова является одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками допускается большое количество ошибок.
1) Что вспомнили на уроке?
-Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм
 
2) Что делали?
-Распознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам
- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
- закрепляли знания через применение их на практике;
- готовились к выполнению  задания ГИА     А5
- Что вам помогало в работе?  
 
Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице на странице 7.
Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.
Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и  поставьте себе оценку за урок.
Кто получил 5,4,3….
 V. Домашнее задание.
1.Написать мини-сочинение на тему «Весна в моём городе», используя корни с чередованием.
2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения, в которых есть слова с чередованием гласных в корне.
-Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов на экзаменах!
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Данный урок входит в систему уроков в  разделе «Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах».
При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
На мой взгляд, выбранная  структура урока  является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
В начале урока прочла стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык», дети вспомнили известные им произведения И.С. Тургенева, что позволило установить контакт с детьми, осуществить мотивацию учебной деятельности.
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовала отрывок из произведения «Лес и степь» И.С. Тургенева, который позволил детям вспомнить и озвучить известные им орфограммы в корне слова. Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки орфографических навыков подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.
Проверка полученных ранее знаний по теме «Орфограммы в корне слова» осуществлялась различными  способами;  проводился устный и письменный опрос.
Для активизации учебной деятельности  в середине урока использовался прием технологии «Развитие критического  мышления через чтение и письмо»: «Верите ли вы, что…».
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности  у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
После того, как обучающиеся вспомнили известные им орфограммы в корне, был осуществлён переход к применению знаний и умений. Для закрепления материала был подобран разноуровневый дидактический материал. Например, отрывок из текста  И.С Тургенева «Певцы» служил для отработки навыков написания орфограммы «Орфограммы в корне слова»; задания в тестовой форме, задание «Найди лишнее слово» были ориентированы на выполнение экзаменационного задания по русскому языку. Обучающиеся находили изучаемую орфограмму во фразеологизмах, с которыми конструировали предложения, что способствовало развитию речи обучающихся.
Кластер, составленный в конце уроке, позволил систематизировать имеющиеся у детей знания по теме занятия, подвести итог урока.
Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.
Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления.
На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий:Технологии развития критического мышления ( приёмы «Верите ли вы, что…», Кластер) – служат для активизации мыслительной деятельности; тестовой технологии (задание А5, Найдите лишнее)- воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям;информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал,делает более понятным и доступным; групповой технологии – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.
Изучаемый  материал подавался поэтапно, от простого к сложному.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.
Применение на уроке рабочей тетради позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.
Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся,  имеющих средний уровень развития.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий ГИА А5 и в конце урока.
Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий.
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью итоговой таблицы проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
При подготовке к уроку продумала несколько запасных методических шагов, но они не потребовались, так как с первых минут урока почувствовала  интерес учеников к данному уроку.
В ходе всего урока  происходили активизация и развитие  самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталась с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.
В ходе урока я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала  обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала  небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась  так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показать свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего урока.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав урок, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности урока.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю, что цели и задачи урока достигнуты. Думаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.