Обобщение опыта. Игровые технологии на уроках биологии как средство повышения познавательной активности учащихся.


Игровые технологии на уроках биологии как средство повышения познавательной активности учащихся.
Учиться играючи. Путь к этой цели лежит через возврат к генетически более ранним формам деятельности, и в первую очередь к игровым. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Использование игровых технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.
При использовании игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием, так как может выступать в нескольких функциях:
Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятии в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Чаще всего учитель является «ведущим» игры, который управляет всем процессом и подводит итоги. Оценивают результаты игры, как правило, сами учащиеся. За правило надо принять то, что «ведущий» должен быть готов поощрить каждого ученика, чтобы поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих».
Игры можно проводить при изучении одной темы, связав их воедино. Такие игры, как правило, преследуют следующие цели:
Закрепить знания учащихся по определенной части темы.
Повысить познавательную активность учащихся.
Создать стимул в приобретении самостоятельно дополнительных знаний по теме.
Научить работать в коллективе по принципу «Один за всех и все за одного».
Таких игр должно быть не менее двух и не более четырех, если тема большая. Игры должны иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок. Безоценочный подход к учебным играм, на мой взгляд, устраняет один из стимулов: стремление к лучшему изучению материала. Ведь учебная игра это не только, когда всем весело и интересно, но это еще и огромный труд учителя и ученика, направленный на освоение или изученного, развитие логического и абстрактного мышления, умение работать в коллективе. Учитель может использовать игровые технологии на различных этапах урока; для проведения зачетных и обобщающих уроков; для проведения внеклассных мероприятий по биологии. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. При организации игр по биологии учитываю возрастные особенности учащихся среднего звена: любознательность, наблюдательность, желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.
Приведу несколько вариантов учебных игр, которые я применяю на уроках биологии в 6 классе. Игра 1. «Капитан Врунгель» (проводится в парах). Все учащиеся хорошо знают этого героя и за что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками, который оформляется на отдельных листах и должен содержать 5-6 ошибок. Ученики обмениваются работами и выявляют в них ошибки. Работа оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа и правильности найденных ошибок. Игра 2. «Кто лишний?» Может проводиться при изучении любой темы. Из группы предложенных растений необходимо выбрать лишнее и объяснить, почему. Могут быть использованы гербарии растений, рисунки, фотографии, комнатные растения. Ученик получает конверт, в котором лежат рисунки, или гербарные листы, или просто карточка, на которой написаны названия растений. Например, спирогира, улотрикс, хламидомонада, сфагнум, фукус, ламинария. (Лишний – сфагнум, так как перечислены водоросли, а сфагнум – мох). Игра 3. «Биологическое домино». На карточках написано название вида или рода растений, относящихся к одному семейству. Приглашаются два ученика, которые получают равное количество карточек. Первый ученик кладет карточку, второй должен дополнить название вида или рода данного растения. Работа выполняется в паре, партнеры которой должны быть равными по силе.
Таким образом, игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов, способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Благодаря игровым технологиям педагогу удается решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать учащихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их познавательную деятельность, повысить самооценку и позволить им самореализоваться. Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни.
Источники информации:
Люлькович Е.А. Игровые технологии на уроках биологии. festival.1september.ru/articles/501888/.
Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: М.П. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.