УМК« Перспективная начальная школа» русский язык 4 класс.Орфограммы в корнях слов.


МОУ сош С.Новая Кука Читинский район Забайкальский край
Парфёнова Галина Николаевна-учитель начальных классов.
УМК « Перспективная начальная школа».
Учебный предмет: русский язык 4 класс.
Авторы: Н.А. Чуракова русский язык 4 класс 2ч. и Зч.
-М.: Академкнига Учебник 2010г.
Т.А.Байкова тетрадь для самостоятельных работ №2
Раздел: Орфограммы в корнях слов.
Тема урока: Орфограммы в корнях слов.
Цель: Систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах и способах их проверки.
Задачи: актуализировать знания о родственных словах
формировать умение определять часть слова, в которой находится орфограмма и проверять её с помощью родственных слов и других форм этих слов
совершенствовать умение в работе с обратным и словообразовательным словарём.
воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: учебник 2ч. и Зч., тетрадь для самостоятельных работ N 2., рабочая тетрадь.
Технологическая карта урока
УМК « Перспективная начальная школа».
Предмет Русский язык 4 класс
Раздел Орфограммы в корнях слов.
Тема Орфограммы в корнях слов.
Цель Систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах и способах их проверки.
задачи актуализировать знания о родственных словах
формировать умение определять часть слова, в которой находится орфограмма и проверять её с помощью родственных слов и других форм этих слов
совершенствовать умение в работе с обратным и словообразовательным словарём.
воспитывать культуру учебного труда.
Планируемый результат Предметные:
Знать о корневых орфограммах и способах их проверки.
Личностные:
Желать приобретать новые знания, умения, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом процессе.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Организация пространства Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.
оборудование учебник 2ч. и Зч., тетрадь для самостоятельных работ N 2., рабочая тетрадь.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
У. -Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Плодотворной работы на уроке. Хочешь альпинистом стать -иди в горы. Хочешь грамотным быть- учись думать и мыслить. Открываем тетради, записываем число, тему урока.
2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
У. - Читаем тему урока. «Орфограммы в корнях слов».
-Какая цель нашего урока.
Д. Повторить корневые орфограммы и способы их проверки.
-У.Цель урока: « Систематизировать знания о корневых орфограммах и способах их проверки».
У. -В какой части слова должны находиться эти орфограммы. - Что такое корень?
д.- Общая часть родственных слов.
У. -Какие слова называются родственными?
д.- Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными словами.
У. -Могут ли родственные слова быть словами разных частей речи.
Д. -Родственными словами могут быть слова разных частей речи. Приведите примеры.
3. Работа по учебнику 3 ч. с. 67 упр. 59. (работа по группам).
I задание (самостоятельно)
У. -Прочитайте слова и запишите группы родственных слов, в каждом слове выделите корень, укажите часть речи, подчеркни орфограмму.
1) Лесочек(с), лесник(с), лесной(п), лес(С).
2) Перелетать(г), летать(г), полёт(с), улетать(г).
З) Крикун(с), крик(с), крикливый(п), кричать(г).
У. -Какая корневая орфограмма.
-д. Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.
- Какой способ проверки.
Д. -Подбор родственного слова.
11 задание ( самостоятельно)
Разбери по составу слово бегать, покажи ,как от усечённой основы было образовано слово бег, затем покажи как было образовано слово бегун.
бега -тЬ---+ бег-О

(усечение суффикса глагола) --. бег- ун-
(самопроверка по Словообразовательному словарю учебник -2ч с. 154 4. Работа по учебник- 3ч. С.67 у. 60 ( комментирование -цепочкой)
У. -Определи, в какой части слова находятся выделенные орфограммы.(корень)
Запиши слова, подчеркни и назови, какая орфограмма в них выделена. Рядом напиши проверочные слова или формы слов, доказывающие наличие этой орфограммы.
Д.- Искать -ищет( безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением), ловкий- ловок(парный по звонкости/глухости согласный в корне слова), доблестный- доблесть(непроизносимый согласный в корне слова), тропинка-тропка(безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением), известность-известие (непроизносимый согласный в корне слова), ошибка-ошибочка (парный по звонкости/глухости согласный в корне слова), ночной- ночь(безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением),секрет-секреты (парный по звонкости/глухости согласный в корне слова),хлестнуть- хлестать (непроизносимый согласный в корне слова), узел-узлы(беглый гласный в корне слова), опушек- опушка ( беглый гласный в корне слова), вишен-вишня (беглый гласный в корне слова).
5. Динамическая пауза.
6. Работа в тетради для самостоятельных работ №2 С.34 у. 31.( самостоятельно).
Задание: Вставь пропущенные буквы. Подчеркни одной чертой орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Двумя чертами- орфограмму «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Найди слово с орфограммой « беглый гласный в корне слова» и закрась его жёлтым цветом. Выпиши выделенные слова. Рядом напиши проверочные слова.
Проверка (комментирование с доказательством).
1) Играет, рекой, в сенях, конях, грачу, хочу, зимой, говоря, таится. 2) Блеск, ягод, грусть. З) Ветер(ветра) 4) Поднебесный-небеса, радостный- радость, чудесный- чудеса, праздник-празден, известно-известие.
7. Работа по учебнику -2 ч. Обратный словарь С.127. (работа в парах)
3адание (у-3ч С.70 у.64)
- Открой Обратный словарь на -А, на пка. Выпиши существительные образованные от усечённых основ глаголов. Подчеркни в них орфограмму « парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Рядом напиши глаголы которые дали жизнь этим словам. Выдели корень.
1.лепка-лепить
Скрепка- скрипет
Скрипка-скрипеть
штопка -штопать

2. тяпка-тяпать
посыпка- посыпать
покупка-покупать
за купка- за купать
У. - Какой способ проверки использовали? -Сделайте взаимопроверку. Оцените работу соседа.
- Открой Обратный словарь на -А, на бка. Найди в конце столбика и выпиши два слова с суффиксом с уменьшительно-ласкательным значением. Подчеркни орфограмму. Запиши проверочное слово. Разбери по составу.
Шубка-шуба, рыбка-рыба.
У. -Какой способ проверки.

Рыб-рыба, шуб-шуба.
8. Рефлексия. Дом.зад.У. с.69 упр.62.
Подведём итог нашей работы. - Над какими корневыми орфограммами мы работали?
Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.
Парный по звонкости/глухости согласный в корне слова. З. Непроизносимый согласный в корне слова.
4. Беглый гласный в корне слова.
- Назовите способы проверки.
-Д. Проверка может быть осуществлена как формой слова( например: вишен-вишня), так и родственным словом (лепка- лепить).
-какой вид работы больше понравился?
-А где были затруднения?
-Оцените свою работу сами. Спасибо всем.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация
учебной деятельности. -Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Плодотворной работы на уроке. Хочешь альпинистом стать -иди в горы. Хочешь грамотным быть- учись думать и мыслить. Открываем тетради, записываем число, тему урока. записывают Л.
2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока -Прочитайте тему урока
-какова цель нашего урока
-В какой части слова должны находиться эти орфограммы. - Что такое корень?
- Какие слова называются родственными?
-Могут ли родственные слова быть словами разных частей речи.
-Приведите примеры -повторить корневые орфограммы и способы их проверки.
-в корне
-общая часть родственных слов.
- слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными словами.
-родственными словами могут быть слова разных частей речи
приводят Р.
К.
П.
3. Работаем по учебнику 3 ч. с. 67 упр. 59.
I задание -Прочитайте слова и запишите группы родственных слов, в каждом слове выделите корень, укажите часть речи, подчеркни орфограмму.
-Какая корневая орфограмма? - Какой способ проверки?
IIзадание -разбери по составу слово бегать, покажи ,как от усечённой основы было образовано слово бег, затем покажи как было образовано слово бегун.
Работают по группам самостоятельно

-безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.
-подбор родственного слова.
Работают самостоятельно(самопроверка по Словообразовательному словарю учебник -2ч с. 154) П.
Р.
К.
Динамическая пауза Делают упражнения по музыку Работаем по учебнику- 3ч. С.67 у. 60-Определи, в какой части слова находятся выделенные орфограммы.(корень)
Запиши слова, подчеркни и назови, какая орфограмма в них выделена. Рядом напиши проверочные слова или формы слов, доказывающие наличие этой орфограммы.
комментирование -цепочкой К.
П.
Л.
Работа в тетради для самостоятельных работ №2 С.34 у. 31 -Вставь пропущенные буквы. Подчеркни одной чертой орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Двумя чертами- орфограмму «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Найди слово с орфограммой « беглый гласный в корне слова» и закрась его жёлтым цветом. Выпиши выделенные слова. Рядом напиши проверочные слова. Работают самостоятельно Проверка (комментирование с доказательством).
Л.
П.
К.
Работа по учебнику -2 ч. Обратный словарь С.127.
3адание (у-3ч С.70 у.64)
- Какой способ проверки использовали? -Сделайте взаимопроверку. Оцените работу соседа. (работа в парах)
взаимопроверка К.
П.
Итог работы -подведём итог нашей работы. - Над какими корневыми орфограммами мы работали?
- Назовите способы проверки
-какой вид работы больше понравился?
Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.
Парный по звонкости/глухости согласный в корне слова. З. Непроизносимый согласный в корне слова.
4. Беглый гласный в корне слова.
Проверка может быть осуществлена как формой слова( например: вишен-вишня), так и родственным словом (лепка- лепить). Р.
К.
Рефлексия. -Оцените свою работу сами
Я повторил( а)
Я закрепил (а)
У меня были затруднения Р.
К.
Л.
Домашнее задание с.69 упр.62. Спасибо всем.