Презентация по русскому языку на тему Фонетика. Классификация звуков: гласные и согласные


Русский язык 5 класс
Тема урока: Фонетика. Классификация звуков: гласные и согласные.
Цели урока: 1. познакомить с русским алфавитом; с названиями букв русского алфавита; с количеством звуков и букв; с двойной ролью букв Е,Е,Ю,Я.
2.располагать слова в алфавитном порядке.
3. воспитание чувства юмора.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: Чтение по ролям, игра «Кто больше?»
Оборудование: учебник, опорная таблица.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию темы урока: Сообщение темы и цели урока.
III.Проверка домашнего задания.Упр.21
Муравьи слепы. Однако они прекрасно ориентируются, общаются друг с другом. Оказывается, у них есть свой особый язык – «язык» запахов.
IV. Новая тема.
Слово учителя: Тысячи разных звуков окружают человека: шуршание осенних листьев, пение птиц, лай собак, смех детей. Окружают нас и особые звуки – звуки речи, из которых состоят слова. Как вы думаете, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов на русском языке? Оказывается, всего 42. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется ФОНЕТИКОЙ. Звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем. А теперь познакомьтесь с русским алфавитом на стр.14 и произношением этих букв. (Правило на стр.14)
148806391168В русском языке
42 звука
00В русском языке
42 звука

1750695126365032689801270000
411208125276гласные - 6
00гласные - 6
303466438191согласные - 36
00согласные - 36

Буквы и звуки
Буквы Звуки
гласные согласные гласные согласные
10 21 6 36
А, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я Б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,
ф,х,ц,ч,ш,щА, и, о, у, ы, э Б[б‘], в[в‘], г[г‘], д[д‘] ж, з[з‘], й, к[к‘], л[л‘], м[м‘], н[н‘], п[п‘], р[р‘], с[с‘], т[т‘], ф[ф‘], х[х‘], ц, ч, ш, щ
Ъ и Ь звуков не обозначают, к гласным и согласным буквам
не относятся
V. Закрепление материала
1.Работа над текстом.
а)Чтение текста «Русская народная песня»
б) ответить на вопросы к тексту
-Кто является автором этой песни?
-Почему её называют народной?
-О чём эта песня?
в)словарная работа:
срежу с березы – қайыңнан қиып алам
пруточек – тонкая ветка без листьев – шыбық
гудочек – старинный русский инструмент дудочка
балалаечка – музыкальный струнный инструмент
г)спишите первый куплет с припевом
2.Задание 1.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, подчеркните гласные буквы.
Школа, шкаф, стена, лампочка, стул, парта, забор, ручка, куртка.
Второй уровень. Спишите, подчеркните согласные буквы.
Цветок, село, почта, секрет, путь, подоконник, коридор, зал, кабинет.
Третий уровень. Спишите, расставьте пропущенные буквы.
Ур…к, д…ска, эт…ж, дв…р, д…ван, кр…сло, ск…терть, д…рожка.
3.Вып. упр.27
Дом – дым, бык – бак, лук – лак, сын – сон.
4.Работа по карточке.
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.
П…нал г…рой
П…тух ч…твергП…сок т…традьМ…шина пш…ницаVI. Подведение итогов урока.
Тест.
1. Укажите гласный звук.
А) [и] В) [в] С) [г]
2.Укажите согласный звук.
А) [э] В) [у] С) [р]
3.Укажите гласный звук.
А) [ж] В) [ш] С) [а]
4.Укажите согласный звук.
А) [ы] В) [и] С) [с]
5.Укажите гласный звук.
А) [ф] В) [п] С) [о]
VII. Домашнее задание.
1.Упр.28, стр.14
2.Комментирование оценок