Урок в 1 классе по теме : «Звуки. Деление звуков на группы. Различаем твердые и мягкие согласные звуки»


Обучение чтению
Тема: «Звуки. Деление звуков на группы. Различаем твердые и мягкие согласные звуки» –
Цель: Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения,заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;
- оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования;
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД
I Самоопределение к деятельности(организационный момент)
Цель: стимуляция познавательной мотивации, организация положительного самоопределения ученика к деятельности путем
присоединения к учителю
Психологический настрой:
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Улыбнулись гостям, друг другу,
И я вас улыбкой сегодня встречаю.
Успехов в учёбе я вам пожелаю.
Предлагаю подружиться и всем вместе потрудиться.
Сели.
Покажите, какие мы ученики. Мы учимся быть учениками

Дети готовы к уроку Личностные УУД:
- на протяжении всего урока осуществляется духовно-нравственное воспитание т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формирование доброго, уважительного отношения друг к другу (формирование коммуникативных действий)
- принятие образа «хорошего ученика».
А кого можно назвать учеником?
А учитель что делает?
Ученик-тот, который учится сам
Учитель помогает нам учиться
Личностные УУД:
-Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
- принятие образа «хорошего ученика»;
А как зовут наших учеников? Все мы успели познакомиться и подружиться?
Дети выходят по рядам, называют свое имя и имена, стоящих впереди учеников
Формирование коммуникативных УД:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.
-личностные этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Предметные УД- речевые -участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени .
Повторяем жесты «Поднятая рука», «отвечаем хором»
Класс наш лучше (всех)
Ждет его во всем (успех)
Девочки наши самые________________
Мальчики наши самые_______________
А все мы вместе самые _____________________ -всех
-успех
-красивые (хором),
самые веселые (отвечает один ученик)
сильные, самые умные
добрые, самые дружные Личностные УУД: -формирование самооценки на основе критериев успешной деятельности
II
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель:
подготовить мышление детей к проектировочной деятельности

Посмотрите на доску.
Чем мы будем заниматься? Чему мы будем учиться? Это будет план нашей работы. Запомните это слово. Мы должны составить план работы. Чему мы учимся и будем учиться? Начните со слов «Мы учимся…» Мы учимся оценивать свою работу
Учимся составлять предложения
Учимся делить слова на слоги
Учимся ставить ударение
Учимся работать со звуками
Формирование регулятивных УУД:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Предметные речевые:
-понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них
Что мы составили? Кто запомнил? Показали самооценку, как вы слушали и запомнили.
Мы составили план
-Формирование регулятивных действий: оценивать правильность выполнения действий;
Какая работа может быть со звуками?
Определим ЦЕЛЬ работы по картинкам.

Начните со слов «Мы должны…» Мы должны четко проговаривать звуки
Определять звуковые группы
Читать звуковые схемы Формирование коммуникативных УУД:
-развитие умение слушать и понимать других.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- оформлять свои мысли в устной форме.
Что мы определили? –
Показали оценку работы
Определили цель урока.
По этой цели определите тему урока Тема урока «Звуки»49212574866500
Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу;
Прочитаем это слово.
17467411176049212574866500

Покажите жестами:
согласие
несогласие

Дети показывают знаки (+-)

Формирование регулятивных УУД: -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
- оценивать правильность выполнения действий;
Предметные УД
-определять согласные звуки
III
Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
Класс разделился во мнениях.
Возникло противоречие.
Это проблема. Мы попробуем ее решить
Должен быть согласный мягкий
Оставим согласный твердый
1101725127000501650127000 ? ? Личностные навыки сотрудничества в данной ситуации, умение не создавать конфликтов и находить выходы из противоречивых ситуаций.
Регулятивные УД: -формирование умения находить проблему- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
IV
Построение проекта выхода из затруднений
Цель: развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний.
Решаем первую задачу
Четко проговариваем каждый звук.
Правильно дышим.
СКОРОГОВОРКИ
Последняя скороговорка про малину…

-Вы малину мыли ли
-Мыли, но не мылили
Формирование коммуникативных УД: -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач,
Где растет малина?
Мы тоже оказались в лесу. И нас встречает мудрая и умная сова. Она посмотрит, как вы умеете слушать и понимать.
Положили листочки перед собой.
Мы с вами составляли звуковой проект
Посмотрите, что произошло
В лесу, в саду
Исчезли звуки.
Звуковички, наверное, заболели.
Или их забрал Звукомор.
Формирование коммуникативных УУД:
-Развитие умение слушать и понимать других.
-Познавательные УУД:
-анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила;
Где находятся сейчас звуки?
Ваша задача переместить их в круг в нужный домик, а затем по схеме составить вопросы.
Покажите оценку понятности
Звуки находятся вне круга.

Формирование познавательных УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
У вас один листик. Как мы будем работать?
Вам надо договориться, кто какими Звуковичками заселит домики.
парами Формирование коммуникативных УД: -инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
Покажите готовность пары V
Самостоятельная работа
Цель: самостоятельное решение заданий. Восстановление проекта
Работаем. Восстанавливаем проект.
Регулятивные УД:
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Формирование предметных УУД
Делить звуки на гласные и согласные, различать согласные твердые и согласные мягкие
Коммуникативные УД.
Инициотивное сотрудничество:
- предлагать помощь и сотрудничество;
Личностные УД:
-доброжелательность, умение слушать и слышать
Коммуникативные УД:
-управление коммуникацией:
- осуществлять взаимный контроль, - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
Показали свои проекты!
2 задание
Договоритесь, кто в паре задает вопросы, а кто отвечает.
Выбор пары.
Какую пару вы хотели бы услышать?
В паре один ученик задает вопросы, другой отвечает:
-На какие две большие группы делятся все звуки?
- Все звуки делятся на гласные и согласные.
-Сколько всего гласных звуков?
- Гласных звуков -6
-Как отличить гласные от согласных звуков?
-При произношении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произношении согласных, воздух встречает преграды - губы, зубы, язычок.
-На какие подмножества делятся согласные звуки?
-Согласные звуки делятся на твердые и мягкие звуки.
Познавательные УУД:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Формирование коммуникативных УД
Инициативное сотрудничество:
- учиться ставить вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания,
- строить монологическое высказывание,
-учиться коммуникативному взаимодействию
- вести устный диалог,
- осуществлять взаимный контроль.
Сова тоже приготовила свой проект. Что вы можете о нем сказать?
Исправили ошибки. Проверили свои работы Исправление ошибок на доске:
-Гласных звуков должно быть 6, а не 5 .
-Не хватает одного звука.
-В группу твердых согласных попал мягкий согласный звук
Формирование регулятивных УУД
-сличать способ действия и его результат;
Познавательные УУД
- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
Коммуникативные УД
- строить монологическое высказывание,
Формирование познавательных УУД:
-рефлексия способов и условий действий;
-формирование адекватной самооценки.
Показали оценку правильности!

Чему мы учились?
-Мы учились делить звуки на группы
-Мы учились отличать гласные звуки от согласных,
-твердые согласные от мягких согласных.
Коммуникативные УУД
-слушать собеседника
Регулятивные УУД
-умение делать выводы
VI
Закрепление во внешней речи
Цель:
внешнее оформление новых алгоритмов;
фиксирование уже оформленного знания.

Кто нам помогает отличить твердые согласные от мягких согласных?
Я -Том, а вы Тимы
7061202095510604520955
б - бь
в - вь
г - гь
д - дь
з - зь
и т.д.
-Том и Тим
Игра «ТОМ-ТИМ»

Предметные УУД
-разграничивать понятия «звук» и «буква», мягкие и твердые согласные звуки, правильно называть твердые и мягкие согласные звуки.
Приготовьте наборные полотна.
175895014097000Я вам бросаю звуки, а вы их ловите!
116840014224000
24377651778000Л/, И, С, А
Самостоятельно прочитали слово
Посадили слово на язычок , произнесли - (хором – лиса!)
Показали составленное слово.
Ребята составляют слово ЛИСА

Познавательные УУД -использовать знаково-символические средства (модели и схемы);
Предметные УУД:
-последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; -выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные
-создавать короткие устные деловые высказывания на основе схем, моделей и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.
Читательские навыки:
-читать правильно и плавно звуковые схемы-самостоятельно готовиться к схематическому чтению слов.
Прочитаем слово:
Прочитайте свое составленное слово друг другу
183959524955500Что можете сказать об этом слове?
282432314747700
(Позовем лису. (ЛИСА, ЛИСА, )

ИГРА с ударником!
Ученики читают слова с ударением на 1слог, потом – на второй
Вы правильно определили ударение, поэтому встречайте нашу гостью
Показ лисы на слайде (видео)
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
- учебно-познавательный интерес к новому; внутренняя позиция школьника
Составим предложения со словом лиса (. ? !)
(показ схемы на доске)
Лиса живет в лесу?
Лиса живет в лесу!
Лиса живет в лесу?
Лиса живет в лесу!
Лиса живет в лесу?
Лиса живет в лесу!


(. ? !)
Составление предложений, выбор предложения и интонационное чтение с ударением на каждом слове
Составление рассказа про лису.

Предметные речевые УД
-выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится интонационно;
-создавать короткие устные высказывания на основе схем, моделей по своим впечатлениям от увиденного.
Предметные читательские УУД:
-при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику.
-осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
Коммуникативные УУД:
- строить монологическое высказывание.

Вернуться к схеме «Звуки»
Лиса хочет узнать, какой же согласный необходим в слове звуки?
6657223873
В слове звуки третий согласный из группы мягких согласных. Он мягкий. Его произносит Тим.
Формирование познавательных УУД:
-построение рассуждения;
Рефлексия
Вам было интересно?
Вам было трудно?
Выбор настроения.
Видеофрагмент
Формирование коммуникативных УУД:
инициативное сотрудничество:
- формулировать свои затруднения

Литература:
Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Ч-77- М. Просвещение,1993.-с. 318- ISBN 5-09-004824-X.
примерная образовательная программа
ФГОС
Диск «Русский язык» - видео уроки 1 класс