Путешествие по страницам любимых книг.


МКДОУ «ЦРР-ДС «Радуга»
Художественно- эстетическое развитие.
Тема: «Путешествие по страницам любимых книг»
Подготовительная группа.
Воспитатель:
Т.А. Солодковас. Александровка
Цели:- систематизация и обобщение знаний детей о литературном жанре- сказка, рассказ.
-обогащение музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
-формирование танцевальных навыков при инсценировании песен.
Задачи: формировать стремление детей к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать и стать активным читателем;
Развивать умение мыслить, анализировать, сопоставлять;
Закреплять навык работы в коллективе;
Развивать двигательную активность детей.
Материал: презентация «Путешествие по страницам любимых книг». Запись песен «Маленькая страна» (клип), «Буратино», «В гостях у сказки». Чудо- сундучок, «сказочные» вещи- ореховая скорлупа, пони, деревянная ложка, красная шапочка, ключик; портреты детских писателей; чудо- дерево; книга А.П. Чехов «Каштанка».
Предварительная работа: чтение литературных текстов разной тематики и жанров для детей; знакомство с биографией авторов этих произведений; дидактические игры «Чей портрет?», «Узнай сказку»; инсценировки фрагментов сказки (по выбору детей); чтение по ролям; разучивание стихотворений о книге.
Ход мероприятия.
Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать?
- Скажите, мне пожалуйста, а на чем можно путешествовать? (ответы детей)
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам детских книг, в волшебную страну, в которой живут наши любимые книги.
Д/и «Волшебные слова»
Воспитатель – Ребята нужно произнести заклинание или волшебные слова. Сейчас я проверю, как вы их знаете.
Вопросы воспитателя:
Как заставить ведра идти за водой? «По- щучьему веленью, по -моему хотенью» (сказка «По- щучьему веленью»)
Как позвать Сивку- бурку? «Сивка- бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой». (сказка «Сивка- бурка»)
Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил ее желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…». (В. Катаев «Цветик- семицветик»)
Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом» (сказка «Василиса Прекрасная»)
Воспитатель- Вот мы и очутились в волшебной стране (звучит запись песни «В гостях у сказки»). А чтобы путешествие наше было еще интереснее, мы будем искать клад, который спрятан героями детских книг. Я сейчас тоже произнесу заклинание, и мы узнаем с вами, где искать клад. «Абра- кадабра!» (на экране появляются задания)
-Ребята, смотрите какие волшебные задания нам приготовили. Я думаю если мы по- порядку выполним задания, то узнаем какой у нас будет клад.
Задание 1 «Чудо- сундучок»
Воспитатель- Посмотрите – это чудо- сундучок, в нем лежат предметы, которые принадлежат героям разных сказок. Наша задача- узнать сказку по этому предмету.
В сундучке лежат: ореховая скорлупка («Дюймовочка» Г.Х. Андерсен), деревянная ложка («Жихарка»), перо жар- птицы/пони («Конек- Горбунок» П. П. Ершов), красная шапочка (Ш. Перро «Красная Шапочка), азбука/ключик («Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстой).
Воспитатель- Ребята, вы справились с заданием (открывается часть книги на экране). Отправляемся дальше, у нас впереди еще много интересного.
Задание 2 «Чудо- дерево»
Воспитатель- Ребята, смотрите, какое необычное дерево. На дереве растут не листочки, не цветочки, а портреты детских писателей. Вам нужно не только назвать этих писателей, но и постараться вспомнить книги, которые они написали.
По одному портрету снимают с дерева и называют автора и его произведения.
Воспитатель – В одной из песен есть такие слова:
«Книга, книга- друг наш не разлучный.
Нам с тобой, нам с тобой никогда не скучно.»- Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Их герои могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран, есть у нас такой герой (Буратино)
Музыкальная физминутка Буратино.
Воспитатель обращает внимание детей на скрипичный ключ (задание 3).
Музыкальный руководитель.
-Ребята, волшебная карта предлагает нам отгадать музыкальные загадки. Мы знаем, что многие композиторы создавали по мотивам сказок такие крупные музыкальные произведения, как оперу и балет. Ваша задача – узнать к какой сказке написан музыкальный отрывок и какой персонаж в нем изображен. Итак, садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
1. Полет шмеля (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
-Композитор, который написал оперу «Сказка о царе Салтане» - Римский-Корсаков. Скажите, а какой характер этого произведения? (Стремительный, взволнованный).
2. Марш синьора Помидора (Дж. Родари «Чиполино»).
-Этот отрывок из балета «Щелкунчик» армянского композитора Арама Хачатуряна. Каким изобразил композитор сеньора Помидора? (Важный, напыщенный, толстый)
3. Танец Феи Драже (И.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»).
Имя композитора, который написал балет «Щелкунчик», П. И. Чайковский. Какие слова мы можем подобрать для этой музыки? (Волшебная, сказочная). А инструмент, который помог передать это волшебство, называется челеста.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием карты, и клад становится все ближе.
На экране появляется третий фрагмент книги.
Воспитатель- Теперь у нас есть 3 фрагмента нашего клада, отправляемся дальше, у нас впереди последнее задание.
Задание 4. Интерактивная игра «Что перепутал художник»
Воспитатель- Наконец-то, ребята у нас все фрагменты нашего клада.(Книга) Кладом называется книга.
«Книги- как мудрые, добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о Земле и космосе, о жизни детей и взрослых, знакомят нас с миром природы»
Дети о книгах.
Что за добрые друзья
Живут в доме у меня?
Они стоят в шкафу на полках
В переплетах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на Земле,
Есть ли инопланетяне.
Что творится в океане,
Что случилось в Антарктиде,-
Обо всем расскажут книги.
Книга в трудностях поможет;
И всегда нам даст совет,
Наши знания умножит,
На вопросы даст ответ.
Я всех людей, что трудятся над книгой,
И уважаю и ценю,
А книги- у меня их много,
На книжной полке бережно храню.
Дети вспоминают пословицы и поговорки о книгах.
Воспитатель показывает портрет и книгу А.П. Чехова «Каштанка».
- 29 января – 155 лет назад родился великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Произведения его читают во всем мире.
Воспитатель- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте скажем спасибо и нашим гостям, за то, что они путешествовали с нами.