Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»».


Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе.



Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»».
(русский язык, 6 класс)











Подготовила учитель русского языка и литературы
высшей категории
ГБОУ СОШ 514
Гончарова Ольга Вячеславовна





2016г.
Г.Санкт-Петербург
Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»».
(русский язык, 6 класс)
Место занятия в системе уроков
В системе уроков по развитию речи описанию внешности отводится важное место, потому что этим умением должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.

Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.
Задачи урока:
I. Образовательные:
- отличать описательный вид от других типов речи;
- познакомить учащихся с особенностями сочинения-описания внешности;
- учить составлять план описания;
- производить лингвостилистический анализ текста.
II. Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, прививать эстетический вкус;
- воспитывать самостоятельность при выполнении задания;
- сформировать интерес к языку живописи.
III. Развивающие:
- развивать речь и память учащихся через работу с текстами;
- развитие речи учащихся через использование в высказывании портретной лексики;
- развитие мышления через анализ текста – выделение главного, соотношения образа и мысли, обобщение.

Методическое обоснование
Сочинение по картине – одна из самых сложных методических проблем решать которую можно по-разному.
Для обучения описания внешности детям была предложена картина известного художника портретиста В. Серова. Правдивость изображения сочетается с правдивостью выражения чувств, мыслей, переживанием, настроение героев. Самый прекрасный портрет никогда не заменит живого человека. Но портрет может сказать нам многое, что не скажут письма, дневники. В портрете проявляется сущность человека его внутренне «я». Кроме того художники стремятся передать свое отношение к персонажу, поэтому в сочинении необходимо раскрыть внутренний мир человека. Наибольшие трудности вызывает именно «чтение портрета». Важно научить внимательно всматриваться в картину, описать то, что ученик видит на ней, определить детали, краски, колорит, свет.
Формирование и умение описывать внешность человека помогают шедевры русской живописи, среди которых картина Серова «Девочка с персиками». Данная тема является достаточно актуальной и интересной для учащихся, вместе с тем это одна из сложных методических проблем, требующая от учащихся определенных знаний, умений, навыков, в первую очередь собирать материал по картине, составлять простой и сложный план, использовать портретную лексику.
Подготовка к сочинению составляет один урок, написание сочинений является домашним заданием.

Тип урока: это урок развития речи, комплексное применение знаний. Данный урок является сквозным в рамках изучения темы, описание внешности в курсе русского языка и литературы.
Все задания, использованные в ходе урока, объединяются общей темой «описание внешности». Урок носит ярко выраженный воспитательный и развивающий характер, так как в основе его лежит произведение искусства.
Урок проводится в традиционной форме с использованием компьютерной презентации.

Цель двусторонняя:
Актуализировать знания учащихся и углубить их;
Совершенствовать знания, умение, навыки учащихся

Методическая и лингвистическая литература
Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. // Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.,1980.
Никитина Е.И. Уроки развития речи. – М., 2002.
Канарская О.В. Методические основы инновационного обучения русскому языку // Автореферат. – Санкт-Петербург, 1992.
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.




































Конспект урока по русскому языку в 6 классе


Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».

Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.
Задачи урока:
I. Образовательные:
- отличать описательный вид от других типов речи;
- познакомить учащихся с особенностями сочинения-описания внешности;
- учить составлять план описания;
- производить лингвостилистический анализ текста.
II. Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, прививать эстетический вкус;
- воспитывать самостоятельность при выполнении задания;
- сформировать интерес к языку живописи.
III. Развивающие:
- развивать речь и память учащихся через работу с текстами;
- развитие речи учащихся через использование в высказывании портретной лексики;
- развитие мышления через анализ текста – выделение главного, соотношения образа и мысли, обобщение.


Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы урока. Введение в речевую ситуацию.
Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – описанию внешности человека.
Описание внешности – важное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.
III. Определение целей и задач урока.
Работу над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками».
Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изобразительного искусства, и постараемся эти знания применить на нашем уроке.
IV. Проверка домашнего задания. Знакомство с отдельными страницами биографии художника.
С творчеством Серова вы знакомы.
- Что вы знаете о Серове? Его родителях?
- Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи?
- Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился?
- У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику?
- Какие еще картины Серова вы знаете?
V. Подготовка учащихся к восприятию картины (на основе презентации). Осмысление темы урока.
Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру.
Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности.
В.А Серов – великолепный портретист глубоко понимая духовный мир детей и изоброжая их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов: «Девочка с персиками» (1887г.) «Саша Серов», «Дети», «Дети Боткиных», «Миха Морозов», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы» и др. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, той особой непосредственностью, которая свойственна изображением мимолетно схваченной натуры.
Не пытаясь представить свои юные модели более взрослыми, художник вместе с тем проявляет глубокий интерес к жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера, которая светится в любознательно-вопрошаещем, чуть –чуть беспокойном выражении их глаз. Серьезная сосредоточенность еще более усиливает поэтическое обаяние детского душевного мира. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л.Н. Толстого и в рассказах А.П. Чехова.
VI. Восприятие картины.
- А сейчас, ребята, непосредственно обратимся к репродукции. Рассмотрите картину внимательно.
VII. Комплексный анализ картины под руководством учителя.
Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
- Что изображено на картине?
(Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски).
- Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?
- Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему.
- Что вы чувствуете и о чем думаете когда смотрите на этот портрет?
- Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?
- А какой у нее характер?
- Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?
- Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?
- Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?
- Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона?
- Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой?
- Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине?
- Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости)
- Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины?
VIII. Анализ искусствоведческого текста, составление плана.
Мы с вами учимся не просто рассматривать, а описывать портрет, в этом нам помогут два текста, написанных известными искусствоведами Г.С. Арбузовым и И.Э. Грабарем о портрете – картине «Девочка с персиками» кисти В.А. Серова.
Прочитаем 1-ый текст (чтение текста)
Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве ,подмосковном имении С.М. Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обереваемый жаждой творчества.
О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов - все это прелестно, все оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство.
Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих "случайностях",сквозит неповторимая радость жизни.
С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова, /по Г.С.Арбузову/.

- На какие черты обращает внимание автор, и в какой последовательности?
Черты портрета.
Лицо.
Взгляд.
Волосы
Руки
Одежда.
Обстановка (интерьер)
Цвет
Свет
IX. Определение темы и основной мысли текстов.
- А сейчас выпишите из текста эпитеты, характеризующие эти черты.
- Определите цель этого высказывания? (Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление).
- Чему учит нас Арбузов? (Всматриваться в портрет)
- Какова основная мысль текста? «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях» «сквозит» «неповторимая» радость жизни».
X. Лингво-эстетический анализ текста.
Действительно, Арбузов учит нас всматриваться в портрет, описывать его, для этого он активно использует «описательные части речи» прилагательные и существительные. (слова со значением признака). Я посчитала, из 225 слов – 18 знаменательных частей речи, из них 26 прилагательных, 12 причастия, 58 существительные со значением признака и только 16 глаголов.
- А теперь обратимся к тексту Грабаря?
Вернувшись в Москву в 1887г (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запошит. Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва ее узнал. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать - в том самом платьице, в котором увидал, -в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и половины сентября.
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он задумал не просто портрет, а портрет-картину .Как не восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще более волновала сама модель, ясные детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ.
Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.
Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным невыразимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. "Девочка с персиками", как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства.
(По И.Грабарю).
- Что нового вы узнали из этого текста?
(Мы узнали об истории создания картины «Девочка с персиками», о том какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении)
- Чему учит нас Грабарь?
(Грабарь учит нас передавать свои чувства, давать оценку художественному произведению).
XI. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Наша задача, соединить воедино то, чему учит нас Арбузов (всматриваться в портрет и описывать его) и чему нас учит Грабарь (передавать свои чувства и давать оценку художественного произведения).
- Ребята, можно ли воспользоваться планом, который мы составили, для написания домашнего сочинения.
Какой пункт нужно еще добавить в план?
VI. Мои впечатления от картины.
XII. Рефлексия.
- Дома вы будете писать сочинение. Подумайте, как вы озаглавите свое сочинение. Помните, что название может быть связано с темой текста и основной мыслью. Разделимся на 4 группы. У вас на листочках написано несколько тем, выберите, какая вам больше нравится, аргументируйте свой выбор.
Какие из заголовков, которые вы назвали, передают тему, а какие главную мысль вашего будущего сочинения?

«Пленительный детский образ».
«Удивительный портрет».
«Портрет Веры Мамонтовой».
«Незабываемый русский портрет».
«Взгляд из детства».
«Чистота детской души».
«Лучший портрет Серова».
«Неповторимая радость жизни».
«Символ юности, красоты».
«Образ счастливой пары».

XIII. Оценивание себя.
Как я работал на уроке?
Как я готов к написанию сочинения?
XIV. Итог урока. Домашнее задание.


Технологическая карта урока


Методы, приёмы, формы работы, виды деятельности учащихся.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.

Орг. момент.
Метод: информационно-рецептивный.
Приём: слово учителя.
Форма работы:
коллективная, устная.
Вид деятельности: глобальное слушанье.









Метод: репродуктивный.
Приём: беседа, сообщения учащихся
Форма работы: индивидуальная, устно-письменная,
коллективная.
Вид деятельности:
слушанье, говорение, письмо.

Метод: информационно-рецептивный
Приём: демонстрация презентации, слово учителя.
Форма работы: коллективная.
Вид деятельности:
слушание.






















Метод: репродуктивный, информационно-рецептивный.
Приём: слово учителя, беседа.
Форма работы: коллективная, устная.
Вид деятельности: говорение, слушанье.

















Метод: частично-поисковый.
Приём:беседа, составление плана, речевое упражнение – выбор эпитетов,
Форма работы: коллективная, индивидуальная, письменная.
Вид деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение














































































Метод: творческий.
Приём: слово учителя, беседа, составление плана
Форма работы: индивидуальная, устная.
Вид деятельности: говорение, слушанье, письмо



Метод: частично-поисковый
Приём: анализ заголовков сочинения, самооценка
Форма работы: групповая, устная.
Вид деятельности: говорение, слушанье.











Фрагмент 1
Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – описанию внешности человека.
Описание внешности – важное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.
Определение целей и задач урока.
Работу над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками».
Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изобразительного искусства, и постараемся эти знания применить на нашем уроке.

Фрагмент 2
Проверка домашнего задания. Знакомство с отдельными страницами биографии художника.
С творчеством Серова вы знакомы.
- Что вы знаете о Серове? Его родителях?
- Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи?
- Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился?
- У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику?
- Какие еще картины Серова вы знаете?



Фрагмент 3
Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру.
Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности.
В.А Серов – великолепный портретист глубоко понимая духовный мир детей и изоброжая их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов: «Девочка с персиками» (1887г.) «Саша Серов», «Дети», «Дети Боткиных», «Миха Морозов», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы» и др. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, той особой непосредственностью, которая свойственна изображением мимолетно схваченной натуры.
Не пытаясь представить свои юные модели более взрослыми, художник вместе с тем проявляет глубокий интерес к жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера, которая светится в любознательно-вопрошаещем, чуть-чуть беспокойном выражении их глаз. Серьезная сосредоточенность еще более усиливает поэтическое обаяние детского душевного мира. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л.Н. Толстого и в рассказах А.П. Чехова.



Фрагмент 4
А сейчас, ребята, непосредственно обратимся к репродукции. Рассмотрите картину внимательно. (Комплексный анализ картины под руководством учителя.)
Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
- Что изображено на картине?
- Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?
- Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему.
- Что вы чувствуете и о чем думаете когда смотрите на этот портрет?
- Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?
- А какой у нее характер?
- Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?
- Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?
- Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?
- Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона?
- Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой?
- Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине?
- Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости)
- Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины?

Фрагмент 5
Анализ искусствоведческого текста, составление плана.
Мы с вами учимся не просто рассматривать, а описывать портрет, в этом нам помогут два текста, написанных известными искусствоведами Г.С. Арбузовым и И.Э. Грабарем о портрете – картине «Девочка с персиками» кисти В.А. Серова.
Прочитаем 1-ый текст (чтение текста)
Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении С.М. Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обереваемый жаждой творчества.
О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов - все это прелестно, все оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство.
Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих "случайностях",сквозит неповторимая радость жизни.
С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова, /по Г.С.Арбузову/.

- На какие черты обращает внимание автор, и в какой последовательности?
Черты портрета.
Лицо.
Взгляд.
Волосы
Руки
Одежда.
Обстановка (интерьер)
Цвет
Свет
Определение темы и основной мысли текстов.
- А сейчас выпишите из текста эпитеты, характеризующие эти черты.
- Определите цель этого высказывания?
- Чему учит нас Арбузов?

- Какова основная мысль текста?

X. Лингво-эстетический анализ текста.
Действительно, Арбузов учит нас всматриваться в портрет, описывать его, для этого он активно использует «описательные части речи» прилагательные и существительные. (слова со значением признака). Я посчитала, из 225 слов – 18 знаменательных частей речи, из них 26 прилагательных, 12 причастия, 58 существительные со значением признака и только 16 глаголов.
- А теперь обратимся к тексту Грабаря?
Вернувшись в Москву в 1887г (из Италии), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запошит. Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва ее узнал. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать - в том самом платьице, в котором увидал, -в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и половины сентября.
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он задумал не просто портрет, а портрет-картину .Как не восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще более волновала сама модель, ясные детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ.
Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.
Давно уже нет на свете этой девушки-подростка с таким чудесным невыразимо русским лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. "Девочка с персиками", как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства.
(По И.Грабарю).
- Что нового вы узнали из этого текста?





- Чему учит нас Грабарь?

Фрагмент 6
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Наша задача, соединить воедино то, чему учит нас Арбузов (всматриваться в портрет и описывать его) и чему нас учит Грабарь (передавать свои чувства и давать оценку художественного произведения).
- Ребята, можно ли воспользоваться планом, который мы составили, для написания домашнего сочинения.
Какой пункт нужно еще добавить в план?



Фрагмент 7
Рефлексия.
- Дома вы будете писать сочинение. Подумайте, как вы озаглавите свое сочинение. Помните, что название может быть связано с темой текста и основной мыслью. Разделимся на 4 группы. У вас на листочках написано несколько тем, обсудите их и выберите, какая вам больше нравится, аргументируйте свой выбор.
Какие из заголовков, которые вы назвали, передают тему, а какие главную мысль вашего будущего сочинения?
«Пленительный детский образ».
«Удивительный портрет».
«Портрет Веры Мамонтовой».
«Незабываемый русский портрет».
«Взгляд из детства».
«Чистота детской души».
«Лучший портрет Серова».
«Неповторимая радость жизни».
«Символ юности, красоты».
«Образ счастливой пары».
Оценивание себя.
Как я работал на уроке?
Как я готов к написанию сочинения?
Итог урока. Домашнее задание.
Написать сочинение по выбранной теме, опираясь на составленный план и собранные материалы

Запись даты, темы урока

















Индивидуальные сообщения учащихся о В.Серове



























































Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски.



















Читают и слушают текст, отвечают на вопросы, составляют план, выписывают эпитеты.











































Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление.
Всматриваться в портрет
«И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях» «сквозит» «неповторимая» радость жизни».





















Мы узнали об истории создания картины «Девочка с персиками», о том какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении
Грабарь учит нас передавать свои чувства, давать оценку художественному произведению





VI. Мои впечатления от картины.



Обсуждают в группах темы сочинения, аргументируют свой выбор