Литературно-игровая программа «Путешествие по страницам любимых книг»


Литературно-игровая программа «Путешествие по страницам любимых книг»
Составитель:
Педагог-библиотекарь
ГБОУ №604 г.Санкт- Петербург
Демченко М.С.
Литературно-игровая программа «Путешествие по страницам любимых книг» проводится на Неделе детской книги и предназначена для учащихся 5-х классов. В игре принимают участие пять команд (классов). Во время программы команды побывают на станциях “Восточной”, “Пушкинской”, “Заморской”, “Теремок”, “Зазеркалье” и ответят на вопросы.
Цели игры: учить детей работе в команде; развивать познавательные способности учащихся; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; побуждать к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, к работе с книгой.
Форма: интеллектуальная игра-путешествие по станциям
Подготовительная работа: разбить участников на команды и выбрать капитанов; выбрать ведущих, которые на станциях будут читать вопросы; заготовить маршрутные карты (рисунок 1) по числу команд, грамоты, подготовить пять участков, в которых будут располагаться станции, на дверях сделать вывески с названиями.
Ход игры: 
Организационный этап
Участники игры строятся в библиотеке, где ведущий знакомит их с условиями игры и раздает маршрутные карты капитанам команд. По сигналу ведущего команды расходятся по станциям. Как только все пять станций пройдены, команды вновь собираются для подведения итогов игры.
Библиотекарь:
В конце марта, в дни весенних каникул все ребята нашей страны справляют именины. Виновники этого торжества не Саши и Маши, не Коли и Толи, не Кати и Марины, а наши верные друзья- книги.
Праздник Детской Книги длится всю неделю. В нём участвуют миллионы детей по всей стране. И каждый день их ждут интересные встречи, увлекательные мероприятия.
Добрый праздник, который собрал и сегодня нас всех вместе, пришёл к нам из далёкого военного 1943 года. Тяжёлое время переживала страна: три года войны, разруха, голод, холод. Хотя и старались взрослые хоть как-то уберечь детей, облегчить их жизнь в эти страшные годы, но все понимали, что детям приходится сложнее всего.
«Была война и горькой и суровой, была беда на всех людей одна. У них и детства не было отдельно, а были вместе детство и война...». В марте 1943 года взрослые решили порадовать детей, провести для них праздник. Но какой? Как хоть на один день отвлечь детей от страха, голода, дать им немножко повеселиться? Писатель Лев Кассиль подумал, что больше всего на свете дети любят читать. Особенно любили книги дети войны. Многие из них не могли учиться: были разрушены школы, не хватало учителей, мало детских книг... И Кассиль предложил провести праздник детской книги. И вот 23 марта в Москве в Кремлевский зал пришли полуголодные, бедно одетые ребятишки. Но в глазах их светилось любопытство: «Что же будет там, за стенами главного дворца страны?».
А там ребят ждали писатели их любимых книг, которые рассказывали о себе, о своих книгах, отвечали на вопросы ребят.
Участники праздника решили ежегодно в дни весенних каникул отмечать книжкины именины. И не только один день, а целую неделю каникул ходить в детские библиотеки, читать книги. И не только в Москве, а по всей стране. Веселый выдумщик и хороший детский писатель Лев Кассиль назвал эту праздничную неделю "Книжкины именины" – так ее с тех пор и называют дети и взрослые.
Так появилась Книжкина неделя.
Игровой этап: команды отправляются по станциям

Вопросы для игры
Станция «Восточная»
Как звали дочь главного визиря царя Шахрияра?(Шахразада или Шахрезада)
Сколько ночей Шахразада рассказывала сказки царю Шахрияру?(1001 ночь)
Кем по профессии был отец Аладдина из сказки “Аладдин и волшебная лампа”?(портным)
Как звали царевну в сказке “Аладдин и волшебная лампа”?(Будур)
Где живут джины в арабских сказках?(в лампах, кувшине)
Какие волшебные слова открывали дверь в пещеру с сокровищами в сказке “Али-баба и сорок разбойников”?(Сим-сим (Сезам), откройся)
Как звали морехода, совершившего семь морских путешествий?(Синдбад)
Станция «Пушкинская»
1. Какая сказочная героиня четыре раза исполняла просьбы своего повелителя, а на пятый раз всё отняла?(Золотая рыбка)2. Как звали собаку в “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях”? (Соколко)3. Как звали царя в “Сказке о золотом петушке”? (Дадон)4. В кого превращался царь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (в комара, в муху или шмеля)5. На каких условиях Балда нанимается попу на службу?  (“В год за три щелка по лбу”)6. Сколько лет черти не платили оброк попу в “Сказке о попе и работнике его Балде”? (три года)7. Сколько лет рыбачил старик в “Сказке о золотой рыбке”? (30 лет и 3 года)8. Какой неодушевлённый предмет имел свойства говорить в “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях”?(зеркальце)
Станция «Заморская»
1. Кто из героев великого итальянского сказочника родился на грядке? (Чиполлино)2. Волшебной помощницей какой сказочной героини стала умирающая ласточка? (Дюймовочка)3. Кто из сказочных героев для верной службы хозяину потребовал себе сапоги? (Кот в сапогах)4. Какая сказочная героиня была столь любопытна и неосторожна, что съела совершенно неизвестный пирожок, как только прочитала надпись: “Съешь меня!”? (Алиса)5. Какая сказочная героиня была так неосторожна, что потеряла на ступеньках туфельку? (Золушка)6. Всем известно, что тролли – злые существа. Как звали очень доброго тролля? (Мумий-тролль)7. В корзинке какой сказочной героини лежал пирожок и горшочек масла? (Красная Шапочка)8. Верными помощниками, какой сказочной героини были семь замечательных гномов? (Белоснежка)
Станция «Угадай-ка»
1. Кому из литературных героинь были неведомая дружба, любовь, жалость, сострадание, гнев и другие человеческие чувства? (Снежная королева)2. Дверь в каморке какого сказочного героя открывалась золотым ключиком? (Папа Карло)3. Кто из литературных героев отмечал свой путь в лесу белыми камушками? (Мальчик-с-пальчик)4. Кому из сказочных героев посчастливилось путешествовать вместе с дикими гусями? (Нильсу)5. Кто отдал свои голоса за Маугли, позволив ему остаться в стае волков? (Балу, Багира)6. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (Варенье)7. Из какого растения плела рубашки Элиза для своих 11 братьев из сказки “Дикие лебеди”? (Из крапивы)8. Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка (Из тюльпана)
Станция «Теремок»
1.Как звали главную героиню в сказке “Финист – ясный сокол”? (Марьюшка)2. Какие задания даёт царь своим невесткам в сказке “Царевна-лягушка”? (Испечь каравай, выткать ковёр)3. Что должен был сделать Иванушка-дурачок, чтобы Елена Прекрасная в сказке “Сивка-бурка” стала его женой?(На коне доскочить до высокого терема да с её руки золотой перстень снять)4. Как звали младшего сына старика в сказке “По щучьему веленью”? (Емеля)5. Какое животное помогало Крошечке-Хаврошечке? (Рябая корова)6. Как Машенька смогла убежать от медведя в сказке “Маша и медведь”? (Спряталась под пирожками в коробе, который медведь отнёс бабушке с дедушкой)7. Чем ловил рыбу волк в сказке “Лисичка-сестричка и волк”? (Хвостом)8. Кто помог зайчику выгнать лису из своей избушки? (Петух)
Станция «Зазеркалье»
Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините автора и его произведение.
Список авторов:
Г.Н. Троепольский.
В.К. Железников.
Ю.К. Олеша.
Л. Кэрролл.
А. Линдгрен.
Д. Браун.
В.П. Астафьев.
К.Г. Паустовский.
Д. Роулинг.
А.С. Пушкин.
Список произведений:
«Три толстяка».
«Руслан и Людмила».
«Рони, дочь разбойника».
«Конь с розовой гривой».
«Заячьи лапы».
«Гарри Поттер и тайная комната».
«Белый Бим, черное ухо».
«Код да Винчи».
«Алиса в Зазеркалье».
«Чучело».
Ответы:
Г.Н. Троепольский – «Белый Бим, черное ухо».
В.К. Железников – «Чучело».
Ю.К. Олеша – «Три толстяка».
Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье».
А. Линдгрен – «Рони, дочь разбойника».
Д. Браун – «Код да Винчи».
В.П. Астафьев – «Конь с розовой гривой».
К.Г. Паустовский – «Заячьи лапы».
Д. Роулинг – «Гарри Поттер и тайная комната».
А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила».
Станция «Веселая путаница» (приложение 1)
Станция «Юморина» (приложение 2)

Конкурс капитанов «Cкороговорки»
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.
4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Заключительный этап: в конце игры подводятся итоги, команды награждаются дипломами и грамотами.
1 Кто другому яму копает, 8 тот сам в нее попадает.
2 Любишь кататься, 11 люби и саночки возить.
3 Муж возом не навозит, 14 что жена горшком наносит.
4 Кто ест скоро, 17 тот и работает споро.
5 На охоту ехать - 19 собак кормить.
6 Кто рано встаёт, 12 тому Бог даёт.
7 Любовь не картошка - 18 не выбросишь в окошко.
8 У кого что болит, 1 тот о том и говорит.
9 На то она и щука, 20 чтоб карась не дремал.
10 Не говори о себе худо, 15 другие об этом позаботятся.
11 Чтобы других учить, 2 надо свой разум наточить.
12 Кто старое помянет, 6 тому глаз вон.
13 Не спеши языком, 16 спеши делом.
14 С пчелкой водиться - в медку находиться, 3 а с жуком связаться – в навозе оказаться.
15 По одежке встречают, 10 по уму провожают.
16 Слово – серебро, 13 молчание золото.
17 С кем поведешься, 4 от того и наберешься.
18 Язык мой - 7 враг мой.
19 С волками жить - 5 по-волчьи выть.
Приложение 1
Карточка № 1
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
Кто из сказочных героев очень любил поговорку ''Одна голова хорошо, а две лучше''?
Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.
Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. Карточка №2
Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.
Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?
Карточка № 3
В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?
Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?
Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”? Карточка № 4
Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.
Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе?
Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.
Карточка № 5
Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?
К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?
В какой сказке К.И.Чуковского звери самые трусливые? Почему?
Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”? Карточка № 6
У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты?
Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?
Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?
Какого учителя математики прославила маленькая девочка?
Приложение 2